Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Камбурова Е.А. Совсем другая песня / Елена Камбурова

Камбурова Е.А. Совсем другая песня / Елена Камбурова

Автор(ы): Камбурова Е.А.
Издательство: Русский путь
Год выпуска 2020
Число страниц: 384
Переплет: твердый
Иллюстрации: [32] л. ил. : ил. + электрон. опт. диск (CD)
ISBN: 978-5-85887-527-7
Вес: 620 г.
Голосов: 7, Рейтинг: 3.49
Нет в продаже

Описание

Книга воспоминаний Елены Камбуровой — певицы, народной артистки РФ, основателя и художественного руководителя Театра музыки и поэзии — приоткрывает читателю многие прежде неизвестные стороны жизни и творческой судьбы актрисы. Мемуары повествуют об истории ее семьи и предках, впечатлениях раннего детства и трагикомических фиаско первых выступлений на публике, о преодолении разного рода препятствий на пути к сцене, об учителях и коллегах, творческих соратниках и единомышленниках, успехах и провалах. Камбурова с благодарностью вспоминает людей, с которыми ее сводила судьба, в их числе Ц. Мансурова, Ф. Раневская, Ю. Левитанский, Б. Окуджава, И. Шварц, Р. Быков, Л. Енгибаров и многие другие. В живом, динамичном, окрашенном самоиронией повествовании переплетены необычные коллизии и житейские сюжеты, радость и грусть, комическое и трагическое. Воспоминания дополняют гастрольные дневники актрисы, позволяющие читателю заглянуть по ту сторону рампы, за кулисы, ощутить изнутри, какой ценой дается успех на сцене и из чего он состоит. Книга иллюстрирована редкими фотографиями и документами из личного архива артистки (в их числе автографы и рисунки Ф. Раневской, которые публикуются впервые). Издание сопровождается аудиодиском с записями избранных песен Елены Камбуровой. Книга адресована широкому кругу читателей разных возрастов, интересующихся музыкой, поэзией и театральным искусством.


ИЛЛЮСТРАЦИИ


СОДЕРЖАНИЕ

Мои греческие предки

Родители и война

Детство. “Каким я себе достался”

Репетиции на чердаке. Дебют на сцене

Киев. Легкая промышленность

Москва. Щукинское училище

Цецилия Мансурова

Помощница каменщика

Еще одна попытка

Цирковое училище. Я — Буратино

Сергей Каштелян и его главный подарок 

Песни Новеллы Матвеевой. Радиостанция «Юность»

Булат Окуджава

Татьяна Булкина. «Нунча». Письмо Раневской

Первые выступления

«В путь-дорогу». Жак Брель 

Москонцерт. Мессинг. Устные журналы 

«Простые песни». Павел Леонидов

Все кончено, все начато! Лариса Критская

Микаэл Таривердиев. «Я такое дерево»

Ролан Быков и его уроки 

Вильнюс. Первый сольный концерт

1968 год. Разгром

Премия имени Ролана Быкова. «Комсомольская певица»

Моцарт в Сокольниках. Объяснительная

Первые гастроли. «Песни—живые существа» 

Юрий Левитанский 

«Зритель есть, и стоит работать»

Владимир Дашкевич. «Вперед, господа офицеры»

Леня Енгибаров. Самый лучший клоун 

Леонид Чижик. Разнос в Саратове

Песни для кино. Шварц. «Театр неизвестного актера» 

Господи, пошли мне музыканта! 

Дорожные жалобы. Бортовой журнал

Раневская. «Наглядитесь на меня…» 

«Все мы немножко лошади». Мои звери 

Театр музыки и поэзии 

Высоцкий. На свой необычный манер 

Мои зрители по всему миру 

Песни на диске


ПЕСНИ НА ДИСКЕ


1. Там вдали, за рекой… (А. Александров — Н. Кооль)

2. Капли Датского короля (И. Шварц — Б. Окуджава)

3. Не поговорили (Л. Критская — Ю. Левитанский)

4. Как показать зиму (Л. Критская — Ю. Левитанский)

5. Любовь и разлука (И. Шварц — Б. Окуджава)

6. Вот опять окно (В. Дашкевич — М. Цветаева)

7. О Чарли Чаплине (В. Дашкевич — О. Мандельштам)

8. Жил Александр Герцович (В. Дашкевич — О. Мандельштам)

9. Я вернулся в мой город (В. Дашкевич — О. Мандельштам)

10. Скрипка и немножко нервно (В. Дашкевич — В. Маяковский)

11. Хорошее отношение к лошадям (В. Дашкевич — В. Маяковский)

12. Балаганчик (В. Дашкевич — А. Блок)

13. Прерванный полет (В. Высоцкий)

14. После дождичка (Б. Окуджава)

15. Шумел камыш (русская народная песня)


ФРАГМЕНТ ВОСПОМИНАНИЙ

Мои детские попытки выступать на публике заканчивались сокрушительным — иногда и в буквальном смысле — фиаско. Однажды я долго готовила эффектный гимнастический номер — хотела показать его на Новый год домашним и всех поразить. Специально училась делать стойку. И таки встала в новогоднюю ночь в эту стойку — на табурет. Но в решающий момент потеряла равновесие, покачнулась и рухнула прямо на наряженную елку. 
Но главный провал ждал меня впереди. В десятом классе 5 декабря, в день сталинской Конституции, я наконец решилась выступить перед всей школой. Организаторам праздничного вечера твердо заявила — буду петь. Попросила поставить меня последним номером. Он, в моем понимании, должен был быть самым эффектным. Решила, что ярче всего в моем исполнении прозвучит песня Лолиты Торрес «Коимбра, мой город чудесный» из фильма «Возраст счастья» — он тогда был очень популярен. Петь хотела без сопровождения — мне казалось тогда — и долгое время после — что петь с аккомпанементом слишком сложно. 
Но я даже не представляла себе, что такое выйти на сцену. Я к этому не готовилась, в зале не репетировала. Просто в уме прикинула, что и как буду делать, и проглотила штук пять сырых яиц — для улучшения голоса. Посильнее стянула пояс, чтобы больше походить на образец — осиная талия Лолиты Торрес не давала мне покоя. Свой выход решила обставить оригинально — выйти прямо из зала, из последнего ряда, легко провальсировать между стульями и вспорхнуть на сцену. 
И вот меня объявили. Я двинулась к сцене, изобразила первое па и тут же грохнулась — то ли споткнулась, то ли подножку кто-то подставил. По залу прокатился хохот. Тем не менее я добралась до сцены, вскарабкалась на нее и подбоченилась а-ля Лолита Торрес. Открыла рот, чтобы запеть, — но голос не шел. Перебежала на другую сторону сцены, снова подбоченилась, открыла рот... И опять ни звука. Так я и металась из стороны в сторону, принимая позы и разевая рот, пока не поняла, что извлечь хоть какой-нибудь звук это мне не помогает. Сбежала со сцены, выскочила из школы и в чем была, без пальто, — а дело было в декабре — побежала домой, где долго и безутешно рыдала. Слышала, как пришла классная руководительница — принесла мое пальто. Три дня я в школе не появлялась. Когда, наконец, пришла, все было спокойно — только один мальчик спросил: «Бухая что ли была?»
Тогда я впервые на своей шкуре почувствовала, каково это — быть на сцене, узнала, что такое сценическое одиночество. Такой образцово-показательный, кинематографичный провал! Но оказалось, что это было началом долгой сценической жизни...


Коллеги и друзья о  Елене Камбуровой:

Талантливая Елена Камбурова. Услыхала ее однажды по радио и написала туда о ней с восхищением. Ее преследуют за хороший вкус.

Фаина Раневская  

Камбурову я считаю великой певицей, номер один, прежде всего потому, что она не просто певица, а она почти соавтор всего того, что исполняет. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова.

Булат Окуджава

Камбурову отличает уникальное соединение легкого дыхания и подлинной верности своим истинным учителям, своей природе. В ней заключены воля и скромность мастера. Ее деликатность и тактичность — опять же уникальные качества, хотя сегодня это не модно и тем более дорого. 

Петр Фоменко

Ее голос  — это смесь флейты и гобоя, это просто высшее звучание голоса. Это звучание совершенно не бывшего в природе инструмента, это какая-то Эолова лира, которая от ветра вдруг возбуждается звуком. Сочетание невероятного лиризма и невероятной остроты, сарказма, едкости, но все перекрывающий лиризм — это удивительно. 

Юрий Норштейн

Она виртуозно спела большое количество очень трудных монологов на слова Маяковского, Блока, Мандельштама, «Реквием» Ахматовой, — вся эта музыка была мною написана в расчете на нее. Лена — мыслитель в образе поющей актрисы. Вот эта сила мысли (чрезвычайно редкий дар у музыканта), глубина понимания того, о чем поешь, выделяет ее из круга других певиц. Никто не спел бы эти стихи так, как Камбурова — она обладает особым качеством пения с молитвенным пропеванием каждого слова, которое делает текст возвышенным.

Владимир Дашкевич 

Ее пение заразительно в самом высоком значении этого слова. Она трогает своим исполнением, у нее не бывает пустых нот, не бывает пустых тактов. Это удивительно проникновенная и глубоко талантливая певица. Она спела многие песни, которые мне посчастливилось написать в соавторстве с Булатом Окуджавой. Среди них и ставшие очень популярными «Капли Датского короля», «Не обещайте деве юной», «Любовь и разлука» и целый ряд других. Я не только страстный поклонник ее пения, но еще и ее верный друг, потому что Елена Камбурова  — изумительно добрый и прекрасный человек.

Исаак Шварц

У нее гигантский репертуар, совмещающий совершенно противоположные вещи — от очень трагического до почти гротескного. Это редчайший дар.  Других таких ошеломительных, таких мудрых, таких сердечных актрис, как Камбурова, я не знаю. 

Александр Володин

Дивная Елена Камбурова — уникальная певица, ни на кого не похожая, неповторимая, неподражаемая. 

Александр Калягин