Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №193. I–2008. (Выходит два раза в год).

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №193. I–2008. (Выходит два раза в год).

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2008
Число страниц: 344
Иллюстрации: есть
Размер: 209х135х15
Вес: 360 г.
Голосов: 1, Рейтинг: 3.3
350 р.

Описание

Старейший русский православный журнал, объединяющий богословие, религиозную философию, литературу и общественные вопросы, в разные годы выходил под редакцией: И.Лаговского, Н.Зернова, Г.Федотова, В.В.Зеньковского, Л.Н.Липеровского, А.Н.Киселева, И.В.Морозова. Укорененный в православии, журнал открыт и к диалогу с западным христианством. Совместно с издательством «Русский путь» выходит с 2000 года.


СОДЕРЖАНИЕ


К 90-летию Февраля и Октября — Никита Струве

БОГОСЛОВИЕ

Плюрализм и Православие — прот. Александр Шмеман
Дневник духовный (1928–1935) (Окончание) — Ю.Н.Рейтлингер
Перевод Псалтири (Псалмы 118–127) — Георгий Федотов

Памяти митрополита Антония (Сурожского)
Жизнь православного христианина в современном мире — игумен Петр (Мещеринов)
Хесед: о повседневной святости в учении митрополита Антония — А.И.Шмаина-Великанова

СУДЬБЫ ЦЕРКВИ

Альтернатива (Трудовой договор или крепостная зависимость) — свящ. Павел Адельгейм
Сжитие со свету настоятеля храма Святых Жен-Мироносиц священника Павла Адельгейма  — Виктор Яковлев
Письма Н.П.Хирьякова митрополиту Евлогию (Георгиевскому) — Публ. и коммент. А.Гуревич
Стояние за веру в эпоху хрущевских гонений — мать Магдалина (Некрасова)

ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ

Памяти кардинала Иоанна Люстиже (1926–2007) — Н.А.Струве
Страсти Христовы в истории — кард. Ж.М.Люстиже  

К 90-летию русской революции

Пореволюционные мысли (1918) — Н.Бердяев  
Происхождение великой смуты (1923) — Г.Ландау
 
ЛИТЕРАТУРА

Все только начинается  — М.Бузник

Памяти К.В.Мочульского: к 60-летию со дня смерти

К.В.Мочульский: Жизненный и творческий путь — Т.Викторова
Слово на собрании друзей К.В.Мочульского в Париже в связи с его кончиной в 1947 году — Р.С.Клячкина
Переписка К.В.Мочульского и Д.И.Лаури
Письма К.В.Мочульского А.М.Ремизову
Письма К.В.Мочульского Н.А.Бердяеву

К 125-летию со дня рождения Б.К.Зайцева

О «Дальнем крае», «Путниках» и их «Голубой звезде». Переписка Бориса Зайцева, Наталии Соллогуб и о. Павла Грибановского (1965–1992) (Окончание)  

ИЗ ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ

Из книги «70 лет русской эмиграции» — Н.Струве

ХРОНИКА


Паломничество в Равенсбрюк — Т.Викторова
О паломничестве в Равенсбрюк. Беседа с о.Владиславом и Юлией Трембовельскими
Первая международная конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского — Наталья Ликвинцева
«Зарубежье» в Нижнем Новгороде — Людмила Оболенская-Флам
YMCA-Press и «Русский путь» в Оренбурге — Н.Струве
YMCA-Press и Библиотека-фонд «Русское Зарубежье» в Словакии — Т.Боровинская

В МИРЕ КНИГ

Антуан Нивьер. Православные свщеннослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе (1920–1995)



РЕЦЕНЗИИ

Андрей Мартынов
Плюрализм революций
Что лежало в основе событий 1917 года — народный протест или заговор?

«НГ-Религии» от 03.12.2008 г.

Новый номер «Вестника Русского христианского движения» в значительной степени посвящен осмыслению революций 1917 года. Спустя девять десятилетий со времени трагедий Февраля и Октября историки, социологи, антропологи и богословы так и не дали сколько-нибудь общих теорий причин возникновения событий, которые бы разделялись если и не большинством, то по крайней мере значительной частью научного сообщества. Как в среде историков классические труды Ричарда Пайпса противостоят не менее классическим работам Александра Солженицына, так и в области теологической и религиозно-философской взгляд владыки Антония (Храповицкого) малосовместим с точкой зрения Николая Бердяева, а оценка Ивана Ильина — с оценкой Семена Франка. В принципе в подобном плюрализме и отсутствии единственно верной точки зрения нет ничего плохого. Плохо лишь то, что и по прошествии десятилетий при доступности архивов научная и богословская мысль неспособна интерпретировать события в плане причинно-следственных звеньев (история) и этических оценок (богословие). Что лежало в основе Февраля: народный протест или заговор? Была ли революция благом или национальным грехом перед Богом и родиной?
В номере представлены две точки зрения на революцию. Христианский философ Николай Бердяев в статье «Пореволюционные мысли» 1918 года видел в перевороте внутренний «гнилостный процесс». Это «кара за русское религиозное народничество, обоготворяющее языческую народную стихию». Мыслитель справедливо отмечал, что «большевизм и есть настоящий социализм, доведенный до конца, до предела, явленный в чистом виде, как самодовлеющее, отвлеченное начало, всепоглощающее и всеразрушающее», ибо «большевизм и есть революция».
С Бердяевым полемизирует его современник социолог-эмигрант Григорий Ландау в статье «Происхождение русской смуты» 1923 года. Для Ландау русская революция — не банкротство секулярного рационалистического европейского гуманизма, не «внутренний органический процесс перелома роста и оскудения». Она была «фактом распада от механического внешнего давления войны, от недостатка сил и устойчивости».
Из других материалов номера любопытна статья богослова и историка Церкви протопресвитера Александра Шмемана «Плюрализм и Православие» 1966 года. В ней отец Александр рассматривает плюрализм прагматически. «Мы должны принять его, поскольку на сегодня это единственная защита от хаоса и фанатизма. В то же время мы должны отвергнуть его как единственное решение для создания «взрослого» общества». Шмеман мыслил современное плюралистическое общество как некую форму, которую надлежит наполнить религиозным, то есть «осмысленным содержанием». Интересно, каким образом дискурс плюрализма, a priori не допускающий возможности господства какой-либо одной идеи, может быть наполнен только лишь христианством.
Не менее парадоксально и утверждение другого современного богослова митрополита Антония Сурожского. Анна Шмаина-Великанова в статье «О повседневной святости в учении митрополита Антония» приводит три вида любви, которые, по митрополиту Антонию, «Бог принял как жертву веры, то есть приравнял к смерти за веру: любовь к родине, любовь к родным и любовь к правде». Думается, что при подобном раскладе в святые можно записать многих бойцов и командиров как Красной армии, так и Белого движения, искренне любивших свое Отечество и положивших живот за него.