Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Хагелин К.В. Мой трудовой путь: Записки человека, которому сопутствовала удача / Карл Хагелин; [сост. и подгот. текста И.В.Домнин; вступл. Я.Я.Голко, А.В.Яковлевой, Е.В.Лукошкова, И.В.Домнина; предисл. П.Н.Краснова и авт.; худож. И.И.Антонова].

Хагелин К.В. Мой трудовой путь: Записки человека, которому сопутствовала удача / Карл Хагелин; [сост. и подгот. текста И.В.Домнин; вступл. Я.Я.Голко, А.В.Яковлевой, Е.В.Лукошкова, И.В.Домнина; предисл. П.Н.Краснова и авт.; худож. И.И.Антонова].

Автор(ы): Хагелин К.В.
Издательство: Русский путь
Год выпуска 2013
Число страниц: 336
Переплет: твердый
Иллюстрации: есть
ISBN: 978-5-85887-433-1
Размер: 225×172×20 мм
Вес: 680 г.
Голосов: 7, Рейтинг: 3.25
490 р.

Описание

Воспоминания Карла Васильевича Хагелина (1860–1955), шведа, родившегося в Петербурге, прожившего в России большую часть своей долгой жизни и полностью обрусевшего, раскрывают удивительную личность — человека таланта, трудолюбия и благочестия, прошедшего путь от бедного мастерового до организатора пароходных предприятий на Волге, одного из руководителей бакинских нефтепромыслов, члена правления Товарищества братьев Нобель. Красной нитью проходит мысль автора о величии России, о том, что и до революции она, невзирая на сословия и происхождение, давала шанс и возможности подлинному труженику, свободному и пытливому уму и выводила его на широкую жизненную дорогу.


СОДЕРЖАНИЕ


Я.Я.Голко, А.В.Яковлева, Е.В.Лукошков, И.В.Домнин. Русский путь шведа Карла Хагелина
П.Н.Краснов. Предисловие
От автора

Часть первая
НА ВОЛГЕ (1862-1879)

Глава I. Тверь. Появление нашей семьи на Волге. Первая помощь добрых людей
Глава II. Мои родители. Первый Нобель в России
Глава III. Пароход «Царь» и его пассажиры. Первые детские впечатления на Волге
Глава IV. Машина «дышит». На «Ахтубе». Жизнь в Криушинском затоне. Катанье на коньках. Друзья детства. Мисс Эллен. Розги
Глава V. Воспитание духа. Пример родителей. Обучение грамоте. Смерть матери
Глава VI. Семья Живокини. Александровский институт в Нижнем Новгороде. Пансион Гиллерта. Мороженое
Глава VII. Александровское ремесленное училище в Саратове. Вильгельм Якобсон. Голубиный спорт. Смерть мачехи. Конец учения
Глава VIII. Отъезд в Кострому. Переправа в ледоход через Волгу у Кинешмы
Глава IX. Шиповский механический и судостроительный завод. Д.П.Шипов и его дела. Инженер К.П.Цыганов
Глава X. Стенстремы. Поступление на завод. В семье Линдвалей. Сборщики Другге и Папунен. Ожившая машина. Счастье творчества
Глава XI. Уроки шведского языка пастору. Поездка в Ярославль. Ледоход на Волге. Уроки директору Костромской гимназии
Глава XII. Жизнь заводской молодежи в Костроме. Саша Рудинский. В семье Зеленцовых. Вечеринки. Первое увлечение
Глава XIII. Работа в чертежной. Постройка катера «Граф Кутайсов». Растрата кокса. Первое служебное замечание. Рейс «Соловья». Поступление на Грязе-Царицынскую железную дорогу
Глава XIV. Царицын. Работа на паровозе. Болезнь. Потеря места
Глава XV. Астрахань. Чертежи для катера. Работа слесарем в мастерских «Кавказа и Меркурия». Отъезд в Баку. На механическом заводе Бенгтсона
Глава XVI. Пасхальные прогулки. Вестваль. Поступление на завод Нобеля

Часть вторая
КРАТКИЙ ОЧЕРК О ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ ПАРОХОДСТВА В БАССЕЙНЕ ВОЛГИ И НА КАСПИИ


Глава I. Появление пароходов на Волге. Пароходное общество «По Волге»
Глава II. «Самолет». «Кавказ и Меркурий»
Глава III. Другие пароходные общества. Частные судовладельцы
Глава IV. Пароходства на притоках Волги
Глава V. Темпы развития пароходства на Волге
Глава VI. Наливной флот на Каспии. Роль бакинской нефтепромышленности в развитии каспийского и волжского судоходства. Кто строил каспийский наливной флот
Глава VII. Ремонт речных судов. Первые доки. «Слип» Нобеля в Рыбинске
Глава VIII. Состязания на скорость. Победа «Владимира Глазенапа». Знаменитые капитаны: Гейн и Тигерштедт

Часть третья
В БАКУ (1879-1883)


Глава I. Из истории перевооружения Русской армии. Как Роберт Нобель начал в Баку нефтяное дело
Глава II. Моя работа в инструментальной мастерской. Знакомство с хозяином, Робертом Нобелем. Первые два пожара на заводе. Летняя жара. Удачный подряд. Избегнутая катастрофа. Касым-бек
Глава III. У химика в лаборатории — табельщиком — чертежником—у инженера Тернквиста. На очистке керосина
Глава IV. Сопровождение больного начальства за границу. Тернквист. Ульнер. Паспортные недоразумения
Глава V. «Прерывная» перегонка нефти. Нобелевская система «непрерывной» перегонки. Усовершенствование Тернквиста
Глава VI. Возвращение в Баку. Мудрый совет шведской фрекен. Работа по очистке. Дорогие замки. А.И.Зейферт
Глава VII. Прокладка нового трубопровода. «Вилла Петролеа». Серно-кислотный завод
Глава VIII. Бакинские пожары. Взрыв шхуны «Норденшельд». Инженер Ламберт в роли брандмейстера

Часть четвертая
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. В ПРАВЛЕНИИ ТОВАРИЩЕСТВА БРАТЬЕВ НОБЕЛЬ


Глава I. Отъезд из Баку. Я.Г.Крусель. По Финляндии. На родине предков. Инженер Бервальд. Начало занятий. Болезнь
Глава II. Отдых в Роннебю. Вольнослушатель Технологического института. Сватовство. Эммануил Людвигович Нобель. Место в технической лаборатории Людвига Нобеля
Глава III. Петербург. Опыты с нефтяным отоплением. Добывaние керосина из мазута. Свадьба. Командировки
Глава IV. Командировка в Австрию. Триест. В Сулине. Плавание на «Марусе» по Дунаю. «Русский десант». Полковник Мечконев. Австрийский уголь
Глава V. Одесса. Две телеграммы. Ростов. Наконец дома. Новые поручения. Показная нагрузка. Смерть Людвига Нобеля
Глава VI. Волжские типы. Нижегородский биржевой маклер. Петр Иванович Лельков и пароходчик Гордей Иванович Чернов. Перевозка мазута по Волге. «Моряна». Черная полоса. Кризис. Иван Гордеевич Чернов
Глава VII. Г.И.Чернов «рули замывает». Гауденовские нефтяные амбары. Новое назначение. Капитан А.И.Алферов
Глава VIII. На крестинах у Алферова. В Царицын на перекладных
Глава IX. Волжские типы — не русские. Механики Франц Иванович Экман и Федор Карлович Арвидсон
Глава X. Работа на Волге закипела. Расширение складов и речного флота. Мазутные амбары. Поездка в Швецию. Винтовой буксир-ледокол для рейда. Канут Степанович Литорин
Глава XI. Постройка «Анны». Капитан Алексей Васильевич Сомов. Поездка в Баку. У друзей

Часть пятая
ВТОРОЙ МОЙ БАКИНСКИЙ ПЕРИОД (1891-1900)


Глава I. Командировка в Баку. Полковник Л.Ф.Рихтер. Р.Н.Николаев
Глава II. Рождение первого сына. Холера в Баку. Организация противохолерных мер. Окончание холеры. Приезд в Баку Э.Л.Нобеля
Глава III. Зубаловский фонтан. Борьба с вредной экономией. Постройка в Баку слипа. Налаживание заводского дела. Поиски серного колчедана. «Контактный» способ выделки серной кислоты
Глава IV. Дальнейшее развитие керосинового, масляного и бензинового заводов. Постройка парового отделения и электрической станции. Создание в Баку хранилищ большой емкости для нефти и ее продуктов
Глава V. Постройка нефтехранилищ между Балаганами и Черным городом. Г.М.Карасев. Шабан. Откуп от воров. Мехти-Кули-Бек Ашурбеков
Глава VI. Отношение местного населения и доверие к Товариществу. Торги на казенные участки. Помощь Ших-Али-Дадашева
Глава VII. Отчетность по бакинскому делу. Инженер В.В.Перловский. Тушение нефтяного пожара
Глава VIII. Введение штангового бурения скважин. Своими средствами. Назначение Эклунда. Ассадулаевский фонтан. Еще раз «верю»
Глава IX. Поиски новых месторождений нефти. Остров Челекен. Парафиновая нефть. Остров Святой. Веренейские промыслы. Генерал Куропаткин. Н.Ф.Скворцов
Глава X. Съезд бакинских нефтепромышленников. Совет съезда. Ю.М.Тищенко. Председатель Совета П.О.Гукасов. А.О.Гукасов. Гаджи-Зейнал-Абдин Тагиев. Два Союза бакинских заводчиков. Распад
Глава XI. Мой рабочий день. Телефонисты Минас и Христофор. Кучер Семен. Ночные посещения завода. Мы — нобелевские. Первый автомобиль в Баку
Глава XII. Назначение в правление. Взгляд на прошлое. Поездки по Волге. Ночь на реке

Часть шестая
В ПРАВЛЕНИИ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД


Глава I. Состав правления. Распределение работы между директорами. М.М.Белямин. Поездки в Баку. А.Г.Лесснер. Конкуренция с «Вакуум Ойлом»
Глава II. Рыбинский агент И.Н.Величко. План использования Мариинской системы. Экспедиция на «Вотяке». Инженер В.Валуев. Посылка первых барж. Самоходные суда для системы
Глава III. Постройка «Вандала» — первого в мире дизелевского судна. Теплоход «Сармат». Развитие транспорта по Мариинской системе
Глава IV. Революция 1904-1905 годов в Баку. Поджоги на промыслах. Армяно-татарская резня. Мое желание оставить службу
Глава V. Две цели поездки в Америку. Пароход «Кайзер Вильгельм II». Прибытие в Нью-Йорк
Глава VI. Хорошая американская железная дорога. Буффало. Кузина Клара. Прогулка на Ниагару
Глава VII. Первые американские промыслы и заводы. Ойл-Сити. Встреча с мистером Адамсом. Верфь на озере Эри. Нью-Орлеан. Бомонт. Нефтяные промыслы «Спиндл-Топ» и Зауэр-Лейк. Плохая американская железная дорога
Глава VIII. Техасские перегонные заводы. Промыслы в Арканзасе. Города-скороспелки. Местные развлечения. Религия в Америке
Глава IX. Поездка на Крипл-Крик. Американский телеграф. У мормонов на Соленом озере
Глава X. Вайоминг. Железная дорога через пустыню. Лос-Анджелес. Салун синьора Бандиттини
Глава XI. Встреча с русскими молоканами в Лос-Анджелесе. Скорбная повесть со счастливым концом
Глава XII. Сан-Франциско после землетрясения. Йеллоустонский национальный заповедник
Глава XIII. По реке Миссури на «Сиднее». Чикаго
Глава XIV. Металлургическая и механическая промышленность в Пенсильвании. Праздник четвертого июля в Питтсбурге. Почему мало развито судоходство по рекам Америки
Глава XV. Воскресный день в Америке. Возвращение в Нью-Йорк. Американская холодность

Часть седьмая
В ПРАВЛЕНИИ. ВТОРОЙ ПЕРИОД


Глава I. Снова в Петербурге. Назначение шведским Генеральным консулом. На Волге и в Баку. Новые замыслы
Глава II. Братья И. и И.Меркульевы. «Бр. Меркульевы-сыновья». Благословение отца
Глава III. Мысль о большом морском теплоходе. Отказ правления. Братья Меркульевы. Теплоходы «Мысль» и «Дело». Постройка «Эммануила Нобеля» и «К.В.Хагелина». Рыбинский слип
Глава IV. Поездка по Каме. Пельмени. На реке Белой. Булычевский хлопок
Глава V. Замена И.О.Ольсена Э.К.Грубе. Поездка за границу. Бакинские дела. Г.Л.Нобель. Г.Детердинг
Глава VI. Весна 1914 года. Производство в Баку бензола и толуола. Профессора Ипатьев и Тихвинский. Конкуренты
Глава VII. Миша Поляк и его анекдоты. К.С.Литорин. Нападение на Товарищество
Глава VIII. Эмба. Открытие путешественника Грум-Гржимайло. И.И.Стахеев. Устройство промысла в Доссоре. Город Гурьев. Пристань Ракуши. Приключение Н.А.Ванебу. У Стахеева в Гурьеве
Глава IX. Мои переговоры с А.И.Вышнеградским о Волге. Правление в новом помещении
Глава X. Революция в Петербурге. Из моего дневника
Глава XI. Последствия революции в Баку. Большевицкий роман «Нафта». Моя поездка в Баку. В Астрахани. Митинг рабочих
Глава XII. Возвращение в Петербург. Отъезд Э.Л.Нобеля на Минеральные Воды. Моя поездка в Швецию. Снова в Петербурге. Предложение большевиков
Глава ХШ. В Стокгольм через Финляндию. Переговоры в Берлине. В украинском Киеве. Неудачная попытка попасть в Баку
Глава XIV. В Берлине. Новая Германия. Беспорядки в Берлине. Встреча с Э.Л.Нобелем
Глава XV. Миша Евланов. Полковник Казанский. Бегство Э.Нобеля из Ессентуков. Ставрополь. Через Киев, Варшаву, Берлин
Глава XVI. Азербайджанская республика. Моя новая попытка пробраться в Баку. Случайная задержка и... слава богу
Глава XVII. Обед по случаю сорокалетия моей службы. Несколько слов о себе. Заключение


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


Для интеллектуального гурмана эта книга — настоящий подарок. Ценителей подобной литературы не так много, но они есть и конечно получат удовольствие от чтения воспоминаний К.В.Хагелина. Особенно те, кто обладает знаниями о членах семьи Нобель, живших и работавших в России, создавших в ней свою «империю» с пользой не только для себя, но и для нашей страны. А знать о Людвиге и Эммануиле Нобелях нужно. Их предприимчивость и таланты дали толчок очень многим крупным начинаниям. Артиллерийское и стрелковое оружие, подводные мины для русской армии и флота, рельсы для первых русских железных дорог, сталелитейное производство, механизмы и дизельные двигатели для судов, пассажирское пароходство на Волге и Каспии, высокотехнологичные нефтяные промыслы, первый нефтеналивной флот, первые русские профсоюзы, народный театр — вот неполный перечень их великих дел.
В мир тех свершений, в ту эпоху роста российской экономической мощи погружает читателя автор, живо, увлекательно повествуя о своем жизненном пути, в котором так много общего с судьбой Людвига Нобеля, ставшего для России сыном и благодарным гражданином.
Любовью к России, к родной Волге и Каспию веет с каждой страницы воспоминаний, написанных К.В.Хагелиным уже после изгнания из страны, в развитие которой он вложил не только талант, но и часть своей души. Мы же искренне рады тому, что эти воспоминания, наконец, и в нашем отечестве найдут своего читателя и станут его достоянием.

Я.Я.Голко, А.В.Яковлева, Е.В.Лукошков, руководители Фонда Людвига Нобеля


В русском зарубежье одной из главных и насущных забот всегда была забота о детях — не только об их обучении, но прежде всего о воспитании в духе любви к исторической России. Огромную роль в этом процессе играли молодежные движения и организации. В 1926 году в Париже было создано Содружество русских мальчиков «Восход». Его руководителем и «старшим товарищем» стал молодой человек Павел Федорович Никитин, а духовным наставником — священник отец Александр Калашников. На протяжении десятилетней деятельности Содружество финансово поддерживал Карл Васильевич Хагелин, с которым Никитина свели неисповедимые беженские пути.
В 2009 году сыновья руководителя «Восхода» Николай Павлович и Иван Павлович Никитины, проживающие во Франции, передали архив организации в Дом русского зарубежья им. А.Солженицына. Среди ценных материалов обнаружилась и переплетенная машинопись мемуаров К.В.Хагелина «Мой трудовой путь. Записки человека, которому сопутствовала удача», датированная 1938 годом, а рядом — издание этих воспоминаний — неброская книга, напечатанная в Нью-Йорке в 1945 году без иных выходных данных. Истории ее появления пояснить никто не смог. В других библиотеках и архивах Москвы разыскать ее не удалось, хотя в ряде справочников и библиографий ее описание встречается.
Ознакомление с машинописным и книжным вариантами мемуаров показало, что между ними существует различие. В первоисточнике, каковым является машинопись, имеется предисловие, написанное по просьбе автора талантливым военным писателем генералом Петром Николаевичем Красновым. Им же сделана литературная обработка текста, о чем пишет сам Хагелин. В книге, напечатанной в Америке, об этом не сказано, и она снабжена иным предисловием.
Издательство «Русский путь» представляет труд в его первоначальном варианте. В том, что эти мемуары необходимо увидеть современному читателю, сомнений нет. Осуществить же это удалось совместно с российским Фондом Людвига Нобеля.
Замечательная личность обрусевшего шведа Карла Васильевича Хагелина (1860-1955) раскрывается и в предисловии, и в самих воспоминаниях. Мы же скажем несколько слов о книге. Она интересна, познавательна, поучительна. Естественным образом уравновешены в ней светлые и темные стороны русской жизни, но и то и другое изображено с любовью к дореволюционной России, ее старому укладу и традициям. Выразительно, живо представлена громадная галерея лиц и типажей от простых рабочих до выдающихся изобретателей, крупнейших предпринимателей и даже военачальников той эпохи. Вместе с тем книга чрезвычайно актуальна, ибо автор проповедует идею честного, упорного творческого труда, культ знаний, созидательной (не спекулятивной) предприимчивости, веру в результат личных и общих усилий, в товарищей и партнеров. Именно этого недостает сегодня нашей стране. Ей остро не хватает и таких иностранцев, как автор воспоминаний, как Людвиг и Эммануил Нобели, с которыми он работал, а также атмосферы, помогавшей реализовывать им свои замыслы с абсолютной пользой для России.
Как и всякие мемуары, воспоминания К.В.Хагелина где-то грешат неточностью фактов, не лишены субъективных оценок и суждений. Таков жанр. Однако эта книга имеет непреложную ценность. Достойно дополняя библиотеку источников русской эмиграции, ярко запечатлевших различные грани бытия дореволюционной России, она указывает ориентиры и для ее современного движения вперед на основе нравственности, справедливости, трудолюбия, «деятельного патриотизма» и уроков родной истории.

И.В.Домнин, заместитель директора Дома русского зарубежья им. А. Солженицына