Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Выпуск 01. Человек обратной перспективы (Опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради) / Под ред. проф. Ф.И.Гиренка.

Выпуск 01. Человек обратной перспективы (Опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради) / Под ред. проф. Ф.И.Гиренка.

Автор(ы): Ростова Н.
Издательство: МГИУ
Год выпуска 2010
Число страниц: 140
Переплет: мягкий
Иллюстрации: нет
ISBN: 978-5-2760-1597-2
Размер: 240х143х7 мм
Вес: 140 г.
Голосов: 1, Рейтинг: 3.2
Нет в продаже
182 р.

Описание

Кто такие юродивые? И что заставляет юродивых юродствовать? Этими вопросами задавались многие исследователи, однако философы до сих пор обходили их вниманием. В данной книге впервые предпринята попытка философского прочтения юродства Христа ради. Анализируя феномен на материале житий, автор обращается к таким проблемам, как человек и его сознание, самость, «я» и Бог, внутренний опыт и роль другого в его формировании, культ и самоактуализация, ум и безумие.
Книга будет интересна философам и всем интересующимся проблемами человека и религии.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение    
Разрывы в понимании феномена юродства    

ГЛАВА 1. Забытая русская философия
   1.1. Жития и философия    
   1.2. «Умозрение в поступке»

ГЛАВА 2. Жития юродивых в философском дискурсе    
  2.1. Символическая структура пути юродивого    
  2.2. Рефлексивный анализ отдельных житий юродивых    
         2.2.1. Сознание как то, что дано в пространстве боли (Житие Симеона Эмвеского, 6 в.)
         2.2.2. Человек как тот, кто принужден выбирать себя всякий раз заново (Житие Андрея Юродивого, 10 в.)
         2.2.3. Расставание с «я» как последняя жертва на пути к себе (Житие Исаакия Печерского, 11 в.)    
         2.2.4. Пустота как пространство встречи с самим собой (Житие Ксении Петербургской, 18 в.)    
         2.2.5. Безумие как монастырь в миру (Житие Пелагеи Серебрениковой, 19 в. и житие Феофила, инока Киево-Печерской Лавры, 18-19 вв.)    
         2.2.6. Человек как трещина мира (Житие Паши Саровской, 18-20 вв.)    
   Общее резюме

ГЛАВА 3. Нагота и культ    
    3.1. Нагота и сексуальность    
    3.2. О внутреннем и внешнем знании    
           3.2.1. Знание и онтология ума    
           3.2.2. Как уразуметь сверхразумное    
           3.2.3. Тайна и секрет    
    3.3. Юродивый и культ
           3.3.1. Движение, обратное падшему человеку    
           3.3.2. Узы видимого мира (Имущество, дом и родные, отечество)
           3.3.3. О нравственности того, кто ведет на заклание сына (Этика)    
           3.3.4. На пути к духовной нищете    
                     3.3.4.1. Ничего-не-знание    
                     3.3.4.2. Бремя бытия между умом и безумием
                     3.3.4.3. Юродивый — это аристократ духа (О свободе)    
                     3.3.4.4. Юродивый и Церковь
                     3.3.4.5. Периферия как место для «я»
           3.3.5. Мертвец и мученики мирской суеты (Юродивый и монах)    
           3.3.6. Почему юродивому уготовано Царствие Небесное    
    3.4. Юродство как непрерывно длящийся мистериальный акт    
           3.4.1. Когда кончатся смертные муки Христа
           3.4.2. Юродство как мера достижений на христианском пути
    Общее резюме

ГЛАВА 4. Возврат мира: Юродство и «смеховая культура»    
   4.1. Аргументы авторов концепции «смеховой культуры»    
   4.2. О смехе юродивого, или смеялся ли Христос
           4.2.1. Смех в мире
           4.2.2. Смех из перспективы    
                      4.2.2.1. Смех из трансцендентной перспективы    
                      4.2.2.2. Смех из перспективы Ничто    
                      4.2.3. Смех в модусе ускользания от мира
   Резюме
   4.3. Смешон ли юродивый?
   4.4. Зрелище и действо
   4.5. Бог и другой
   4.6. Об «изнаночном» принципе
   4.7. Смех и культ, или несколько слов о теории М.Бахтина
          4.7.1. Карнавал и мистериальный акт    
          4.7.2. Культ как вместилище аффектов
          4.7.3. О вечном обновлении церкви    
          4.7.4. Карнавал как утверждение относительного
   4.8. Смех и слезы    
   Общее резюме

ГЛАВА 5. Человек обратной перспективы как философско-антропологический тип
   5.1. Человек-икона
   5.2. Юродство иконы    
   5.3. Антиповедение
   5.4. О периферическом, или «рыхлом» сознании    
   5.5. Юродшый — святой — художник

Заключение
Список литературы



ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


Кто такой юродивый? И что заставляет юродивого юродствовать?
Что заставило юродивого Симеона (6 в.) после 20 лет уединенной подвижнической жизни вернуться в город и бегать по нему, привязав к себе дохлую собаку? Что двигало им, когда он в воскресный день пришел в церковь и стал бросать орехи в зажженные свечи и в женщин, пытавшихся согнать его с амвона? Как смел праведник и монах есть колбасу в пост, плясать и водить хороводы с блудницами на глазах у изумленной публики?
Отчего красавица Пелагея (19 в.), надевая свой дорогой наряд для выхода в люди, вдруг стала оборачивать голову грязной тряпкой? Почему она отреклась от родных и стала молить Бога о смерти своих детей?
Что двигало юродивым Иваном Дудычкиным (19 в.), когда тот 40 дней и 40 ночей неуклонно стоял в своей хижине в молитве, так, что ноги опухли и потрескались, и куски мяса приходилось срывать руками?
Какая сила заставила Василия (15–16 вв.) разбить камнем чудотворную икону Богородицы, выставленную в Варварских вратах Китай-города, а Николу Псковского (16 в.) скакать, будто бы он ребенок, на палочке перед царем и бросать ему в лицо обвинения в том, что тот «питается кровью человеческой», забывая Бога?
Может быть, юродивый — сумасшедший, «блаженненький» с поврежденной психикой? Юрод, у-род, то есть не от рода, не такой, как все, ущербный? Анархист, бунтарь, отрицающий всякий социальный порядок, или презирающий толпу киник, возлюбивший свой разум и преклоняющийся только перед ним? Может, он просто грязный нищий, попрошайка, не имеющий и гроша за душой? Шут, фигляр, клоун на потеху толпе? Скоморох или гениальный актер, умеющий за отребьями и экспрессивными выходками скрывать свою святость и чистоту? Человек Божий, как любит говорить русский народ? Может, юродивый — великий святой, столь странным образом стяжающий свою святость? Божевольный — обменявший свою волю на Божью? Может, он — правдолюбец, обнажающий привычно прикрытые ложь и лицемерие, или же хулитель церкви, разрушающий жизнь общины и гневающий тем Бога?
Можно ли назвать юродивым современного городского бомжа? Или художника, приковавшего себя голым к ограде Храма Христа Спасителя и лающего на окружающих? Можно ли назвать юродивым экстремиста, сжигающего себя во имя идеи? Или столичного жителя, оставившего свои владения и уехавшего навсегда жить в глухую деревню?
Кто же такой юродивый и в чем причина его появления?



ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕРИИ «СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»


Серия «Современная русская философия» задумана для того, чтобы дать читателю представление о тех направлениях, в которых движется современная мысль в России. В ней будут опубликованы авторы самых разных школ и течений. Мы хотим дать голос тем, кому есть что сказать.
Читателей нашей серии ожидают высказывания философов об искусстве, о феномене юродства, об аутизме, о музыке, о человеке и о политике. И, конечно, мысли философов о самой философии. Среди авторов серии будут как известные ученые, так и те, кто только начинает свой путь философа.
Не менее важной задачей для нас является расширение круга любителей мудрости, поклонников философии. К сожалению, философия никогда не пользовалась большой популярностью в России. К еще большему сожалению, она не оказывает почти никакого влияния на политическую, интеллектуальную и художественную жизнь страны. Отчасти это объясняется непрозрачностью философии. Мы хотим лишить ее этой непрозрачности, полагая, что нет никакого особого философского языка, что обо всем можно сказать просто, ясно и доступно. Поэтому книги нашей серии будут ориентированы не только на тех, кто имеет опыт чтения философской литературы, но и на тех, кто в этом не искушен.

Ф.И. Гиренок,
профессор философского факультета МГУ
им. M.B.Ломоносова


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Наталия Ростова
Юродивый — человек обратной перспективы

НГ-Ex Libris от 18.09.2008 г.

На первый взгляд поведение юродивого может показаться нелепым, неловким, чудным. Неправильным. Случайным. Ошибочным. Можно подумать, будто перед нами взрослый ребенок, то есть взрослый, который не повзрослел, но так и остался наивным, инфантильным, не умеющим вести себя в обществе, которое любит нормы. Но, наблюдая за юродивым, мы обнаруживаем, что его вызывающее поведение вовсе не случайно и не ошибочно. Юродивый нарушает правила порядка систематично, упорно, настойчиво. И более того — сознательно. Это не есть результат доминирования в личности бессознательного. Юродивый не шизофреник и не невротик, не недоразвитый субъект со слабым мышлением. Влияние бессознательного на его поведение в отличие от обычного человека сведено к минимуму. Перед нами тот, кто определен особым опытом сознания, сопряженного со сверхсознанием. Юродивый являет собой иное видение мира, противоположное тому, которое принято в обществе. Юродивый — не тот, кто что-то недопонял, недоразвил в себе какие-то способности, он не недоделанная личность, но тот, кто видит мир иначе и строит свое поведение в горизонте этого видения. Он — олицетворение иного взгляда на мир.
Юродивого можно попробовать объяснить в терминах иконописи, предложенных Павлом Флоренским в работе «Обратная перспектива». Вместе с живописью, заданной линейной перспективой, существует икона, которая не только не вписывается в правила линейной перспективы, но грубо их нарушает — делает невидимое видимым, второй план меняет местами с первым. Она живет по правилам обратной, или искаженной перспективы. То есть являет собой особый, иной тип представления действительности. Подобно двум типам живописи существуют и сосуществуют два взгляда на мир, два опыта жизни, два отношения к реальности — внешнее и внутреннее, линейно-перспективное и определенное обратной перспективой. Линейно-перспективное толкование мира предполагает индивидуализм, рационализм, секуляризацию, гуманизм, просвещение, наличие в мире причинно-следственных связей и следование им. Это мир нормированный, объясненный цепочкой причин и следствий. Обратная перспектива нарушает эту цепь, меняет звенья местами.
Юродивый — обратная перспектива взгляда на жизнь. Тот, кто определен внутренним и собою свидетельствует о том, что не соответствует ничему физически зримому. Кто меняет знаки, принятые в мире линейной перспективы, переворачивает все с ног на голову, делая второе первым, а первое — вторым. О чем символически свидетельствуют жесты юродивого. Например, жизнеописание Ксении Петербургской рассказывает о том, как Ксения начала юродствовать после смерти горячо любимого мужа — раздала все имущество, надела костюм супруга, стала бегать по Петербургу, называть себя Андреем Федоровичем, то есть мужниным именем, и уверять всех, будто он вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения. Это повествование отчетливо показывает нам юродивого как человека обратной перспективы. В нем женщина объявляет себя мужчиной, живой утверждает, что он умер, а тот, кто умер, жив.
Юродивый — это тот, кто следует иной логике, имеющей точку отсчета в абсолюте. На место законов этого мира он ставит законы мира небесного, на место я — Бога, на место ума — веру, на место сна — бодрствование, на место слова — образ, на место внешнего — внутреннее, на место культуры — культ. Для юродства характерно доминирование внутреннего опыта над внешним, редуцирование другого, онтологическая смерть по отношению к миру сущего, жертвование не своим, но собой, то есть непрестанное смещение «я» на периферию, отсутствие внешнего причинения, актуализация невозможного в пространстве символа, мистерии, выражающаяся в иконическом поведении, периферическое сознание, метафизическая нагота, или непосредственность, стремление к безмолвию, смех над сущим, направленный из трансцендентной перспективы.


ОБ АВТОРЕ


Rostova.jpg
Наталья Ростова родилась и живет в Москве. Окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. В настоящее время преподает в МГУ. В сфере научных интересов — русская философия, французская философия, философские проблемы, патопсихология, христианская антропология, теология, искусство.