Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Новости за год:
2006,  
2007,  
2008,  
2009,  
2010,  
2011,  
2012,  
2013,  
2014,  
2015,  
2016,  
2017,  
2018,  
2019,  
2020,  
  все

Онлайн-лекция Мишеля Федорова «Жизнь и судьба Михаила Михайловича Федорова, выдающегося благотворителя и общественного деятеля русского зарубежья»



17 декабря 2020 года в 19 часов приглашаем на очередное заседание научно-просветительского проекта «Отражения». В рамках проекта Мишель Федоров (Париж, Франция), доктор физических наук, внук М.М.Федорова и автор книги о нем, прочитает лекцию «Жизнь и судьба Михаила Михайловича Федорова, выдающегося благотворителя и общественного деятеля русского зарубежья». 

До революции Михаил Михайлович Федоров был министром в правительстве Витте, экономистом и публицистом; во время Гражданской войны участвовал в Белом движении и был главой Национального центра; всю жизнь оставался непримиримым противником большевизма, в эмиграции был одним из основателей Русского национального комитета и редактором еженедельника «Борьба за Россию». Но самое большое признание Михаил Федоров получил как основатель Комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей («Федоровского комитета»), целью которого было дать возможность русской эмигрантской молодежи получить высшее образование, так что в историю русского зарубежья Михаил Федоров вошел, главным образом, как «отец русского зарубежного студенчества».  

В издательстве «Русский путь» в 2019 году вышла книга Мишеля Федорова «Между короной и наковальней: Жизнь и судьба царского министра М.М.Федорова: 1858–1949» (пер. с фр. М.: Русский путь, 2019), в которой автор, на основании кропотливой работы с семейными архивами и другими источниками, впервые воспроизводит биографию своего выдающегося дедушки в контексте исторических событий эпохи. Об удивительной жизни этого удивительного человека Мишель Федоров расскажет в своей лекции.

Модератор встречи: Наталья Владимировна Ликвинцева, переводчик книги, ведущий научный сотрудник ДРЗ.   

Подключиться к конференции Zoom

Идентификатор конференции: 862 6193 3773

Код доступа: 647130

Издательство «Русский путь» примет участие в Московской международной книжной ярмарке в Манеже



Издательство «Русский путь» примет участие в Московской международной книжной ярмарке, которая будет проходить со 2 по 6 сентября в Манеже.
Ждем вас на нашем стенде Z-6 на -2 этаже. 

Внимание покупателям интернет-магазина! Самовывоз со склада в эти дни работать не будет.

Поздравляем с юбилеем уникальную певицу и актрису Елену Камбурову!



Подарок издательства «Русский путь» юбиляру и широкому кругу почитателей актрисы — издание книги ее воспоминаний «Совсем другая песня». Книга находится в типографии и выйдет в свет в конце июля. 

Воспоминания Елены Камбуровой приоткрывают читателю многие прежде неизвестные стороны жизни и творческой судьбы актрисы. Мемуары повествуют об истории ее семьи и предках, впечатлениях раннего детства и трагикомических фиаско первых выступлений на публике, о преодолении разного рода препятствий на пути к сцене, об учителях и коллегах, творческих соратниках и единомышленниках, успехах и провалах. Камбурова с благодарностью вспоминает людей, с которыми ее сводила судьба, в их числе Цецилия Мансурова, Фаина Раневская, Юрий Левитанский, Булат Окуджава, Исаак Шварц, Ролан Быков, Леонид Енгибаров и многие другие. В живом, динамичном, окрашенном самоиронией повествовании переплетены необычные коллизии и житейские сюжеты, радость и грусть, комическое и трагическое. 
Воспоминания дополняют гастрольные дневники актрисы, позволяющие читателю заглянуть по ту сторону рампы, за кулисы, ощутить изнутри, какой ценой дается успех на сцене и из чего он состоит. Книга иллюстрирована редкими фотографиями и документами из личного архива артистки (в их числе автографы и рисунки Ф. Раневской, которые публикуются впервые). Издание сопровождается аудиодиском с записями избранных песен Елены Камбуровой. Книга адресована широкому кругу читателей разных возрастов, интересующихся музыкой, поэзией и театральным искусством. 

Презентация книги Мишеля Федорова «Между короной и наковальней: Жизнь и судьба царского министра М.М.Федорова: 1858–1949»



26 февраля 2020 года в 19 часов приглашаем на презентацию книги Мишеля Федорова «Между короной и наковальней: Жизнь и судьба царского министра М.М.Федорова: 1858–1949» (перевод с французского. М.: Русский путь, 2019).

В книге подробно излагается биография дедушки автора — Михаила Михайловича Федорова, выдающегося российского государственного и общественного деятеля. До революции он был министром в правительстве Витте, экономистом и публицистом; во время Гражданской войны участвовал в Белом движении и был главой Национального центра; всю жизнь оставался непримиримым противником большевизма, в эмиграции был одним из основателей Русского национального комитета и редактором газеты «Борьба за Россию». Но самое больше признание Михаил Федоров получил как основатель Федоровского комитета, целью которого было дать возможность русской эмигрантской молодежи получить высшее образование, так что в историю русского зарубежья Михаил Федоров вошел, главным образом, как «отец русского зарубежного студенчества».

Книга написана внуком М.М.Федорова, в ней впервые публикуются многие фотографии и документы, а повествование соединяет в себе рассказ историка, воспроизводящего биографию выдающегося человека в контексте исторических событий эпохи, с семейной хроникой, включающей личные детские воспоминания автора и отрывки из семейных дневников и писем. К презентации приурочена выставка уникальных документов и фотографий из семейного архива Федоровых в Париже.

В презентации примут участие:

- Мишель Федоров, автор, доктор физических наук;

- Виктор Александрович Москвин, директор издательства «Русский путь» и ДРЗ;

- Наталья Владимировна Ликвинцева, переводчик, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник ДРЗ;

- Марина Юрьевна Сорокина, кандидат исторических наук, заведующая отделом истории российского зарубежья ДРЗ;

- Татьяна Вячеславовна Марченко, доктор филологических наук, заведующая отделом культуры российского зарубежья ДРЗ;

- представитель Посольства Франции в России.

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)

Мария Васильева. Роман «Ожидание как документ»



Через год после выхода романа «Ожидание» в свет Владимир Варшавский запишет в дневнике: «Жизнь опять остановилась: опять заботы и страхи, опять уныние, опять не могу решиться начать писать. <...> Ведь самое трудное начать: потом начнется радость усовершенствования, или как у Толстого “снимания покровов”, открытие, непосредственное видение и воссоздание реальности, воссоздание, которое не может погибнуть»[1]. Этой записью, сделанной 19 мая 1973 г., — последовательно зафиксировав этапы творческого процесса, писатель вывел общий знаменатель своего художественного метода.

Становление прозы Варшавского проходило на фоне многолетней полемики в эмигрантской межвоенной печати о назначении литературы. Программным в этой дискуссии стал доклад Г.В. Адамовича «Конец литературы», сделанный на заседании общества «Зеленая лампа» (3 марта 1929 г.), в том же докладе он призывал обратиться к «человеческому документу». Молодых парижан, прислушавшихся к этому призыву, оппоненты обвиняли в нарочитом антиэстетизме, стилистической небрежности, косноязычии, творческой деградации[2]. Очевидно, что идея при всей декларативной простоте была крайне сложна для освоения и в то же время необычайно привлекательна, в итоге «молодежь шла за Адамовичем, зачарованная им»[3]. Сам литературный критик формулировал задачу предельно ясно: читатель должен чувствовать, «что перед ним не обычное “печатное слово”, а нечто вроде исповеди или дневника»[4]. На склоне лет, возвращаясь в своих воспоминаниях к метафизической ауре межвоенного Парижа и к литературной атмосфере, созданной Адамовичем («Парижская нота»), Владимир Варшавский почти дословно повторит слова мэтра: «...недоверие ко всему, кроме прямой исповеди и человеческого документа, убеждение, что исследование скрытых душевных движений важнее описаний воображаемых приключений воображаемых героев, вплоть до идеи белой страницы» — вот, по его мнению, главные опорные точки творчества молодых эмигрантов-парижан[5].

В историю русской словесности Владимир Варшавский вошел как ярчайший представитель литературы человеческого документа. Отличительные черты его прозы: простота художественной ткани, максимальная непредвзятость в описании событий и людей, выразительный аскетизм. В целом как художник он идеально отвечал лапидарной формуле Адамовича: «Искусство тем чище, чем беднее на вид»[6]. Однако в случае с Варшавским мы имеем дело с глубоко личным, индивидуальным становлением авторского почерка, — не столько писатель следовал требованиям «Парижской ноты», сколько сама «нота» совпала с его мировоззрением. Феноменальную точность и документальность его произведений вряд ли можно объяснить ученическим буквализмом или болезненной неспособностью к вымыслу. Документ у Варшавского играет решающую роль в сложном философском поиске, которым прошит насквозь его итоговый автобиографический роман. «Ожидание» вобрало в себя практически всю художественную прозу, которую писатель публиковал в виде отрывков на протяжении многих лет, нанизывая сюжеты на неизменный остов — историю своей жизни. С точки зрения о. Александра Шмемана (друга, коллеги по работе и просто заинтересованного читателя), именно «Ожидание» стало самым значимым событием в творчестве Варшавского[7]. Сам же автор в письме к матери признавался: «Не знаю, что из всего этого выйдет, но эта книга помогает мне думать, помогает мне увидеть яснее, что на самом деле думает моя душа, помогает мне стать самим собой»[8]. И в дневниковой записи («воссоздание реальности»), и в письме к матери («стать самим собой») — ключ к пониманию проблемы: почему поэтика и метафизика человеческого документа стали для писателя принципиальным выбором.

Читать далее