Новости
Новости за год:
2006,
2007,
2008,
2009,
2010,
2011,
2012,
2013,
2014,
2015,
2016,
2017,
2018,
2019,
2020,
2021,
2022,
2023,
2024,
Презентация книги «Нам не уйти от Родины навеки...»: Дневники, письма, воспоминания Е.Д.Воейковой
26 марта в Доме Русского Зарубежья им. А.Солженицына состоялась презентация книги «Нам не уйти от Родины навеки...»: Дневники, письма, воспоминания Е.Д.Воейковой.
Российскому читателю хорошо знакомы мемуары дочерей Екатерины Дмитриевны Воейковой — Наталии Ильиной («Дороги и судьбы», «Возвращение») и Ольги Ильиной-Лаиль («Восточная нить», «Восток и Запад в моей судьбе»), а также письма их бабушки О.А.Толстой-Воейковой («Русская семья “Dans la tourmente déchqinée...”. Письма О.А.Толстой-Воейковой 1927–1930 гг.»). Книга Екатерины Дмитриевны Воейковой-Ильиной стала недостающим звеном, дополнив и завершив хронику трех поколений одной русской семьи. В издание вошли дневники Е.Д.Воейковой-Ильиной, ее письма к дочери Ольге и к друзьям Кофодам, воспоминания, в которых предстает только одна из многих трагическая история «разгрома помещичьих гнезд». Книга читается как объемное, многослойное повествование о русской интеллигенции, в котором частные судьбы вплетены в драматические коллизии XX века.
На вечере в Доме Русского Зарубежья книгу Е.Д.Воейковой-Ильиной представляла ее дочь Ольга Ильина-Лаиль, которая является составителем издания. Она рассказала о том, как собирались материалы для книги. «Мне хотелось, чтобы это было издано, чтобы люди знали о жизни людей этого поколения; это история России», — сказала Ольга Ильина-Лаиль. Особую благодарность за помощь в издании книги она выразила директору издательства «Русский путь» Виктору Александровичу Москвину и президенту Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталье Дмитриевне Солженицыной.
Виктор Алексеевич Виноградов — лингвист, заведующий отделом Института языкознания РАН, подчеркнул то значение, которые имеет нынешнее издание в ряду уже опубликованных книг, которые все вместе — не что иное, как «семейная эпопея» старинного российского рода. Рассказав о своем знакомстве с Е.Д.Воейковой-Ильиной в 1965 году, он отметил: «Несмотря на то, что это документальная книга, она читается не как документальное повествование». Причина тому — «редкая писательская одаренность, настоящий русский язык писавших». «Это великолепный образец русской эпистолярной и мемуарной прозы», — считает В.А.Виноградов.
Многие из выступивших на вечере друзей Ольги Ильиной-Лаиль, отмечали, что при чтении книги как бы стирается грань между прошлым и настоящим, так что начинаешь чувствовать себя участником событий, описываемых живо и искренне.
В.А.Виноградов не случайно вспомнил известную цитату из письма В.Жуковского Н.В.Гоголю: «...какую великую силу приобретает убеждение разума, когда оно становится опытом сердца». Книга «Нам не уйти от родины вовеки...» — как раз такой «опыт сердца».
На вечере также присутствовали Леонид Леонидович Касаткин, заведующий отделом диалектологии и лингвогеографии Института русского языка имени Виноградова РАН, и бывший Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Республике Корея Глеб Александрович Ивашенцев. Он призвал нынешнее поколение эмигрантов сохранять свою русскость, подобно тому, как сохранили ее Екатерина Дмитриевна Воейкова-Ильина и ее дети.
Н.Клевалина
Туруханские письма. Ариадна Эфрон — Алла Белякова
В нашем интернет-магазине вы можете заказать книгу «Туруханские письма. Ариадна Эфрон — Алла Белякова».
Впервые публикуются 60 писем Ариадны Эфрон, отправленных из туруханской ссылки в Москву Алле Беляковой — невестке Т.С.Сикорской. Эти письма дополняют и обогащают эпистолярное наследие А.С.Эфрон, уже известное читателю, и открывают имя её нового корреспондента. Представлены также черновики ответных писем A.M.Беляковой и фотографии из семейного архива Сикорских.
В приложении впервые публикуются документы из фондов Краеведческого музея Туруханского района Красноярского края.
Впервые публикуются 60 писем Ариадны Эфрон, отправленных из туруханской ссылки в Москву Алле Беляковой — невестке Т.С.Сикорской. Эти письма дополняют и обогащают эпистолярное наследие А.С.Эфрон, уже известное читателю, и открывают имя её нового корреспондента. Представлены также черновики ответных писем A.M.Беляковой и фотографии из семейного архива Сикорских.
В приложении впервые публикуются документы из фондов Краеведческого музея Туруханского района Красноярского края.
Презентация книги В.Ронина «Русское Конго»: 1870–1970»
Владимир Карлович Ронин | Артем Борисович Летнев | Апполон Борисович Давидсон
|
У микрофона Чрезвычайный и Полномочный Посол
республики Бурунди в РФ Нибизи Изидор | Ю.Н.Винокуров и Поверенный по делам культуры
Посольства Демократической республики Конго в РФ г-н Мопити |
3 февраля в Доме Русского Зарубежья им. Александра Солженицына прошла презентация двухтомного исследования В.К.Ронина «Русское Конго»:1870–1970» (М.: Русский путь, 2009) о судьбах около 700 выходцев из России, приехавших работать в бельгийскую часть Центральной Африки с конца XIX века до 60-х годов XX века.
Инженеры, врачи, агрономы, моряки-гидрографы, землемеры, предприниматели, они многое сделали для развития Конго, Руанды и Бурунди, как в колониальный, так и в постколониальный период. Книга была издана при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В основе исследования — уникальные неопубликованные ранее материалы: письма, документы, дневники, воспоминания, а также более 100 интервью с героями книги или их близкими в Бельгии, Франции и России.
Ведущим вечера был сам автор книги — Владимир Карлович Ронин, российский историк, филолог и переводчик, доцент Института им. Леонарда Лессиуса в Антверпене (Бельгия), доктор PhD в области истории. По словам Владимира Карловича, работа над книгой длилась 14 лет. Первая презентация двухтомника состоялась в Брюсселе, в декабре 2009 года; на ней присутствовали потомки «русских конголезцев».
Очевидно, что новая книга «Русского пути» — это восполнение еще одного пробела в истории русской эмиграции, а значит, и России. Книгой-памятником назвал ее глава издательства и директор Дома Русского Зарубежья Виктор Александрович Москвин, открывая презентацию.
В представлении книги приняли участие российские историки-африканисты: Аполлон Борисович Давидсон, Юрий Николаевич Винокуров, Артем Борисович Летнев, а также Поверенный по делам культуры посольства Демократической Республики Конго в РФ г-н Мопити и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Бурунди в РФ г-н Нибизи Изидор. Сотрудники дипкорпусов отметили большое значение, которое имеет издание исследования для укрепления отношений их родных стран с Российской Федерацией и выразили надежду, что труд будет переведен на французский язык, чтобы книга нашла своих читателей в странах Африки.
Книга «Русское Конго» ценна тем, что родилась на той почве, на которую еще не ступала нога исследователя русской эмиграции, все в ней определяется лишь тем, что удалось обнаружить самому автору-первопроходцу. Это, без преувеличения, открытие нового мира. По словам автора, он намеренно пошел «по пути подробностей». «Было жалко эту память как-то обобщать, сплющивать», — сказал Владимир Карлович Ронин. Исследование не случайно носит подзаголовок — «книга-мемориал». Книга снабжена обширным именным указателем, который послужит хорошим подспорьем исследователям в области генеалогии русской эмиграции.
Игорь Владимирович Домнин, помощник директора Дома Русского Зарубежья, заметил, что при всей своей научности книга лишена исследовательской сухости, она легко читается. «Во многих ее строках сквозят тонкая ирония, юмор, иногда — горечь, — согласился с ним Юрий Николаевич Винокуров, сотрудник Института Африки РАН, — автор совершил научный подвиг».
Сегодня благодаря стараниям сотрудников издательства «Русский путь» результат этого подвижнического труда увидел свет и был оценен по достоинству.
Инженеры, врачи, агрономы, моряки-гидрографы, землемеры, предприниматели, они многое сделали для развития Конго, Руанды и Бурунди, как в колониальный, так и в постколониальный период. Книга была издана при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В основе исследования — уникальные неопубликованные ранее материалы: письма, документы, дневники, воспоминания, а также более 100 интервью с героями книги или их близкими в Бельгии, Франции и России.
Ведущим вечера был сам автор книги — Владимир Карлович Ронин, российский историк, филолог и переводчик, доцент Института им. Леонарда Лессиуса в Антверпене (Бельгия), доктор PhD в области истории. По словам Владимира Карловича, работа над книгой длилась 14 лет. Первая презентация двухтомника состоялась в Брюсселе, в декабре 2009 года; на ней присутствовали потомки «русских конголезцев».
Очевидно, что новая книга «Русского пути» — это восполнение еще одного пробела в истории русской эмиграции, а значит, и России. Книгой-памятником назвал ее глава издательства и директор Дома Русского Зарубежья Виктор Александрович Москвин, открывая презентацию.
В представлении книги приняли участие российские историки-африканисты: Аполлон Борисович Давидсон, Юрий Николаевич Винокуров, Артем Борисович Летнев, а также Поверенный по делам культуры посольства Демократической Республики Конго в РФ г-н Мопити и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Бурунди в РФ г-н Нибизи Изидор. Сотрудники дипкорпусов отметили большое значение, которое имеет издание исследования для укрепления отношений их родных стран с Российской Федерацией и выразили надежду, что труд будет переведен на французский язык, чтобы книга нашла своих читателей в странах Африки.
Книга «Русское Конго» ценна тем, что родилась на той почве, на которую еще не ступала нога исследователя русской эмиграции, все в ней определяется лишь тем, что удалось обнаружить самому автору-первопроходцу. Это, без преувеличения, открытие нового мира. По словам автора, он намеренно пошел «по пути подробностей». «Было жалко эту память как-то обобщать, сплющивать», — сказал Владимир Карлович Ронин. Исследование не случайно носит подзаголовок — «книга-мемориал». Книга снабжена обширным именным указателем, который послужит хорошим подспорьем исследователям в области генеалогии русской эмиграции.
Игорь Владимирович Домнин, помощник директора Дома Русского Зарубежья, заметил, что при всей своей научности книга лишена исследовательской сухости, она легко читается. «Во многих ее строках сквозят тонкая ирония, юмор, иногда — горечь, — согласился с ним Юрий Николаевич Винокуров, сотрудник Института Африки РАН, — автор совершил научный подвиг».
Сегодня благодаря стараниям сотрудников издательства «Русский путь» результат этого подвижнического труда увидел свет и был оценен по достоинству.
Н.Клевалина
Встреча с поэтом Ольгой Седаковой
Светлана Панич, Джованна Парравичини, Наталья Ликвинцева, Ольга Седакова, Мари-Ноэль Пан |
28 января в Доме Русского Зарубежья им. Александра Солженицына прошел вечер поэта, лауреата Литературной премии Александра Солженицына Ольги Седаковой и ее переводчиков.
Ольга Александровна Седакова — филолог, поэт, эссеист, переводчик с английского, немецкого, французского, итальянского, латыни, старославянского. В ее переводах публиковались произведения Л.Кэрролла, Р.М.Рильке, Св.Франциска Ассизского, Данте, П.Целана, Т.С.Элиота, народная английская поэзия.
Известная поэтесса и переводчица недавно отметила свой 60-летний юбилей, к которому и была приурочена встреча в нашем Доме.
Мероприятия, посвященные этой дате и подготовленные друзьями и коллегами Ольги Александровны, уже прошли в культурном центре «Покровские ворота» и в Центральном Доме работников искусств. А в январе 2010 года Институт мировой культуры МГУ им.М.В.Ломоносова провел конференцию в честь юбилея поэтессы и переводчицы.
На вечере 28 января также была развернута выставка, на которой были представлены материалы, посвященные собственным переводам Ольги Седаковой и переводам ее поэзии и прозы на разные языки другими переводчиками.
Мари-Ноэль Пан и Джованна Парравичини, переводившие Ольгу Седакову, рассказали о том, как они впервые познакомились с её поэзией и что побудило их взяться за перевод.
Разговор, начавшись с творчества Ольги Седаковой, скоро перешел в дискуссию об общих теоретических проблемах жанра художественного перевода, который Наталья Ликвинцева, ведущая вечера, предложила назвать «невозможное возможно». Как перевести произведение из одного культурного контекста в другой? Каковы критерии удачности перевода? Должен ли сам переводчик обязательно быть поэтом?
Мари-Ноэль Пан, филолог, славист, переводчик творчества Ольги Седаковой на французский язык, коснулась вопроса переводческого вдохновения: перевод, по ее мнению, начинается тогда, когда «стихотворение автора начинает звучать в тебе как твое». Это невозможно без сочувствия с автором. «Переведенное произведение должно светиться изнутри, быть самодостаточным», — подчеркнула М-Н.Пан, — задача переводчика почти не отличается от задачи поэта, ведь стихотворный перевод, как и оригинал стихотворения, должен выводить язык в какое-то другое пространство». Поэт переводит язык обыденности в язык поэзии, задача же переводчика — донести до читателя чудо этого претворения.
Переводчики часто оказываются скованными рамками рифм и стихотворных размеров. Следует ли строго соблюдать ритм оригинала или же отпустить себя на свободу? Этот вопрос волновал переводчиков во все времена. Главное — «не воспроизведение внешнего образа стихотворения — числа строк, слогов, цезур, а воспроизведение образа ритма», — считает Ольга Седакова.
И в то же время — «перевод — это дисциплина, — говорит филолог и переводчик Светлана Панич, — когда начинаешь своевольничать, перевод начинает тебе мстить». Второе немаловажное качество переводчика – особое умение «слышанья», необходимого, если требуется «перелить» нечто «из сосуда одной культуры в сосуд другой культуры».
А что же происходит с самим переводчиком, когда из простого читателя стихотворения он превращается в того, кто представляет творчество поэта людям другой страны, другого менталитета? «Чем больше всматриваешься в стихотворение, тем больше в нем открываешь. Кроме того, меняется отношение к своему родному языку; происходит его расширение и очищение», — подытожила выше сказанное Ольга Александровна.
В заключение вечера поэтесса прочла несколько своих стихотворений.
Зрители также получили возможность услышать, как звучат ее стихи на других языках.
Ольга Александровна Седакова — филолог, поэт, эссеист, переводчик с английского, немецкого, французского, итальянского, латыни, старославянского. В ее переводах публиковались произведения Л.Кэрролла, Р.М.Рильке, Св.Франциска Ассизского, Данте, П.Целана, Т.С.Элиота, народная английская поэзия.
Известная поэтесса и переводчица недавно отметила свой 60-летний юбилей, к которому и была приурочена встреча в нашем Доме.
Мероприятия, посвященные этой дате и подготовленные друзьями и коллегами Ольги Александровны, уже прошли в культурном центре «Покровские ворота» и в Центральном Доме работников искусств. А в январе 2010 года Институт мировой культуры МГУ им.М.В.Ломоносова провел конференцию в честь юбилея поэтессы и переводчицы.
На вечере 28 января также была развернута выставка, на которой были представлены материалы, посвященные собственным переводам Ольги Седаковой и переводам ее поэзии и прозы на разные языки другими переводчиками.
Мари-Ноэль Пан и Джованна Парравичини, переводившие Ольгу Седакову, рассказали о том, как они впервые познакомились с её поэзией и что побудило их взяться за перевод.
Разговор, начавшись с творчества Ольги Седаковой, скоро перешел в дискуссию об общих теоретических проблемах жанра художественного перевода, который Наталья Ликвинцева, ведущая вечера, предложила назвать «невозможное возможно». Как перевести произведение из одного культурного контекста в другой? Каковы критерии удачности перевода? Должен ли сам переводчик обязательно быть поэтом?
Мари-Ноэль Пан, филолог, славист, переводчик творчества Ольги Седаковой на французский язык, коснулась вопроса переводческого вдохновения: перевод, по ее мнению, начинается тогда, когда «стихотворение автора начинает звучать в тебе как твое». Это невозможно без сочувствия с автором. «Переведенное произведение должно светиться изнутри, быть самодостаточным», — подчеркнула М-Н.Пан, — задача переводчика почти не отличается от задачи поэта, ведь стихотворный перевод, как и оригинал стихотворения, должен выводить язык в какое-то другое пространство». Поэт переводит язык обыденности в язык поэзии, задача же переводчика — донести до читателя чудо этого претворения.
Переводчики часто оказываются скованными рамками рифм и стихотворных размеров. Следует ли строго соблюдать ритм оригинала или же отпустить себя на свободу? Этот вопрос волновал переводчиков во все времена. Главное — «не воспроизведение внешнего образа стихотворения — числа строк, слогов, цезур, а воспроизведение образа ритма», — считает Ольга Седакова.
И в то же время — «перевод — это дисциплина, — говорит филолог и переводчик Светлана Панич, — когда начинаешь своевольничать, перевод начинает тебе мстить». Второе немаловажное качество переводчика – особое умение «слышанья», необходимого, если требуется «перелить» нечто «из сосуда одной культуры в сосуд другой культуры».
А что же происходит с самим переводчиком, когда из простого читателя стихотворения он превращается в того, кто представляет творчество поэта людям другой страны, другого менталитета? «Чем больше всматриваешься в стихотворение, тем больше в нем открываешь. Кроме того, меняется отношение к своему родному языку; происходит его расширение и очищение», — подытожила выше сказанное Ольга Александровна.
В заключение вечера поэтесса прочла несколько своих стихотворений.
Зрители также получили возможность услышать, как звучат ее стихи на других языках.
Н.Клевалина
Послушать записи чтения стихов в авторском исполнении и в переводе вы можете на нашем портале на странице О.А.Седаковой в разделе «Аудиозаписи»
В.А. Москвину присуждена премия Правительства РФ 2009 в области культуры
Директору Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына и генеральному директору издательства «Русский путь» Виктору Александровичу Москвину распоряжением от 23 декабря 2009 года присуждена премия Правительства Российской Федерации 2009 года в области культуры за создание Общедоступной Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье».
Подробности
Интервью с В.А. Москвиным на телеканале «Культура» от 27 января 2010 г.
Подробности
Интервью с В.А. Москвиным на телеканале «Культура» от 27 января 2010 г.