Последняя книга Гоголя: Сборник статей и материалов / Сост. И.Р.Монахова, И.П.Золотусский; предисл. И.П.Золотусского.
Издательство:
Русский путь
Год выпуска
2010
Число страниц:
352
Переплет:
твердый
Иллюстрации:
рис. на фронтисписе
ISBN:
978-5-85887-353-2
Размер:
220×149×20 мм
Вес:
460 г.
Оценить (Нет голосов) |
Описание
В этой книге впервые — хотя и неполно — представлены отзывы русской критики, религиозных мыслителей, церковных деятелей и представителей литературного мира о книге Н.В.Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847).
«Выбранные места из переписки с друзьями» до сих пор как бы стоят в стороне от художественных творений Гоголя, являясь, меж тем, не только его духовным завещанием, но и беспрецедентным предвидением пути России и Запада в XIX, XX и XXI веках. В этом их непреходящая ценность и жгучая «сверхвременность». Отклики, помещенные в этом сборнике, помогут читателю не только приблизиться к этой, как ее называли, «несчастной книге Гоголя», но и обратить ее мысли как на себя, так и на свое время.
«Выбранные места из переписки с друзьями» до сих пор как бы стоят в стороне от художественных творений Гоголя, являясь, меж тем, не только его духовным завещанием, но и беспрецедентным предвидением пути России и Запада в XIX, XX и XXI веках. В этом их непреходящая ценность и жгучая «сверхвременность». Отклики, помещенные в этом сборнике, помогут читателю не только приблизиться к этой, как ее называли, «несчастной книге Гоголя», но и обратить ее мысли как на себя, так и на свое время.
СОДЕРЖАНИЕ
И.П. Золотусский. Предисловие
Часть I
ГЛАЗАМИ АВТОРА И СОВРЕМЕННИКОВ ОБ ИЗДАНИИ
Письма Н.В. Гоголя, П.А. Плетнева, С.П. Шевырева
Гоголь — П.А. Плетневу. 30 июля н. ст.1846 г., Швальбах
Гоголь — П.А. Плетневу. 20 октября н. ст. 1846 г., Франкфурт
С.П. Шевырев — Гоголю. 29 октября ст. ст. 1846 г., Москва
П.А. Плетнев — С.П. Шевыреву. 21 ноября ст. ст. 1846 г., Санкт-Петербург
П.А. Плетнев — Гоголю. 21 ноября ст. ст.1846 г., Санкт-Петербург
Гоголь — П.А. Плетневу. 5 января н. ст. 1847 г., Франкфурт
Гоголь — Л.К. Вьельгорской. 16 января н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — П.А. Плетневу. 15 января н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — А.М. Вьельгорской. 6 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — С.П. Шевыреву. 11 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — А.О. Россету. 11 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — А.О. Смирновой. 22 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ
Н.Ф. Павлов. Письма к Н.В. Гоголю (1847)
Первое письмо
Второе письмо
Четвертое письмо
А.А. Григорьев. <Из статьи «Гоголь и его последняя книга»> (1847)
П.А. Вяземский. <Из статьи «Языков и Гоголь»> (1847)
С.П. Шевырев. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. Гоголя (1848)
А.И. Герцен. <Из книги «О развитии революционных идей в России»> (1851)
ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ
Письма Н.В. Гоголя, П.А. Плетнева, С.П. Шевырева, П.Я. Чаадаева,
С.Т. , В.С. и К.С. Аксаковых, А.М. Вьельгорской, В.П. Боткина,
А.А. Григорьева, М.П. Погодина, Н.Я. Прокоповича, А.А. Иванова
П.А. Плетнев — Гоголю. 1 января ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
Гоголь — П.А. Плетневу. 6 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
П.А. Плетнев — Гоголю. 4 апреля ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
П.А. Плетнев — С.П. Шевыреву. 4 января ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
Гоголь — С.Т. Аксакову. 20 января н. ст. 1847 г., Неаполь
С.Т. Аксаков — Гоголю. 27 января ст. ст. 1847 г., Москва
С.Т. Аксаков — И.С. Аксакову. 11–14 января ст. ст. 1847 г., Москва
В.С. Аксакова — И.С. Аксакову. <11 января ст. ст. 1847 г., Москва>
С.Т. Аксаков — И.С. Аксакову. 16–30 января ст. ст. 1847 г., Москва
В.С. Аксакова — И.С. Аксакову. <23 января ст. ст. 1847 г., Москва>
С.П. Шевырев — Гоголю. 30 января ст. ст. 1847 г., Москва
С.Т. Аксаков — И.С. Аксакову. <8 февраля ст. ст. 1847 г., Москва>
В.П. Боткин — П.В. Анненкову. 28 февраля ст. ст. 1847 г., Москва
Гоголь — А.О. Смирновой. 28 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
А.М. Вьельгорская — Гоголю. 7 февраля ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
А.М. Вьельгорская — Гоголю. 5 мая ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
Гоголь — А.М. Вьельгорской. 8 июля н. ст. 1847 г., Франкфурт
Гоголь — В.А. Жуковскому. 6 марта н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — А.С. Данилевскому. 18 марта н. ст. 1847 г., Неаполь
А.А. Григорьев — М.П. Погодину. 7 марта ст. ст. 1847 г., Москва
М.П. Погодин — Гоголю. 17–24 марта ст. ст. 1847 г., Москва
М.П. Погодин — Гоголю. 10 апреля ст. ст. 1847 г., Москва
П.А. Плетнев — С.П. Шевыреву. 24 марта ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
Гоголь — А.О. Россету. 15 апреля н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — П.А. Плетневу. 9 мая н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — П.А. Плетневу. 24 августа н. ст. 1847 г., Остенде
П.А. Плетнев — В.А. Жуковскому. 5 апреля ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
П.А. Плетнев — В.А. Жуковскому. 15 мая ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
П.Я. Чаадаев — П.А. Вяземскому. 9 апреля — 10 мая ст. ст. 1847 г., Москва
С.П. Шевырев — Гоголю. 22 марта ст. ст. 1847 г., Москва
Гоголь — С.П. Шевыреву. 15 апреля ст. ст. 1847 г., Неаполь
С.П. Шевырев — Гоголю. 16 апреля ст. ст. 1847 г., Москва
Гоголь — С.П. Шевыреву. 25 мая н. ст. 1847 г., Марсель
Гоголь — С.П. Шевыреву. 7 июля н. ст. 1847 г., Франкфурт
Гоголь — М.А. Константиновскому. 9 мая н. ст. 1847 г., Неаполь
Н.Я. Прокопович — Гоголю. 12 мая ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
Гоголь — Н.Я. Прокоповичу. 20 июня н. ст. 1847 г., Франкфурт
Гоголь — архиепископу Иннокентию. 8 июля н. ст. 1847 г., Франкфурт
Гоголь — А.П. Толстому. Около 14 августа н. ст. 1847 г., Остенде
Гоголь — С. Т. Аксакову. 28 августа н. ст. 1847 г., Остенде
Гоголь — С.Т. Аксакову. 31 августа н. ст. 1847 г., Остенде
А.А. Иванов — Гоголю. 5–10 декабря н. ст. 1847 г., Рим
Гоголь — С.П. Шевыреву. 18 декабря н. ст. 1847 г., Неаполь
С.Т. Аксаков — С.П. Шевыреву. 15 декабря ст. ст. <1847 г., Москва
Гоголь — В.А. Жуковскому. 29 декабря 1847 г. / 10 января 1848 г., Неаполь
К.С. Аксаков — Гоголю. Май 1848 г., Абрамцево
Гоголь — С.Т. Аксакову. 3 июня ст. ст. 1848 г., Васильевка
С.Т. Аксаков. Письмо к друзьям Гоголя. 6 марта н. ст.1852 г., Москва
В.С. Аксакова. <Из дневника>. 29 декабря ст. ст.1854 г.
ОТКЛИКИ ДУХОВЕНСТВА
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя. Февраль–март 1847 г., Абрамцево
Протоиерей Тарасий Серединский. Мысли при чтении сочинения «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Гоголя. 1847 года
Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев). <Из книги «Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 году»> (1848)
К читателю
Письмо первое
Письмо второе
ДИАЛОГ Н.В. ГОГОЛЯ И В.Г. БЕЛИНСКОГО
В.Г. Белинский. <Из статьи «Выбранные места из переписки с друзьями Николая Гоголя. СПб. 1847»> (1847)
Письма Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского
Гоголь — В.Г. Белинскому. Около 20 июня н. ст. 1847 г., Франкфурт
В.Г. Белинский. — Гоголю. 15 июля н. ст. 1847 г., Зальцбрунн
Гоголь — В.Г. Белинскому <Черновик>. Конец июля — начало августа н. ст. 1847 г., Остенде
Гоголь — В.Г. Белинскому. 10 августа н. ст. 1847 г., Остенде
Часть II
ВЗГЛЯД ПИСАТЕЛЕЙ, ФИЛОСОФОВ И РЕЛИГИОЗНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Н.Г. Чернышевский. <Из статьи «Заметки о журналах»> (1856)
<Из статьи «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя»> (1856)
<Из статьи «Сочинения и письма Н.В. Гоголя»> (1857)
С.А. Венгеров. <Из статьи «Писатель-гражданин Гоголь»> (1902)
В.Г. Короленко. <Из статьи «Трагедия великого юмориста (несколько мыслей о Гоголе)»> (1909)
Л.Н. Толстой. <Из писем>
Л.Н. Толстой — В.Г. Черткову и П.И. Бирюкову. 10 октября ст. ст. 1910 г., Ясная Поляна
Л.Н. Толстой — Н.Н. Страхову. 16 октября ст. ст. 1910 г. Ясная Поляна
<Из дневников>
8 марта ст. ст. 1902 г., Ясная Поляна
5 марта ст. ст. 1909 г., Ясная Поляна
7 марта ст. ст. 1909 г., Ясная Поляна
А.А. Блок. <Из статьи «Народ и интеллигенция»> (1909)
<Из записных книжек>
29 января ст. ст. 1918 г., Петроград
<Из заметки «О списке русских авторов»> (Декабрь 1919)
<Из статьи «Что надо запомнить об Аполлоне Григорьеве»> (Весна 1918)
Святитель Серафим (Чичагов). Слово в 100летнюю годовщину рождения Н.В. Гоголя (1909)
М.О. Гершензон. <Из книги «Исторические записки»> (1909)
Глава IV. Н.В. Гоголь
А.Л. Погодин. Поразительная книга (1925)
Б.К. Зайцев. <Из статьи «Жизнь с Гоголем»> (1935)
К.В. Мочульский. <Из книги «Духовный путь Гоголя»> (1934)
«Выбранные места из переписки с друзьями»
Протоиерей Георгий Флоровский. <Из книги «Пути русского богословия»> (1937)
И.А. Ильин. <Из статьи «Гоголь — великий русский сатирик, романтик, философ жизни»> (1944)
В.В. Зеньковский. <Из книги «Русские мыслители и Европа»> (1926)
<Из книги «Н.В. Гоголь»> (1961)
Глава IV. Новое миросозерцание Гоголя
Глава V. Проблема «праведного хозяйствования»
Глава VII. Общая характеристика миросозерцания Гоголя
<Из книги «История русской философии»> (1948)
Кн. Е.Н. Трубецкой. <Из речи «Гоголь и Россия»>. 26 апреля 1909 г., Москва
Часть III
СЕГОДНЯШНЕЕ ВОСПРИЯТИЕ
Ю.В. Манн. <Из статьи «Гоголь — критик и публицист»> (1984)
<Из книги «В поисках живой души»> (1984)
«Выбранные места из переписки с друзьями» и «Мертвые души»
В.А. Воропаев. «Выбранные места из переписки с друзьями» как литературная проповедь (2008)
М.В. Птиченко. О композиционных и жанровых особенностях «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1994)
В.В. Сапов. Н.В. Гоголь-мыслитель (1995)
И.П. Золотусский. Пушкин в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (2004)
Толстой читает «Выбранные места...» (2002)
Александр Солженицын и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя (2005)
Список авторов
Указатель имен
С.Т.Аксаков даже сравнивал «Выбранные места...» с дневниками героя «Записок сумасшедшего».
Стойкое неприятие этой книги со стороны «передового» общественного мнения держалось за нею почти до конца XIX века.
Были, конечно, и исключения — оценки П.А.Плетнева, П.А.Вяземского, Аполлона Григорьева и даже П.Я.Чаадаева, но в целом любое упоминание о «Выбранных местах...» в печати считалось неприличным.
Не только люди так называемого «европейского взгляда», но и славянофилы дружно осудили попытку Гоголя выйти за пределы очерченного Пушкиным «колдовского круга» искусства и заговорить с читателем напрямую. Да и церковь в лице религиозных мыслителей и писателей, по существу, не приняла книгу Гоголя. Причина? Подмена духовного душевным.
Известный религиозный писатель Игнатий Брянчанинов писал, что в «Переписке» — «добро, смешанное со злом», «не чистый свет, но смешанный, обманчивый», «душевное, а не духовное». Отзыв Т.Серединского был откровенно ироничен: «Иной подумает, что поэт есть богодухновенное лицо». Цитируя строки из «Завещания» Гоголя, которым открываются «Выбранные места...», — «стыдно тому, кто привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя», — он спрашивал: «Как понимать эти слова? Если здесь говорится о теле его, погребенном
уж в земле, то ужели автор думает, что кто-нибудь разроет его могилу и полюбопытствует взглянуть на бренные останки его?»
Не мог знать Т.Серединский, что именно так и произойдет. 31 мая 1931 г. гроб Гоголя будет извлечен из могилы на кладбище Свято-Данилова монастыря, вскрыт и разграблен. Присутствующие при этой «эксгумации писателя Н.В.Гоголя» литераторы и деятели искусства (в том числе Юрий Тынянов, Илья Сельвинский, Всеволод Иванов, Владимир Лидин, Александр Тышлер) не только выкажут «любопытство» к останкам Гоголя, но и кое-что позаимствуют из гроба.
После чего прах Гоголя будет перенесен в Новодевичий монастырь.
Ирония истории обратилась на тех, кто не верил в предчувствия Гоголя. <...>
Уже в настоящее время стало распространяться мнение (В.Воропаев и др.), что Гоголь хотел уйти в монастырь, что это было его заветным желанием из-за разочарования в писательстве. Но прав К.Мочульский: «...Он ни на минуту не соблазняется о бегстве из мира... Без зова Божьего этого нельзя сделать».
Гоголь уходит из мира примиренным с жизнью, его перо перед смертью выводит на отдельных листках слова Евангелия, и не разрушать призывают эти строки, а созидать. Созидать мир в душе каждого, а через это (через христианство в личности) вносить мир в само общество.
Это совершенно расходится с инвективами Белинского по адресу «Выбранных мест», так долго определявшими их судьбу и посмертную судьбу Гоголя. Давно ушли в небытие обвинения в обскурантизме, в поборничестве татарским нравам и желании прислужиться к царю. Все это отпало, как шелуха, как отсохшая кора, и сделало это время, а не литературная критика.
Можно сказать, что революции умерли, а Гоголь и его книга живут.
Они заставляют нас осознать чувства общей виновности за случившееся, глубже заглянуть в его душу, в которой, кроме неправды, греховности, заблуждений и соблазнов, живет святыня. «Святыня в человеке... тоже реальность, — говорит Зеньковский, — но реальность нераскрывшаяся».
На нее, на эту, пусть не видимую глазом, реальность, и смотрел Гоголь, сверяя по ней свой путь, как путешественник по свету яркой звезды устремляется к берегу.
Публикуя в этом сборнике переписку Гоголя и Белинского, мы рассматриваем ее не как монолог со стороны Белинского (как было принято почти целый век), а как диалог, в котором, несмотря на искренность Белинского, Гоголь ближе подошел к высшей правде.
Пространный ответ Гоголя Белинскому, который он не отправил, а порвал, но все же сохранил в своих бумагах, говорит о том, что человек, яколека», прекрасно знал это время, знал, кто такие социалисты и коммунисты, к чему приведут их разрушительные теории, против которых он и выступил.
И.А. Ильин призвал нас: «Надо Гоголя искать и найти».
Так давайте же это сделаем.
Сборник включает мнения русских писателей, критиков, религиозных мыслителей, представителей Церкви о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Временной охват материалов — с 1847 года, т.е. с момента выхода книги, до наших дней. «Публикуя в этом сборнике переписку Гоголя и Белинского, — замечает в предисловии Игорь Золотусский, — мы рассматриваем её не как монолог со стороны Белинского (как было принято почти целый век), а как диалог, в котором, несмотря на искренность Белинского, Гоголь ближе подошёл к высшей правде. Пространный ответ Гоголя Белинскому, который он не отправил, а порвал, но всё же сохранил в своих бумагах, говорит о том, что человек, якобы потерянный для своего времени, судящий о нём из абстрактного “далёка”, прекрасно знал это время, знал, кто такие социалисты и коммунисты, к чему приведут их разрушительные теории, против которых он и выступил». Материалы сборника показывают, как со временем менялось отношение общества к «Выбранным местам…» — от всеобщего неприятия до признания полной правоты Гоголя, точности его прозрений.
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1859) — писатель, автор книг «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания».
Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) — публицист, критик, поэт; лингвист, историк. Сын С.Т. Аксакова.
Аксакова Вера Сергеевна (1819–1864) — дочь С.Т. Аксакова.
Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848) — литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник».
Блок Александр Александрович (1880–1921) — русский поэт. Начинал как символист, позже выходит к русской классической поэтической традиции.
Боткин Василий Петрович (1811/12–1869) — русский писатель, критик. В молодости член кружка Н.В. Станкевича, друг В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Автор знаменитой книги «Письма об Испании».
Бухарев Александр Матвеевич (в монашестве Феодор) (1822–1871) — богослов, философ, предтеча т.н. «нового религиозного сознания» в России. Конфликт с церковными властями побудил его в 1863 г. сложить с себя сан.
Венгеров Семен Афанасьевич (1855–1920) — историк литературы, библиограф. Составитель многотомных биографических и библиографических словарей по русской литературе.
Вьельгорская (Виельгорская) Анна Михайловна (1823–1861) — графиня, младшая дочь М.Ю. и Л.К. Вьельгорских. Гоголь сблизился с А.М. Вьельгорской после зимы 1843/44 г., проведенной совместно в Ницце. Впоследствии Гоголь просил руки А.М. Вьельгорской и получил отказ.
Вяземский Петр Андреевич (1792–1878) — князь, поэт, литературный критик, государственный деятель, академик Петербургской академии наук.
Герцен Александр Иванович (1812–1870) — писатель, философ, издатель, общественный деятель. С 1847 г. в эмиграции. В Лондоне основал Вольную русскую типографию, где издавал газету «Колокол». В конце жизни разочарование в революционных идеях.
Гершензон Михаил Осипович (1869–1925) — историк литературы и общественной мысли. Был близок к неославянофилам, к «русскому религиозному ренессансу». Участник сборника «Вехи» (М., 1909).
Григорьев Аполлон Александрович (1822–1864) — литературный и театральный критик, поэт.
Зайцев Борис Константинович (1881–1972) — прозаик, публицист, переводчик, драматург, мемуарист. В эмиграции с 1922 г., жил в Берлине и Париже. Вице-председатель берлинского Союза русских писателей и журналистов, с 1945 г. председатель парижского Союза русских писателей и журналистов.
Зеньковский Василий Васильевич, протоиерей (1881–1962) — философ, психолог, богослов, публицист, мемуарист, церковнообщественный деятель. До эмиграции (с 1920 г.) профессор университета Св. Владимира в Киеве. Профессор Белградского университета, Русского Богословского института в Париже, редактор журнала «Вестник РСХД». В 1942 г. рукоположен в священники.
Иванов Александр Андреевич (1806–1858) — живописец. В 1831–1858 гг. жил в Италии, близко общался с Гоголем. Автор картины «Явление Христа народу», над которой работал 20 лет.
Игнатий Брянчанинов (1807–1867) — богослов, публицист, святитель. Настоятель Троице-Сергиевой пустыни Петербургской губернии. Автор богословских сочинений «Слово о чувственном и духовном видении духов», «Слово о смерти», «Аскетические опыты» и др.
Ильин Иван Александрович (1883–1954) — философ, правовед, публицист, историк литературы, культуролог, мемуарист. Профессор Московского университета. Выслан из Советской России в 1922 г. Профессор Русского Научного института в Берлине, преподаватель Берлинского университета.
Короленко Владимир Галактионович (1853–1921) — писатель, публицист. Почетный академик Петербургской АН и РАН. За революционную деятельность был в ссылке (1881–1884). Критиковал революционный террор после 1917 г. в письмах к А.В. Луначарскому.
Мочульский Константин Васильевич (1892–1948) — историк литературы, эссеист, литературный критик. С 1919 г. в эмиграции. Преподавал в Софийском университете, в Сорбонне, профессор Богословского института.
Павлов Николай Филиппович (1803–1864) — писатель. Автор остро-социальных повестей (сб. «Три повести», 1835).
Плетнев Петр Александрович (1792–1865/66) — поэт, критик, академик Петербургской АН. Издатель и редактор «Современника».
Погодин Александр Львович (1872–1947) — историк литературы, славяновед. Профессор Харьковского университета. С 1920 г. в эмиграции. Профессор Белградского университета, председатель Русского Археологического общества.
Прокопович Николай Яковлевич (1810–1857) — школьный товарищ и один из ближайших друзей Гоголя. Редактор первого издания сочинений Гоголя (1842).
Серафим (1856–1937), в миру Леонид Михайлович Чичагов — епископ Русской церкви, с 1928 г. митрополит Ленинградский. Его труды: «Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей» и «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии, Ардатовского уезда с
жизнеописанием основателей ее».
Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920) — князь, религиозный философ, правовед, общественный деятель. Видный деятель партии кадетов. Участник Белого движения.
Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979) — богослов, философ, историк, критик, публицист, церковно-общественный деятель. Приват-доцент Новороссийского университета. В эмиграции с 1920 г. В 1932 г. рукоположен в священники. Профессор Русского Богословского института в Париже, профессор и декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке.
Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856) — мыслитель, публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. Автор «Философических писем» (1829–1831), «Апологии сумасшедшего» (1837).
Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889) — литературный критик, писатель, публицист. Один из руководителей журнала «Современник». Продолжатель традиций В.Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х годов.
Шевырев Степан Петрович (1806–1864) — историк литературы, критик, поэт, академик Петербургской АН. Вместе с М.П. Погодиным возглавлял журнал «Москвитянин». Теоретик «любомудров», деятель правого крыла славянофильства.
Часть I
ГЛАЗАМИ АВТОРА И СОВРЕМЕННИКОВ ОБ ИЗДАНИИ
Письма Н.В. Гоголя, П.А. Плетнева, С.П. Шевырева
Гоголь — П.А. Плетневу. 30 июля н. ст.1846 г., Швальбах
Гоголь — П.А. Плетневу. 20 октября н. ст. 1846 г., Франкфурт
С.П. Шевырев — Гоголю. 29 октября ст. ст. 1846 г., Москва
П.А. Плетнев — С.П. Шевыреву. 21 ноября ст. ст. 1846 г., Санкт-Петербург
П.А. Плетнев — Гоголю. 21 ноября ст. ст.1846 г., Санкт-Петербург
Гоголь — П.А. Плетневу. 5 января н. ст. 1847 г., Франкфурт
Гоголь — Л.К. Вьельгорской. 16 января н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — П.А. Плетневу. 15 января н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — А.М. Вьельгорской. 6 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — С.П. Шевыреву. 11 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — А.О. Россету. 11 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — А.О. Смирновой. 22 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ
Н.Ф. Павлов. Письма к Н.В. Гоголю (1847)
Первое письмо
Второе письмо
Четвертое письмо
А.А. Григорьев. <Из статьи «Гоголь и его последняя книга»> (1847)
П.А. Вяземский. <Из статьи «Языков и Гоголь»> (1847)
С.П. Шевырев. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. Гоголя (1848)
А.И. Герцен. <Из книги «О развитии революционных идей в России»> (1851)
ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ
Письма Н.В. Гоголя, П.А. Плетнева, С.П. Шевырева, П.Я. Чаадаева,
С.Т. , В.С. и К.С. Аксаковых, А.М. Вьельгорской, В.П. Боткина,
А.А. Григорьева, М.П. Погодина, Н.Я. Прокоповича, А.А. Иванова
П.А. Плетнев — Гоголю. 1 января ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
Гоголь — П.А. Плетневу. 6 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
П.А. Плетнев — Гоголю. 4 апреля ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
П.А. Плетнев — С.П. Шевыреву. 4 января ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
Гоголь — С.Т. Аксакову. 20 января н. ст. 1847 г., Неаполь
С.Т. Аксаков — Гоголю. 27 января ст. ст. 1847 г., Москва
С.Т. Аксаков — И.С. Аксакову. 11–14 января ст. ст. 1847 г., Москва
В.С. Аксакова — И.С. Аксакову. <11 января ст. ст. 1847 г., Москва>
С.Т. Аксаков — И.С. Аксакову. 16–30 января ст. ст. 1847 г., Москва
В.С. Аксакова — И.С. Аксакову. <23 января ст. ст. 1847 г., Москва>
С.П. Шевырев — Гоголю. 30 января ст. ст. 1847 г., Москва
С.Т. Аксаков — И.С. Аксакову. <8 февраля ст. ст. 1847 г., Москва>
В.П. Боткин — П.В. Анненкову. 28 февраля ст. ст. 1847 г., Москва
Гоголь — А.О. Смирновой. 28 февраля н. ст. 1847 г., Неаполь
А.М. Вьельгорская — Гоголю. 7 февраля ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
А.М. Вьельгорская — Гоголю. 5 мая ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
Гоголь — А.М. Вьельгорской. 8 июля н. ст. 1847 г., Франкфурт
Гоголь — В.А. Жуковскому. 6 марта н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — А.С. Данилевскому. 18 марта н. ст. 1847 г., Неаполь
А.А. Григорьев — М.П. Погодину. 7 марта ст. ст. 1847 г., Москва
М.П. Погодин — Гоголю. 17–24 марта ст. ст. 1847 г., Москва
М.П. Погодин — Гоголю. 10 апреля ст. ст. 1847 г., Москва
П.А. Плетнев — С.П. Шевыреву. 24 марта ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
Гоголь — А.О. Россету. 15 апреля н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — П.А. Плетневу. 9 мая н. ст. 1847 г., Неаполь
Гоголь — П.А. Плетневу. 24 августа н. ст. 1847 г., Остенде
П.А. Плетнев — В.А. Жуковскому. 5 апреля ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
П.А. Плетнев — В.А. Жуковскому. 15 мая ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
П.Я. Чаадаев — П.А. Вяземскому. 9 апреля — 10 мая ст. ст. 1847 г., Москва
С.П. Шевырев — Гоголю. 22 марта ст. ст. 1847 г., Москва
Гоголь — С.П. Шевыреву. 15 апреля ст. ст. 1847 г., Неаполь
С.П. Шевырев — Гоголю. 16 апреля ст. ст. 1847 г., Москва
Гоголь — С.П. Шевыреву. 25 мая н. ст. 1847 г., Марсель
Гоголь — С.П. Шевыреву. 7 июля н. ст. 1847 г., Франкфурт
Гоголь — М.А. Константиновскому. 9 мая н. ст. 1847 г., Неаполь
Н.Я. Прокопович — Гоголю. 12 мая ст. ст. 1847 г., Санкт-Петербург
Гоголь — Н.Я. Прокоповичу. 20 июня н. ст. 1847 г., Франкфурт
Гоголь — архиепископу Иннокентию. 8 июля н. ст. 1847 г., Франкфурт
Гоголь — А.П. Толстому. Около 14 августа н. ст. 1847 г., Остенде
Гоголь — С. Т. Аксакову. 28 августа н. ст. 1847 г., Остенде
Гоголь — С.Т. Аксакову. 31 августа н. ст. 1847 г., Остенде
А.А. Иванов — Гоголю. 5–10 декабря н. ст. 1847 г., Рим
Гоголь — С.П. Шевыреву. 18 декабря н. ст. 1847 г., Неаполь
С.Т. Аксаков — С.П. Шевыреву. 15 декабря ст. ст. <1847 г., Москва
Гоголь — В.А. Жуковскому. 29 декабря 1847 г. / 10 января 1848 г., Неаполь
К.С. Аксаков — Гоголю. Май 1848 г., Абрамцево
Гоголь — С.Т. Аксакову. 3 июня ст. ст. 1848 г., Васильевка
С.Т. Аксаков. Письмо к друзьям Гоголя. 6 марта н. ст.1852 г., Москва
В.С. Аксакова. <Из дневника>. 29 декабря ст. ст.1854 г.
ОТКЛИКИ ДУХОВЕНСТВА
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя. Февраль–март 1847 г., Абрамцево
Протоиерей Тарасий Серединский. Мысли при чтении сочинения «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Гоголя. 1847 года
Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев). <Из книги «Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 году»> (1848)
К читателю
Письмо первое
Письмо второе
ДИАЛОГ Н.В. ГОГОЛЯ И В.Г. БЕЛИНСКОГО
В.Г. Белинский. <Из статьи «Выбранные места из переписки с друзьями Николая Гоголя. СПб. 1847»> (1847)
Письма Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского
Гоголь — В.Г. Белинскому. Около 20 июня н. ст. 1847 г., Франкфурт
В.Г. Белинский. — Гоголю. 15 июля н. ст. 1847 г., Зальцбрунн
Гоголь — В.Г. Белинскому <Черновик>. Конец июля — начало августа н. ст. 1847 г., Остенде
Гоголь — В.Г. Белинскому. 10 августа н. ст. 1847 г., Остенде
Часть II
ВЗГЛЯД ПИСАТЕЛЕЙ, ФИЛОСОФОВ И РЕЛИГИОЗНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Н.Г. Чернышевский. <Из статьи «Заметки о журналах»> (1856)
<Из статьи «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя»> (1856)
<Из статьи «Сочинения и письма Н.В. Гоголя»> (1857)
С.А. Венгеров. <Из статьи «Писатель-гражданин Гоголь»> (1902)
В.Г. Короленко. <Из статьи «Трагедия великого юмориста (несколько мыслей о Гоголе)»> (1909)
Л.Н. Толстой. <Из писем>
Л.Н. Толстой — В.Г. Черткову и П.И. Бирюкову. 10 октября ст. ст. 1910 г., Ясная Поляна
Л.Н. Толстой — Н.Н. Страхову. 16 октября ст. ст. 1910 г. Ясная Поляна
<Из дневников>
8 марта ст. ст. 1902 г., Ясная Поляна
5 марта ст. ст. 1909 г., Ясная Поляна
7 марта ст. ст. 1909 г., Ясная Поляна
А.А. Блок. <Из статьи «Народ и интеллигенция»> (1909)
<Из записных книжек>
29 января ст. ст. 1918 г., Петроград
<Из заметки «О списке русских авторов»> (Декабрь 1919)
<Из статьи «Что надо запомнить об Аполлоне Григорьеве»> (Весна 1918)
Святитель Серафим (Чичагов). Слово в 100летнюю годовщину рождения Н.В. Гоголя (1909)
М.О. Гершензон. <Из книги «Исторические записки»> (1909)
Глава IV. Н.В. Гоголь
А.Л. Погодин. Поразительная книга (1925)
Б.К. Зайцев. <Из статьи «Жизнь с Гоголем»> (1935)
К.В. Мочульский. <Из книги «Духовный путь Гоголя»> (1934)
«Выбранные места из переписки с друзьями»
Протоиерей Георгий Флоровский. <Из книги «Пути русского богословия»> (1937)
И.А. Ильин. <Из статьи «Гоголь — великий русский сатирик, романтик, философ жизни»> (1944)
В.В. Зеньковский. <Из книги «Русские мыслители и Европа»> (1926)
<Из книги «Н.В. Гоголь»> (1961)
Глава IV. Новое миросозерцание Гоголя
Глава V. Проблема «праведного хозяйствования»
Глава VII. Общая характеристика миросозерцания Гоголя
<Из книги «История русской философии»> (1948)
Кн. Е.Н. Трубецкой. <Из речи «Гоголь и Россия»>. 26 апреля 1909 г., Москва
Часть III
СЕГОДНЯШНЕЕ ВОСПРИЯТИЕ
Ю.В. Манн. <Из статьи «Гоголь — критик и публицист»> (1984)
<Из книги «В поисках живой души»> (1984)
«Выбранные места из переписки с друзьями» и «Мертвые души»
В.А. Воропаев. «Выбранные места из переписки с друзьями» как литературная проповедь (2008)
М.В. Птиченко. О композиционных и жанровых особенностях «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1994)
В.В. Сапов. Н.В. Гоголь-мыслитель (1995)
И.П. Золотусский. Пушкин в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (2004)
Толстой читает «Выбранные места...» (2002)
Александр Солженицын и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя (2005)
Список авторов
Указатель имен
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Поразительна судьба этой книги. Ее называли «падением» Гоголя, «крушением», потерею гениального художника для литературы, а самого автора чуть ли не сумасшедшим.С.Т.Аксаков даже сравнивал «Выбранные места...» с дневниками героя «Записок сумасшедшего».
Стойкое неприятие этой книги со стороны «передового» общественного мнения держалось за нею почти до конца XIX века.
Были, конечно, и исключения — оценки П.А.Плетнева, П.А.Вяземского, Аполлона Григорьева и даже П.Я.Чаадаева, но в целом любое упоминание о «Выбранных местах...» в печати считалось неприличным.
Не только люди так называемого «европейского взгляда», но и славянофилы дружно осудили попытку Гоголя выйти за пределы очерченного Пушкиным «колдовского круга» искусства и заговорить с читателем напрямую. Да и церковь в лице религиозных мыслителей и писателей, по существу, не приняла книгу Гоголя. Причина? Подмена духовного душевным.
Известный религиозный писатель Игнатий Брянчанинов писал, что в «Переписке» — «добро, смешанное со злом», «не чистый свет, но смешанный, обманчивый», «душевное, а не духовное». Отзыв Т.Серединского был откровенно ироничен: «Иной подумает, что поэт есть богодухновенное лицо». Цитируя строки из «Завещания» Гоголя, которым открываются «Выбранные места...», — «стыдно тому, кто привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя», — он спрашивал: «Как понимать эти слова? Если здесь говорится о теле его, погребенном
уж в земле, то ужели автор думает, что кто-нибудь разроет его могилу и полюбопытствует взглянуть на бренные останки его?»
Не мог знать Т.Серединский, что именно так и произойдет. 31 мая 1931 г. гроб Гоголя будет извлечен из могилы на кладбище Свято-Данилова монастыря, вскрыт и разграблен. Присутствующие при этой «эксгумации писателя Н.В.Гоголя» литераторы и деятели искусства (в том числе Юрий Тынянов, Илья Сельвинский, Всеволод Иванов, Владимир Лидин, Александр Тышлер) не только выкажут «любопытство» к останкам Гоголя, но и кое-что позаимствуют из гроба.
После чего прах Гоголя будет перенесен в Новодевичий монастырь.
Ирония истории обратилась на тех, кто не верил в предчувствия Гоголя. <...>
Уже в настоящее время стало распространяться мнение (В.Воропаев и др.), что Гоголь хотел уйти в монастырь, что это было его заветным желанием из-за разочарования в писательстве. Но прав К.Мочульский: «...Он ни на минуту не соблазняется о бегстве из мира... Без зова Божьего этого нельзя сделать».
Гоголь уходит из мира примиренным с жизнью, его перо перед смертью выводит на отдельных листках слова Евангелия, и не разрушать призывают эти строки, а созидать. Созидать мир в душе каждого, а через это (через христианство в личности) вносить мир в само общество.
Это совершенно расходится с инвективами Белинского по адресу «Выбранных мест», так долго определявшими их судьбу и посмертную судьбу Гоголя. Давно ушли в небытие обвинения в обскурантизме, в поборничестве татарским нравам и желании прислужиться к царю. Все это отпало, как шелуха, как отсохшая кора, и сделало это время, а не литературная критика.
Можно сказать, что революции умерли, а Гоголь и его книга живут.
Они заставляют нас осознать чувства общей виновности за случившееся, глубже заглянуть в его душу, в которой, кроме неправды, греховности, заблуждений и соблазнов, живет святыня. «Святыня в человеке... тоже реальность, — говорит Зеньковский, — но реальность нераскрывшаяся».
На нее, на эту, пусть не видимую глазом, реальность, и смотрел Гоголь, сверяя по ней свой путь, как путешественник по свету яркой звезды устремляется к берегу.
Публикуя в этом сборнике переписку Гоголя и Белинского, мы рассматриваем ее не как монолог со стороны Белинского (как было принято почти целый век), а как диалог, в котором, несмотря на искренность Белинского, Гоголь ближе подошел к высшей правде.
Пространный ответ Гоголя Белинскому, который он не отправил, а порвал, но все же сохранил в своих бумагах, говорит о том, что человек, яколека», прекрасно знал это время, знал, кто такие социалисты и коммунисты, к чему приведут их разрушительные теории, против которых он и выступил.
И.А. Ильин призвал нас: «Надо Гоголя искать и найти».
Так давайте же это сделаем.
РЕЦЕНЗИИ
Литературная газета №45-46 (6299), 17 ноября 2010 г.
Сборник включает мнения русских писателей, критиков, религиозных мыслителей, представителей Церкви о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Временной охват материалов — с 1847 года, т.е. с момента выхода книги, до наших дней. «Публикуя в этом сборнике переписку Гоголя и Белинского, — замечает в предисловии Игорь Золотусский, — мы рассматриваем её не как монолог со стороны Белинского (как было принято почти целый век), а как диалог, в котором, несмотря на искренность Белинского, Гоголь ближе подошёл к высшей правде. Пространный ответ Гоголя Белинскому, который он не отправил, а порвал, но всё же сохранил в своих бумагах, говорит о том, что человек, якобы потерянный для своего времени, судящий о нём из абстрактного “далёка”, прекрасно знал это время, знал, кто такие социалисты и коммунисты, к чему приведут их разрушительные теории, против которых он и выступил». Материалы сборника показывают, как со временем менялось отношение общества к «Выбранным местам…» — от всеобщего неприятия до признания полной правоты Гоголя, точности его прозрений.
СПИСОК АВТОРОВ
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1859) — писатель, автор книг «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания».
Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) — публицист, критик, поэт; лингвист, историк. Сын С.Т. Аксакова.
Аксакова Вера Сергеевна (1819–1864) — дочь С.Т. Аксакова.
Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848) — литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник».
Блок Александр Александрович (1880–1921) — русский поэт. Начинал как символист, позже выходит к русской классической поэтической традиции.
Боткин Василий Петрович (1811/12–1869) — русский писатель, критик. В молодости член кружка Н.В. Станкевича, друг В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Автор знаменитой книги «Письма об Испании».
Бухарев Александр Матвеевич (в монашестве Феодор) (1822–1871) — богослов, философ, предтеча т.н. «нового религиозного сознания» в России. Конфликт с церковными властями побудил его в 1863 г. сложить с себя сан.
Венгеров Семен Афанасьевич (1855–1920) — историк литературы, библиограф. Составитель многотомных биографических и библиографических словарей по русской литературе.
Вьельгорская (Виельгорская) Анна Михайловна (1823–1861) — графиня, младшая дочь М.Ю. и Л.К. Вьельгорских. Гоголь сблизился с А.М. Вьельгорской после зимы 1843/44 г., проведенной совместно в Ницце. Впоследствии Гоголь просил руки А.М. Вьельгорской и получил отказ.
Вяземский Петр Андреевич (1792–1878) — князь, поэт, литературный критик, государственный деятель, академик Петербургской академии наук.
Герцен Александр Иванович (1812–1870) — писатель, философ, издатель, общественный деятель. С 1847 г. в эмиграции. В Лондоне основал Вольную русскую типографию, где издавал газету «Колокол». В конце жизни разочарование в революционных идеях.
Гершензон Михаил Осипович (1869–1925) — историк литературы и общественной мысли. Был близок к неославянофилам, к «русскому религиозному ренессансу». Участник сборника «Вехи» (М., 1909).
Григорьев Аполлон Александрович (1822–1864) — литературный и театральный критик, поэт.
Зайцев Борис Константинович (1881–1972) — прозаик, публицист, переводчик, драматург, мемуарист. В эмиграции с 1922 г., жил в Берлине и Париже. Вице-председатель берлинского Союза русских писателей и журналистов, с 1945 г. председатель парижского Союза русских писателей и журналистов.
Зеньковский Василий Васильевич, протоиерей (1881–1962) — философ, психолог, богослов, публицист, мемуарист, церковнообщественный деятель. До эмиграции (с 1920 г.) профессор университета Св. Владимира в Киеве. Профессор Белградского университета, Русского Богословского института в Париже, редактор журнала «Вестник РСХД». В 1942 г. рукоположен в священники.
Иванов Александр Андреевич (1806–1858) — живописец. В 1831–1858 гг. жил в Италии, близко общался с Гоголем. Автор картины «Явление Христа народу», над которой работал 20 лет.
Игнатий Брянчанинов (1807–1867) — богослов, публицист, святитель. Настоятель Троице-Сергиевой пустыни Петербургской губернии. Автор богословских сочинений «Слово о чувственном и духовном видении духов», «Слово о смерти», «Аскетические опыты» и др.
Ильин Иван Александрович (1883–1954) — философ, правовед, публицист, историк литературы, культуролог, мемуарист. Профессор Московского университета. Выслан из Советской России в 1922 г. Профессор Русского Научного института в Берлине, преподаватель Берлинского университета.
Короленко Владимир Галактионович (1853–1921) — писатель, публицист. Почетный академик Петербургской АН и РАН. За революционную деятельность был в ссылке (1881–1884). Критиковал революционный террор после 1917 г. в письмах к А.В. Луначарскому.
Мочульский Константин Васильевич (1892–1948) — историк литературы, эссеист, литературный критик. С 1919 г. в эмиграции. Преподавал в Софийском университете, в Сорбонне, профессор Богословского института.
Павлов Николай Филиппович (1803–1864) — писатель. Автор остро-социальных повестей (сб. «Три повести», 1835).
Плетнев Петр Александрович (1792–1865/66) — поэт, критик, академик Петербургской АН. Издатель и редактор «Современника».
Погодин Александр Львович (1872–1947) — историк литературы, славяновед. Профессор Харьковского университета. С 1920 г. в эмиграции. Профессор Белградского университета, председатель Русского Археологического общества.
Прокопович Николай Яковлевич (1810–1857) — школьный товарищ и один из ближайших друзей Гоголя. Редактор первого издания сочинений Гоголя (1842).
Серафим (1856–1937), в миру Леонид Михайлович Чичагов — епископ Русской церкви, с 1928 г. митрополит Ленинградский. Его труды: «Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей» и «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии, Ардатовского уезда с
жизнеописанием основателей ее».
Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920) — князь, религиозный философ, правовед, общественный деятель. Видный деятель партии кадетов. Участник Белого движения.
Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979) — богослов, философ, историк, критик, публицист, церковно-общественный деятель. Приват-доцент Новороссийского университета. В эмиграции с 1920 г. В 1932 г. рукоположен в священники. Профессор Русского Богословского института в Париже, профессор и декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке.
Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856) — мыслитель, публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. Автор «Философических писем» (1829–1831), «Апологии сумасшедшего» (1837).
Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889) — литературный критик, писатель, публицист. Один из руководителей журнала «Современник». Продолжатель традиций В.Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х годов.
Шевырев Степан Петрович (1806–1864) — историк литературы, критик, поэт, академик Петербургской АН. Вместе с М.П. Погодиным возглавлял журнал «Москвитянин». Теоретик «любомудров», деятель правого крыла славянофильства.