Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новинка
Ельчанинов А.В., свящ. Записи. / [авт. предисл.: Т.В. Ельчанинова; авт. вступ. ст.: С.Н. Булгаков]. — 5-е изд.

Ельчанинов А.В., свящ. Записи. / [авт. предисл.: Т.В. Ельчанинова; авт. вступ. ст.: С.Н. Булгаков]. — 5-е изд.

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2025
Число страниц: 280
Переплет: мягкий
Иллюстрации: вкл. 16 с.
ISBN: 978-5-85887-572-7
Размер: 200×145×10 мм
Вес: 320 г.
Голосов: 3, Рейтинг: 2.94
560 р.

Описание

«Записи» свящ. Александра Ельчанинова (1881–1934) впервые изданы его вдовой в 1935 г., через год после его смерти, в парижском издательстве «YMCA-Press». Книга переиздавалась не раз, была переведена на многие языки, в 60-е годы широко распространялась в самиздате, а в 1990-е была переиздана в Москве, Петербурге, Риге, Киеве... «Но судьба ее, конечно, измеряется не количеством изданий, а ее действием на души: скольким она была откровением о христианстве, о Церкви, скольким она позволила вступить на путь христианской жизни и в ней утвердиться, одних привела к крещению, других к священству, третьих избавила от уныния». Издание включает также воспоминания об о. Александре (впервые напечатанные в Париже в том же 1935 г. и переизданные «YMCA-Press» в 1977 г.).


ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие (Т. Ельчанинова)

Отец Александр Ельчанинов (прот. С. Булгаков)

ЗАПИСИ

ИЗ ДНЕВНИКА

ИЗ ПИСЕМ К МОЛОДЕЖИ

СОВЕТЫ МОЛОДЫМ СВЯЩЕННИКАМ

ПОЛЕЗНОСТЬ ВЕРЫ. Конспект

БЕСЕДА ПЕРЕД ИСПОВЕДЬЮ

БЕСЕДА О КАТОЛИЧЕСТВЕ И ПРАВОСЛАВИИ с юношей М. по просьбе его отца

ГОВЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ. Запись гимназических лет

ДЕМОНСКАЯ ТВЕРДЫНЯ. О гордости


ПАМЯТИ ОТЦА АЛЕКСАНДРА ЕЛЬЧАНИНОВА

СЛОВО МИТРОПОЛИТА ЕВЛОГИЯ

СЛОВО ОТЦА СЕРГИЯ БУЛГАКОВА, сказанное на отпевании тела отца Александра Ельчанинова 27 августа 1934 г.

ПАМЯТИ ОТЦА АЛЕКСАНДРА ЕЛЬЧАНИНОВА (npom. Cepгuй Четвериков)

У ГРОБА ОТЦА АЛЕКСАНДРА (М. М.)

ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ ОТЦА АЛЕКСАНДРА. Воспоминания дpyгa (М. Кафпович)

ОБРАЗЫ И ВСТРЕЧИ (М. Зернова)

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ АЛЕКСАНДРЕ ЕЛЬЧАНИНОВЕ (Д. и Т. Шкотт)

ЛИК ОТЦА АЛЕКСАНДРА (Владимир Ильин)

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР КАК ДУХОВНИК (Монахиня Мария)

ПРИДИТЕ, ПОСЛЕДНЕЕ ЦЕЛОВАНИЕ ДАДИМ, БРАТЬЯ, УМЕРШЕМУ (Л. Зандер) 

ОТРЫВКИ ИЗ ПИСЕМ, ПИСАННЫХ ПОСЛЕ СМЕРТИ ОТЦА АЛЕКСАНДРА


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


Эта книга никогда не готовилась ее автором к печати — она была задумана и составлена уже после смерти отца Александра, чтобы как-то продолжить и укрепить неоконченное дело его жизни.

В книгу вошла часть его записей, которые он вел для себя, отрывки из писем, имеющие общий интерес, несколько планов и проектов проповедей, случайные заметки на отдельных листках, найденные в его бумагах.

Незадолго до своей болезни о. Александр говорил, что хотел бы написать книгу для молодежи, как бы в ответ на часто обращаемые к нему, типичные для современного юношества, вопросы. Он завел папку с надписью «Письма к молодежи»; но этот план его не осуществился, и только после его смерти были собраны письма к руководимой им молодежи и из них взято то, что могло бы хоть отчасти его осуществить. Таково же происхождение и главы «К молодым священникам» — она была тоже представлена несколькими отрывочными заметками, но все же помещается в книге, так как затрагивает одну из тем, наиболее ему близких.

Кроме этих глав, намеченных, как мы видим, как бы самим автором, все материалы книги сознательно не приведены ни в какую систему, чтобы не ставить никакого толкования между автором и читателем и предоставить каждому, в меру его внутренней потребности, почерпнуть из этой книги то, что было сущностью духовного облика отца Александра.

Таким образом, эта книга не есть литературное произведение, а подлинный документ человеческой жизни, то, в чем отразилась его душа и что осталось на земле от него.

Конечно, эта книга, составленная из отрывочных и случайных заметок, не исчерпывает его, но, для знавших и любивших его, это некие вехи, по которым они узнают образ любимого пастыря, услышат еще раз его голос. Не знавшим же его она все же даст о нем некоторое понятие и, может быть, некоторую помощь, утверждение, поддержку — т.е. сделает именно то, что делал всю жизнь для людей сам отец Александр.

Особенно может быть важна эта книга для современного человека, приходящего от светской современной культуры к религии и церкви, так как и сам он пришел к священству через врата светской культуры, через годы общественной и педагогической, деятельности и через все трудности русской трагической судьбы.


РЕЦЕНЗИИ


Виктор Леонидов

В издательстве «Русский путь» вышла книга «Священник Александр Ельчанинов. Записи»

Дом русского зарубежья имена Александра Солженицына, 22.06.2025

Недавно в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына торжественно отметили столетний юбилей Марии Александровны Струве, иконописца, супруги одного из основателей ДРЗ — великого просветителя Никиты Алексеевича Струве. И, конечно, не могли не вспомнить имя ее отца, одного из самых известных пастырей российского изгнания священника Александра Ельчанинова (1881–1934).

Сегодня в московском издательстве «Русский путь» увидела свет книга «Священник Александр Ельчанинов. Записи».

Этот труд впервые был издан в парижском издательстве «YMCA-Press» вдовой отца Александра в 1935 году, вскоре после его смерти. Книга получила очень большую популярность, особенно среди религиозной молодежи, и не раз переиздавалась. В данное издание включены также воспоминания об отце Александре тех, кто его знал и любил: протоиерея Сергия Булгакова, историка Михаила Карповича, матери Марии (Скобцовой).

Сама книга представляет собой прежде всего заметки священника, его записки, размышления о трудной и светлой дороге к пониманию православия.

«Он представлял собой явление необычайное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного человека». Так писал знаменитый русский религиозный мыслитель ХХ века о. Сергий Булгаков.

Жизненный путь Александра Ельчанинова начался в Грузии, в Тифлисской гимназии, где он учился вместе с будущим выдающимся философом и богословом Павлом Флоренским и другим замечательным автором произведений на темы православия и мировой культуры — Владимиром Эрном. За свои литературные способности и человеческие качества Александр Ельчанинов быстро завоевал симпатии и уже в Москве стал членом Совета Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева.

Но потом, как и у миллионов его соотечественников, судьбу разделили революция и Гражданская война.

В эмиграции он стал одним из самых известных участников Русского студенческого христианского движения. Девушки и юноши из эмигрантской среды тянулись к нему, потому что он был добр и удивительно отзывчив. И еще потому, что умел говорить о вере простыми и доходчивыми словами.

«Нам надо быть в постоянной связи со страдающей частью теперешней России, с Россией чудес, подвигов, мученичества. Связь эта возможна в создании здесь той же напряженной религиозной жизни — продолжения здесь нашей Родины. Это, может быть, выведет взрослых из их политических разделений, а молодых приблизит к Церкви и покажет им то, что было сутью России».

Такова одна из записей, вошедших в эту 230-страничную книгу. Ясный, светлый, прозрачный стиль. И непоколебимая убежденность в необходимости избранного им жизненного пути.

В изгнании пастырь был в штате Свято-Николаевского собора в Ницце, очень много времени уделял РСХД. Уже в самом конце жизни был назначен в знаменитый Александро-Невский собор на рю Дарю в Париже, но жестокая болезнь позволила прослужить там совсем немного.

«Добродетель благодарности, как и все другие наши добродетели, как подвиги поста, молитвы, нужны прежде всего нам самим. Само наличие в нас чувства благодарности свидетельствует о том, что в нас действительно живет несомневающаяся вера и любовь к Богу», — писал священник.

Такие книги очень нужны нам сейчас. Необходимо, чтобы звучало слово подлинного пастыря.


Виктор Леонидов

Мы неуязвимы для зла, когда мы в панцире Духа

Всю свою жизнь Александр Ельчанинов служил православию и России

Источник: Независимая газета, 27.08.2025

«Нам надо быть в постоянной связи со страдающей частью теперешней России, с Россией чудес, подвигов, мученичества. Связь эта возможна в создании здесь той же напряженной религиозной жизни — продолжения здесь нашей Родины. Это, может быть, выведет взрослых из их политических разделений, а молодых приблизит к Церкви и покажет им то, что было сутью России» — так писал в своих дневниках Александр Ельчанинов (1881–1934), один из самых известных священников русского изгнания. Выпускник тифлисской гимназии, где он учился с философом и богословом Павлом Флоренским и историком религии Владимиром Эрном, Ельчанинов всю свою короткую жизнь служил православию и России, которую он не мыслил без веры. Причем это был именно пастырь, со светлой улыбкой неизменно проповедовавший при любых обстоятельствах. Во Франции, где он оказался после революции и Гражданской войны, отец Александр был в штате Свято-Николаевского собора в Ницце, а в самом конце жизненного пути его назначили в знаменитый Александро-Невский собор в Париже. Но болезнь не дала ему там послужить и нескольких дней.

Свой основной долг он видел в проповеди и в помощи тем, кто в ней нуждался. А таких среди русских эмигрантов во Франции было более чем достаточно. Недаром столько времени и сил отец Александр отдавал Русскому студенческому христианскому движению, воспитывающему детей российских изгнанников.

«…Так живо и просто можно было беседовать с ним о всех вопросах современности. Но все, что он говорил, было освещено каким-то одним внутренним смыслом, было связано одной идеей, и чувствовалось, что многообразие жизни, которое он любил, как дитя, и есть для него подлинная и живая риза Божия». Эти слова написал об отце Александре один из знавших его.

Сегодня мы имеем возможность еще раз прикоснуться к наследию этого пастыря. Собственно, это уже 5-е издание, но оно дополнено свидетельствами прихожан и друзей. Труд этот впервые был издан почти 100 лет тому назад — в 1935 году в Париже. Книга получила очень большую популярность, особенно в кругах русской религиозной молодежи, и не раз переиздавалась.

Для многих верующих, я считаю, это издание станет настольным. Не зря она согрела столько поколений русских изгнанников. «Записи» — это заметки. Обо всем — о вере, о жизни и, главное, — о православии. Где-то они напоминают «Опавшие листья» Василия Розанова, но в них, конечно, нет ни следа цинизма и ярости Розанова. Свет — вот главное слово, которое приходит на ум, когда читаешь строки Александра Ельчанинова.

«Как любить врагов? — Мы неуязвимы для зла, когда мы в панцире Духа, когда зло людей до нас дойти не может, когда мы с жалостью и любовью смотрим на причиняющих нам зло… Христианство научило нас любить и ценить в человеке не его атрибуты и достоинства, а его существенное ядро — его душу, и это оно первое провозгласило абсолютную ценность и единственность всякой человеческой души». Религиозный мыслитель Сергий Булгаков так вспоминал о Ельчанинове: «Он представлял собой явление необычайное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного человека».

Сегодня, в наше время, нам очень нужны слова подлинного пастыря.