Серия: Российский военный сборник
Система Orphus
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Поиск:       Искать

Расширенный поиск

Корзина пуста

Между двумя юбилеями (1998–2003): Писатели, критики, литературоведы о творчестве А.И. Солженицына: Альманах / Сост. Н.А.Струве, В.А.Москвин.

Между двумя юбилеями (1998–2003): Писатели, критики, литературоведы о творчестве А.И. Солженицына: Альманах / Сост. Н.А.Струве, В.А.Москвин.
Цена:
252,00 руб.

Издательство: Русский путь
Год выпуска: 2005
Число страниц: 554
Переплет: твердый
Иллюстрации: есть
ISBN: 5-85887-205-0
Размер: 237х170х30 мм
Вес: 860 г.

Альманах содержит новейшие публикации А.И.Солженицына, а также фрагменты из его неопубликованных сочинений (первый раздел). Во втором разделе собраны наиболее заметные выступления отечественных писателей, публицистов, критиков и литературоведов, посвящённые жизни и творчеству А.И.Солженицына и приуроченные к его 80- и 85-летнему юбилеям. Третий раздел составили материалы Международной научной конференции «Александр Солженицын: проблемы художественного творчества. К 85-летию писателя» (Москва, 2003 г.).

(Нет голосов)


СОДЕРЖАНИЕ


От составителей

Часть первая
 
А.СОЛЖЕНИЦЫН. ИЗ НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Три отрывка из «Дневника Р-17»
Из путевых записей, 1994
Беседа с Витторио Страда (20 октября 2000)
Интервью с Петером Холенштейном (Декабрь 2003)
 
Часть вторая
 
РОССИЙСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ ОБ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНЕ

Л.Сараскина. Код Солженицына (Россия. 1996. №1)
Т.Иванова. От лица, совершившего подвиг (Книжное обозрение. 1996. №38)
Ю.Кублановский. Солженицын при демократии (Труд. 1997. 26 февраля)
В.Берестов. Возвращенец (Стас. 1997. Май № 5)
О.Павлов. «Солженицын — это Солженицын» (Москва. 1998. Ноябрь)
М.Золотоносов. Бык у обломков дуба (Московские новости. 1998. 29 ноября — 6 декабря)
А.Антонов. Пророк в своём отечестве и мире (Экспресс хроника. 1998. 7 декабря)
Ю.Кублановский. Солженицын в изгнании (Tpyд. 1998. 9 декабря)
В.Крупин. Жил и живёт не по лжи (Несобственно-прямая речь) (Парламентская газета. 1998. 10  декабря)
Г.Васюточкин. Упреждающий голос (Вечерний Петербург. 1998. 11 декабря)
М.Новиков. Проблеме Солженицина — 80 лет (Коммерсанть. 1998. 11 декабря)
Ю.Крохин. Архипелаг судьбы (Российская газета. 1998. 11 декабря)
М.Соколов. Почвенный Штольц (Известия. 1998. 11 декабря)
А.Архангельский. Один в поле воин (Известия. 1998. 11 декабря)
А.Немзер. Художник под небом Бога (Bpeмя МН. 1998. 11 декабря)
Г.Владимов. Список Солженицына (Московские новости. 1998. 6–13 декабря)
Е.Попов. Весёлый Исаич (Чёрный юмор на красной подкладке) (Огонёк. 1998. 14 декабря)
М.Новиков. Последний пророк русской литературы (Коммерсанть ВЛАСТЬ. 1998. 15 декабря)
П.Лаврёнов. Из уст в уста (Книжное обозрение. 1998. 15 декабря)
С.Аверинцев. Мы и забыли, что такие люди бывают (Общая газета. 1998. 10–16 декабря)
Л.Аннинский. Даёт Бог честь тому, кто может снесть (Общая газета. 1998. 10–16 декабря)
И.Виноградов. Парадокс великого затворника (Общая газета. 1998. 10–16 декабря)
А.Музыкантский. Если бы власть читала его книги... (Общая газета. 1998. 10–16 декабря)
Е.Яковлев. Земский учитель свободы (Общая газета. 1998. 10–16 декабря)
о. Георгий (Чистяков). Прочла ли Россия Солженицына? (Русская мысль. 1998. 10–16 декабря)
В.Непомнящий. Солженицына надо заслужить (Культура. 1998. 10–16 декабря)
В.Леонидов. Возвращение русского зарубежья, или Библиотека Солженицына (Российские вести.  1998. 16 декабря)
Г.Померанц. Одиночество пророка (Он не склонен к диалогу. Мы к диалогу готовы) (Век. 1998.  № 48)
В.Юдин. Феномен Солженицына (Вестник Тверского государственного унивфситета. 1998. Декабря. № 6)
П.Лаврёнов. Образ Времени в творчестве А.И.Солженицына (Доклад сделан на Солженицынских  чтениях в редакции журнала «Москва» 22 марта 2000 года)
А.Зубов. Между отчаянием и надеждой: политические воззрения А.И.Солженицына 1990-х годов.  (Посев. 2000. №12)
О.Мраморнов. «Перерождение гуманизма» (Независимая газета. 2001. 19 января)
Г.Гачев. Человек Судьбы в поле открытого боя (Московский комсомолец. 2003. 8 декабря)
А.Яхонтов. Солженицын как зеркало русской интеллигенции (Московский комсомолец. 2003. 7–13  декабря).
Ю.Карякин. И ещё неизвестно, что он скажет (Апександру Исаевичу Солженицыну 30 035 дней  (или приблизительно 85 лет) ) (Новая Газета. 2003. 9–10 декабря)
М.Поздняев. Рок-пророк (Новые Известия. 2003. 11 декабря)
А.Немзер. Душа и колючая проволока (Время новостей. 2003. 11 декабря)
Ю.Кублановский. Не уступающий времени (Tpyд-7. 2003. 11–17 декабря)
В.Линник. Исполин (Слово. 2003. 19–25 декабря)
Л.Донец. Круг первый (Фильм о Солженицыных) (Литературная газета. 2003. 24–30 декабря)

Часть третья

МАТЕPИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН: ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО  
ТВОРЧЕСТВА. К 85-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ» (Москва, 17–19 декабря 2003 г.)


Ю.Лужков.
Участникам Международной научной конференции «Александр Солженицын: проблемы  художественного творчества. К 85-летию писателя»
Ю.Осипов. Участникам Международной научной конференции «Александр Солженицын: проблемы  художественного творчества»
Н.Cтpyвe. Явление Солженицына. Попытка синтеза
С.Шмидт. Солженицын — историк
А.Музыкантский. Человек в своём Отечестве
М.Николсон. Дом и «дороженька» у Солженицына
Л.Сараскина. Историософский образ XX века в творчестве А.И.Солженицына
Т.Клеофастова. Творчество А.Солженицына в контексте ХХ века
А.Климов. Тема нравственного пробуждения у Солженицына
О.Седакова. Маленький шедевр: «Случай на станции Кочетовка»
И.Золотусский. Александр Солженицын и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя
В.Распутин. Тридцать лет спустя (публицистика А.И.Солженицына начала 1970-х годов, до высылки на Запад)
Л.Бородин. Солженицын — читатель
Е.Чуковская. Александр Солженицын. От выступления против цензуры к свидетельству об  Архипелаге ГУЛАГе
А.Усманов. Концепция Эроса в творчестве А.Солженицына
Ж.Гуансюань. А.Солженицын в китайской критике
Р.Темпест. Толстой и Солженицын: встреча в Ясной Поляне
В.Захаров. О глубинных совпадениях Солженицына и Достоевского
П.Спиваковский. Полифоническая картина мира у Ф.М.Достоевского и А.И.Солженицына
М.Петрова. Первый опыт работы текстолога с автором
О.Лекманов. Иваны в «Иване Денисовиче»
А.Ранчин. Тема каторги в «Архипелаге ГУЛаге» А.И.Солженицына и в русской литературе XIX века. Некоторые наблюдения Е.Иванова. Предание и  факт в судьбе «Архипелага ГУЛага»
А.Зубов. Самопознание народа в творчестве Солженицына
С.Шешунова. Православный календарь в «Красном Колесе»
Н.Щедрина. Природа художественности в «Красном Колесе» А. Солженицына
А.Ванюков. «Адлиг Швенкиттен» А.Солженицына. Концепция памяти и поэтика жанра
Ю.Кублановский. Проза зримая, слышимая, обоняемая... (Опыт прочтения военных рассказов Александра Солженицына)
П.Фокин. Александр Солженицын. Искусство вне игры Г.Гачев. Солженицын — человек судьбы, орган и орган истории
о. Иоанн (Привалов). Явление Солженицына и опыт его церковной рецепции
Ж.Нива. «Живой классик»
И.Роднянская. Летописец роковых часов России



ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ


Альманах «Между двумя юбилеями (1998–2003)» собрал наиболее заметные выступления отечественных писателей, публицистов, критиков и литературоведов, посвящённые жизни и творчеству А.И.Солженицына и приуроченные к его 80- и 85-летнему юбилеям.
Альманах открывается разделом, куда включены новейшие публикации А.И.Cолженицына: фрагменты 1965–1967, 1974–1976 годов из «Дневника Р-17» (Дневник романа о Революции Семнадцатого года — «Красное Колесо»), несколько фрагментов «Из путевых записей» (1994), беседы и интервью последних лет (с Витторио Страда и Питером Холенштейном).
Отрывок из «Дневника Р-17» 1976 года предоставлен писателем специально для настоящего Альманаха и публикуется здесь впервые.
В следующем разделе собраны наиболее яркие статьи, эссе, аналитические заметки и размышления о феномене судьбы, личности, творческом пути А.И.Солженицына, принадлежащие перу отечественных публицистов, критиков, общественных деятелей, уже публиковавшиеся в газетно-журнальной прессе и вызвавшие в своё время живой читательский отклик и большой полемический резонанс. Все вместе они дают панорамное представление об огромном общественном интересе к уникальной фигуре А.И.Солженицына, современного русского классика — художника и мыслителя. Они обнаруживают также и дискуссионную составляющую этого интереса: Солженицын — писатель, которому общество адресует свои больные вопросы.
В Альманахе эти материалы воспроизводятся с согласия авторов, в хронологическом порядке, с указанием времени и места их первого появления в печати.
Последний раздел составили материалы Международной научной конференции «Александр Солженицын: проблемы художественного творчества», посвящённой 85-летию писателя и прошедшей 17–19 декабря 2003 года в Библиотеке-фонде Русское Зарубежье». В конференции приняли участие филологи, философы, историки, переводчики произведений А.И.Солженицына на иностранные языки, общественные деятели из России, Украины, Великобритании, США, Франции, Китая. Тексты докладов и выступлений отечественных и зарубежных учёных даются в авторских редакциях и публикуются в той последовательности, в какой они прозвучали на конференции. При подготовке Альманаха к печати издательством была проведена сплошная сверка цитат из сочинений А.И.Солженицына в соответст вин с указанными источниками.

Н.А.Cтруве, В.А.Москвин


РЕЦЕНЗИИ


Павел Басинский
Солженицын в зеркале новой критики
Вышла первая коллективная книга критических статей о патриархе русской литературы

Российская газета (Федеральный выпуск) N3897 от 12 октября 2005 г.

Критики о Солженицыне много. Пожалуй, даже слишком много, учитывая то, что авторы многочисленных статей о нем редко утруждались рассматривать его как крупного писателя и предпочитали трактовать как фигуру исключительно общественно-политическую.
 Даже написанные в 60-е годы и опубликованные в «Новом мире» Твардовского и ставшие уже почти классическими статьи Игоря Виноградова и Владимира Лакшина неизбежно содержали в себе общественно-политический аспект, потому что слишком серьезный внелитературный резонанс вызвала публикация в 1962 году «Одного дня Ивана Денисовича». Знаменитая статья Лакшина так и называлась «Иван Денисович, его друзья и недруги». Друзья — это те, кто поддерживает антисталинское направление повести, недруги — это, соответственно, сталинисты.
На Западе Солженицына как литературную фигуру впервые глубоко рассмотрел французский славист Жорж Нива, написавший о нем сугубо литературоведческую книгу.
Только что вышедшая в издательстве «Русский путь» книга «Между двумя юбилеями. 1998-2003», собравшая наиболее интересные статьи о Солженицыне конца 90-х годов ХХ века и начала ХХI века, отчасти восполняет этот пробел, но в то же время еще раз указывает, что время настоящего исследования Солженицына как литературной фигуры еще не пришло. В книге представлены выступления отечественных писателей, публицистов, критиков и литературоведов, посвященные Солженицыну и приуроченные к его 80- и 85-летнему юбилеям. Среди авторов такие имена, как Георгий Владимов, Юрий Кублановский, Игорь Золотусский, Валентин Распутин, Елена Чуковская, Георгий Гачев, Ирина Роднянская и другие. И в каждой из статей — попытка осмыслить феномен Солженицына, вернувшегося после 20-летнего изгнания на Родину. Соответственно речь идет не столько о творчестве писателя, сколько о влиянии его фигуры на общественно-политические процессы перестроечной России. Соответствующие и названия статей: «Солженицын при демократии», «Возвращенец», «Пророк в своем отечестве» и т. п.
Попытка глубоко осмыслить творчество Солженицына есть в статьях Людмилы Сараскиной, Андрея Немзера и некоторых других авторов, но они составляют в сборнике меньшинство. Впрочем, «творческая» часть дополняется материалами Международной научной конференции «Александр Солженицын: проблемы художественного творчества», где политика наконец уступает место литературе.
Книга открывается разделом, куда включены новейшие публикации Солженицына: фрагменты его «Дневника Р-17» (дневник романа «Красное колесо») и «Путевые записи» 1994 года о поездке писателя из Владивостока в Москву во время его возвращения в Россию.
Теперь остается надеяться, что когда-нибудь выйдет сборник статей вокруг нашумевшей книги Солженицына «Двести лет вместе», посвященной русско-еврейскому вопросу. Вот уже где копий было сломано великое множество!


Павел Крючков
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПАВЛА КРЮЧКОВА

«Новый Мир» №3, 2006 г.

Так получается, что причины, породившие появление этого многослойного, полифонического альманаха (юбилейные дни рождения писателя), обернулись ценным, во многом неожиданным подарком читателям. В особенности тем из них, которые желали бы прочесть об Александре Солженицыне не научно-биографический труд, но многожанровое, а стало быть, свободное от сверхзаданных рамок произведение.
И, несмотря на обилие голосов, тем и оценок (многие из которых, невзирая на праздничный повод, далеки от апологетики), произведение, на мой вкус, получилось весьма и весьма цельное. Наверное, составившие альманах Никита Струве и Виктор Москвин подспудно этой цельности ожидали: есть стержень — писатель и его книги; это не тот случай, когда в «юбилейный сборник» помещаются работы, не связанные напрямую с героем, что, как мы знаем, распространено.
Впрочем, творчество Солженицына, неотрывная от него жизненная судьба писателя, его личность перевешивают любые поводы, вызывая желание говорить именно об этом и ни о чем больше. Мы знаем, что любой разговор о Солженицыне неизбежно тянет за собой размышления на безусловные темы — история и судьба России, тяготы и радости ее людей, писательское ремесло вчера и сегодня, мера личной ответственности, предназначение, наконец, масштаб души человека, известного всему миру.
Что же до подарка от самого писателя, то сюда специально помещен публикующийся впервые обширный отрывок из «Дневника Р-17», то есть — дневник романа «Красное Колесо» (1976).
«21 апреля Ощутимая роль интуиции. Много раз замечал, как нахожу инстинктивно пути и решения — ещё прежде, чем ознакамливался с обильным материалом, а материал потом подтверждает чаще всего, даёт углубление, объём, но идёт дорога — по угаданному пунктиру (так — и Воротынцев с его общественными взглядами). Сам себя только теперь понимаю как выразителя крестьянского мироощущения за два века, — но не народнического и не казенно-монархического (отчего и недовольны мною образованные левые и образованные правые)». Ноябрьская запись — поразительно: А.С. вспоминает в ней, когда и как пришел к нему замысел романа. «…В тот день мне ещё не было 18 лет, — откуда берётся эта уверенность молодости? А без неё бы мы ничего не сделали».
Мне бы очень хотелось заразить этой, кстати сказать, замечательно оформленной и хорошо смакетированной книгой (художник — многоопытный Сергей Стулов) тех, кто еще не держал ее перед глазами; заразить — и огненными путевыми летними записями 1994 года самого Солженицына (Сибирь: Иркутск, Байкал, Озерлаг, Усть-Илимск и Братский острог! — многое так и перекликается с «островсахалинскими» переживаниями Чехова);
и, как всегда, точностью и взвешенностью в статьях Юрия Кублановского;
очаровательной ассоциативностью и сюжетными поворотами у Валентина Берестова, «нечаянно обрадовавшегося» новым «Крохоткам»;
сурово-любовной «несобственно-прямой речью» Владимира Крупина;
рассудительностью Александра Архангельского и Андрея Немзера;
горячей публицистичностью и парадоксализмами Георгия Владимова («Список Солженицына»);
страстной убедительностью Сергея Аверинцева и о. Георгия Чистякова;
примиряющими надеждами Григория Померанца;
автопортретностью Юрия Карякина (когда-то В.Берестов сказал мне, что всякий, пишущий о Пушкине, пишет на самом-то деле о себе. Об этом феномене «автопортретности» я думал и читая альманах);
мемуарными «штрих-кодами» Елены Чуковской;
«гоголевскими перекличками» Игоря Золотусского;
сегодняшними впечатлениями от Солженицына-текстолога — у Миры Петровой;
доказательной убедительностью в раскрытии важнейшей темы — «правды и вымысла» — у Евгении Ивановой.
(Тема Е.Ивановой именуется как «Предание и факт в судьбе “Архипелага ГУЛАГа”» и неожиданно вызывает в памяти прошлогоднее интервью одного известнейшего ученого, знавшего А.С. еще до изгнания. Ученый прямо-таки требует, чтобы писатель выразил ему и прочим — как информаторам, так и свидетелям — личную признательность и обнародовал имена «написавших (курсив мой. — П. К.) большую часть его главной книги». Что это — сознательная диффамация или аберрация памяти? Две сотни человек сели и написали «опыт художественного исследования»? На кого это рассчитано — на тех, кто и не брал «Архипелага» в руки? Или на то, что все свидетели солженицынской работы сорокалетней давности — поумирали? Филолог с мировым именем упоминает для примера, что именно он написал вставки в «Архипелаг» — об о. Павле Флоренском… Никак не подвергая сомнению факт его консультаций Солженицыну, должен заметить, что исследование Ивановой комичным образом работает «на понижение» тогдашней компетентности консультанта, идущего от легенды в переданной им информации не меньше, чем от достоверности. Впрочем, по справедливым выкладкам Е.Ивановой, правда этих легенд убедительнее открывшейся не так давно строгой фактологии. Все это — к слову…)
Своеобразным ключом ко всей книге стали для меня размышления швейцарского исследователя солженицынской работы — профессора Жоржа Нива («Живой классик»). Он говорит о диалогичной структуре и призывах в солженицынских произведениях («Просит всех современников об ответе. А ответ не следует. Ибо эпоха не внимает, стремительно бежит без оглядки»). То есть — о том, чего многие неряшливые оппоненты писателя, не прочитавшие толком его книг и не чувствующие его любви и боли (очевидно, так и не вырастили их в себе самих), и допустить не могут к существованию! По правде сказать, их даже немного жаль: так и не узнают, боюсь, никогда, как бессмысленно они сами же себя и обокрали.


Евгений Лесин
Крик вопиющего в России
Александр Солженицын между выборами и юбилеями

НГ Ex Libris от 20.10.2005 г.

Как-то мы и позабыли в суматохе Букеров и Нацбестов, в череде актуальных писателей и футурологов о довольно простых вещах. Начался новый век, классиков века минувшего все меньше. Но есть. Герои вчерашних дней. Пророки. Почему пророки? Почему Солженицына упорно зовут пророком? Он будущего не предсказывает, не Кассандра он. Говорит мало и редко, и все больше или о прошлом, или о настоящем.
Кого слушают внимательнее всего? Кто говорит тихо. И — добавлю — редко.
Именно немногословие солженицынское привлекает внимание. Вышедший том задуман составителями — Н.Струве, В.Москвиным — как альманах. То есть предполагается и периодичность. Ну да. Пожалуй. Можно, если получится. «Мир Паустовского» давно выходит уже.
Книжка состоит из трех разделов. Первый — публикация текстов самого Солженицына, куда вошли некоторые вещи, публиковавшиеся в периодике, а также фрагменты «Дневника Р-17» (Дневник романа о революции семнадцатого года — «Красное колесо»), предоставленный специально для настоящего издания и ранее не печатавшийся. Кроме того, статьи о Солженицыне, написанные самыми разными авторами, с самыми разными целями, в самое разное время (с 1996-го по 2003 год), плюс материалы Международной конференции, посвященной А.И.
Юбилеи: 80 лет в 1998-м, 85 — в 2003-м. Грядет, конечно, и еще один — 90-летие, но он попадает на год 2008-й. Всем известно, что тогда будет, и никто не знает, чем все оно может закончиться и во что выльется.
Авторы сборника: Сараскина и Кублановский, Берестов и Немзер, Аннинский и Аверинцев, Померанц и Карякин, Распутин и Седакова, Бородин и Чуковская. Темы: от юмора у А.И до эротики у А.И.Православие, зарубежье, обломки дуба и — интеллигенция, пророчество, Россия.
Солженицын давно уже символ, а не писатель — книжка напоминает: писатель. Солженицын давно уже вне времени и контекста, составители бьют во все колокола от Лондона до Волоколамска: внутри и времени и контекста. Да, именно так. Достоевский тоже Россию обустраивал, а оставил нам «Архипелаг ГУЛаг» позапрошлого века — «Записки из Мертвого дома».
Кстати, насчет ГУЛага. Правильно ведь писать именно так: ГУЛаг, а не ГУЛАГ. Составители не стали править тексты своих авторов, поэтому в разных статьях и разное написание. Вот она — разруха в умах и головах, вот с чего все начинается и чем кончается. Правильное написание слов. Что вначале-то было? Оно самое. Слово. Бог не играет в кости и орфографических ошибок не допускает.
Нам бы так.
Солженицын взывает: «О, скудость! о, предел нищеты! Россия моя! — Россия конца ХХ века! — кто из наших предков мог тебя представить такой? И — как и когда ты выберешься? и кто тебя вытащит? Нет такого богатыря, мы их извели. И вот этакое — кто видел и кто чувствует из московских вершителей, политиков и борзописцев? Хочется — крикнуть черезо всю страну — а как? какими легкими?» Молчит Россия, не дает ответа. Молчат и правители, крик вопиющего в РФ — штука безнадежная, практически пустая. Даже если кричит Солженицын.
Он давно уже не теленок, да и не был им никогда, только бодаться приходится не с дубом, а с облаком, с воздухом, с ветряной мельницей. Ты его лбом, а лоб проваливается в пустоту. Россия у Солженицына совсем не та, что у вершителей московских, и совсем не та, что живет за пределами МКАД. Прокатилось по зернышкам и Красное колесо, и красно-коричневое, и бело-сине-красное. Почему-то обязательно красное присутствует. Теленка дразнить?
Россия не любит слушать. Что ей пророки, отшельники, дервиши? Так, зернышки между жерновов. Но кричать надо.



См. также: Путь Солженицына в контексте Большого Времени: Сборник памяти: 1918–2008



Вернуться к списку

▲ Наверх