Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Ельчанинов А.В., свящ., Флоренский П. История религии. — 2-е издание.

Ельчанинов А.В., свящ., Флоренский П. История религии. — 2-е издание.

Издательство: Русский путь / YMCA-Press
Год выпуска 2004
Число страниц: 256
Переплет: мягкий
Иллюстрации: есть
ISBN: 5-85887-217-4; 5-85887-192-5
Оценить (Нет голосов)
Нет в продаже

Описание

Книга молодых авторов, тогда еще мало известных, но ставших впоследствии знаменитыми — одновременно история и феноменология основных мировых религий, за исключением ислама.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Н.А.Струве. Предисловие к переизданию

Предисловие

 Первобытная религия

I. Религиозные воззрения и культ. Миграция. Вера в духов. Представление о посмертном существовании. Злые духи. Духи предков. Фетиши. Амулеты. Одушевленность природы. Почитание животных. Тотемизм. Учение о всеобщей одушевленности и бессмертии всех вещей

II. Мифология. Мифы о солнце, луне, земле, небе, звездах и других явлениях природы

III. Религиозная практика. Серьезное отношение к культу. Старейшины. Колдуны. Места культа. Жертвы, молитвы, заклинания, пост, очищение. Непосредственное богообщение. Общественный культ. Переход к высшим религиям

 Религия Древней Греции

I. Двойственный характер эллинской религии. Первобытные элементы. Природа, предки. Местные культы. Эволюция греческой религии

II. Греческий пантеон. Полубоги. Антропоморфический характер греческой религии. Ограниченность олимпийцев. Судьба. Тартар и представления о загробном мире

III. Греческая религиозная практика. Отношение к богам. Молитва. Жертва. Мантика. Оракулы. Священные места. Жрецы. Празднества. Семейный культ

IV. Основные черты греческой религии: антропоморфизм, принцип прекрасного и слабость нравственного момента. Сознание недостаточности этих начал, выразившееся в тайных культах, мистериях и философских учениях. Идейный переход от антропоморфического многобожия, аморализма и оптимизма к монотеизму, идеям греха и искупления. Философская, рационалистическая критика. Положительное философское творчество — Платон
 
 Буддизм

I. Индия до буддизма. Веды. Натуралистический характер древней религии индусов. Брахманизм. Идея жертвы. Философские школы. Веданта, санкхья и йога. Элементы добуддийского мировоззрения, воспринятые буддизмом. Будда, Закон, община

II. Вопрос об исторической достоверности личности Будды. Его биография. Происхождение. Отречение от мира. Первая проповедь. Первые ученики. Деятельность Будды. Обычный образ его жизни. Община. Женщины. Отшествие Будды в нирвану

III. Учение Будды. Истина о страдании, о причине страдания, об избавлении от страдания и о пути к избавлению.
Интеллектуализм буддийской этики. Отрицательный характер его заповедей. Любовь в буддизме. Идеал святого. Нирвана

IV. Буддийская церковь (община). Образ жизни монахов. Зародыши культа. Распространение буддизма. Мировой характер буддийской религии. Оценка буддизма. Его положительные стороны: этика, сотериология, община. Его отрицательные стороны: недоступность необразованным массам, основное противоречие в метафизике. Переход к христианству

 Иудейско-израильская религия

I. Источники. Историческая критика. Пятикнижие. Остальные книги. Библия. Книга Иова. Псалтырь

II. Развитие иудейско-израильской религии. Древнейший период. Период судей и царей (1150–900 до н. э.). Период пророков

III. Общая характеристика израильско-иудейской религии. Бог как личность. Религиозная целостность и свобода выбора. Религиозный материализм

IV. Зародыш христианства в основных идеях израильско-иудейской религии. Элементы личной религиозности — псалмы, пророки

 Христианство

I. Евангельская критика. Основные идеи христианства: Бог-Любовь, богосыновство, Царство Божие

II. Общая характеристика внутренней жизни апостольской Церкви. Главные черты: вдохновенность Святым Духом, руководительство образом Христа, ожидание конца мира и второго пришествия. Отношение к собственности и браку. Отрицательные стороны: разногласия и споры, беспорядки на собраниях, отступления от нравственных норм

III. Организация первоначальной Церкви. Благодатный, а не правовой характер первоначальных должностей. Апостолы, учители, пророки. Церковное имущество. Епископы, дьяконы и пресвитеры

IV. Церковь и мир. Евангельские принципы об отношении к миру (культуре и государству). Три периода в истории взаимодействия между Церковью и языческим миром. Первоначальная Церковь. Ее независимость от мира. Отношение языческого мира к христианству. Второй век. Монтанизм. Победа умеренного решения вопроса об отношении к миру. Гонения. Гностицизм. Создание христианской литературы. Апологеты. Третий век. Движение Церкви к государству в сфере организации, культа, науки и жизни. Движение государства в направлении к Церкви.
Попытки создания государственной религии. Константин Великий    

 Православие

I. Элементы, из которых сложилось русское православие: византинизм, славянское язычество, культ солнечных божеств и культ предков. Русский национальный характер. Крещение Руси и его главные символические моменты

II. Стихия православия: Церковь и быт. Демократизм в понимании Церкви. Важное значение обряда. Консерватизм. Монашеский идеал. Приходское православие. Взгляд на духовенство. Быт, церковность в быту. Языческие воспоминания. Дисциплина в домашней жизни. Православная культура. Отношение к земле и хлебу. Двоеверие. Колдуны

III. Выводы. Характер русского благочестия. Христос страдающий. Разделение Божьего и человеческого. Православный взгляд на милостыню. Иррационализм. Смирение. Интимность  в отношениях к Богу, переходящая в фамильярность. Сектантство. Старообрядчество

 Русское сектантство (хлыстовство и скопчество)

 Понятие сектантства. История хлыстовства. Вероучение. «Христы». Организация. Быт. Культ. Радения. Особые обряды. Скопчество. Селиванов. Учение скопцов. Быт. Оценка хлыстовства. Его положительные стороны. Характер хлыстовской религиозности. Отрицательные стороны

 Приложение

Булгаков С.Н. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения (Интеллигенция и религия)



ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕИЗДАНИЮ


Вышедшая без малого сто лет назад предлагаемая читателям «История религии», судя по всему, при своем появлении не привлекла большого внимания, хотя и имела два последовательных издания, в 1909 и 1910 годах. То ли по правилам, принятым издательством для серии «общественно-гуманитарных наук», то ли по скромности основного автора книги ни на обложке, ни на титульном листе не было указано ни одного имени. Лишь в конце предисловия приводились имена семи сотрудников, выработавших план книги, и были уточнены авторы каждой отдельной главы... Сегодня всякий образованный читатель, увидев на обложке переиздания имена Александра Ельчанинова, Владимира Эрна и Павла Флоренского, может только всплеснуть руками: какой удивительный подбор известнейших мыслителей! В 1909 году ни один из этих бывших одноклассников тифлисской гимназии, оставшихся на всю жизнь близкими друзьями, не достиг еще тридцатилетнего возраста. Все трое жили тогда в Москве. А.Ельчанинов был секретарем Религиозно-философского общества и читал лекции на разных высших курсах, В.Эрн готовился к экзаменам на магистра философии в Московском университете, П.Флоренский еще не был священником, но состоял профессором Московской духовной академии, и первая редакция «Столпа и утверждения истины» уже была напечатана в «Вопросах религии». Фактически весь учебник написан Ельчаниновым, за исключением двух глав, составленных, как указано, в сотрудничестве с Эрном и Флоренским. По семейным преданиям, считалось, что Ельчанинов впоследствии не придавал своей книге серьезного значения. Но из его писем к Флоренскому, еще не изданных, мы узнаем, что он работой был увлечен: «живу хорошо и почти спокойно, много пишу и читаю по своей работе», «сейчас мне хорошо пишется». И действительно, автор не только прекрасно владеет предметом, но и обладает поразительной ясностью изложения, отчего книга читается не только с пользой, но и с глубоким удовлетворением.
Парадоксальным образом некоторое недоумение вызывает глава, написанная якобы совместно с Павлом Флоренским и озаглавленная «Православие». На самом деле эта глава не о православии как таковом, в его отличиях от католичества и протестантизма, а о народных особенностях одного лишь русского православия. После главы о христианстве, написанной вместе с В.Эрном, — следует подчеркнуть, блестяще — может показаться, что авторы видели в православии не наследника Вселенской церкви, а некое партикулярное ее выражение. Но мы знаем, Александр Ельчанинов, ставший в эмиграции священником и оставивший потомству одну из самых глубоких и нужных духовно-аскетических книг, этой мысли не разделял, да и о. Павел Флоренский, богослов и ученый мирового масштаба, впоследствии обращал внимание на опасность поглощения вселенской церковности «началами этническими, а этих последних — и прямо греховными» (Флоренский П. Записка о православии, 1923 // Указ. изд. Т. 2. М., 1996. С. 546).
Второе недоумение у сегодняшнего читателя может вызвать отсутствие главы о мусульманстве. И несмотря на оговорку в предисловии, пробел остается непонятным. Вопрос был не в ограниченных размерах книги, так как в качестве приложения помещена уже дважды печатавшаяся статья С.Булгакова о современном безрелигиозном мировоззрении, определенно выходящая за рамки истории религии (вероятно, издательством руководило желание подкрепить молодых авторов весомым авторитетом). Остается предположить, что в начале века современники не ощущали ислам как одну из наиболее активных религий будущего. Но отмеченные недочеты не снижают высокого качества книги, которой пожелаем новой и еще долгой жизни.

Никита Струве