Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №195. I–2009.

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №195. I–2009.

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2009
Число страниц: 304
Переплет: мягкий
Иллюстрации: есть
ISBN: ISSN 0767-7294
Размер: 209х135х7 мм
Вес: 300 г.
Голосов: 2, Рейтинг: 3.44
350 р.

Описание

В номер вошли материалы конференции и международного семинара, посвященные прот. Александру Шмеману, неизвестное письмо прот. Александра Шмемана о женском священстве, письма А.И.Солженицына к Н.А.Струве, статья Симоны Вейль «Разные виды прикровенной любви к Богу», доклад Ольги Седаковой о дантовском вдохновении в русской поэзии, слово Юрия Кублановского о Пушкине, статья Василия Зеньковского о Гоголе, третья глава готовящегося издания русской версии книги «70 лет русской эмиграции» Никиты Струве, статья Павла Проценко о Дмитрии Гойченко — авторе книги «Сквозь раскулачивание и Голодомор».


СОДЕРЖАНИЕ


Памяти патриарха Алексия (1929–2008) — Никита Струве

БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ

Перевод Псалтири. Псалмы 142–150 — Георгий Федотов   
О женском священстве — прот. Александр Шмеман   

Материалы конференции, посвященной прот. Александру Шмеману

Поэзия как вести — Ольга Седакова   
Экклезиология: теоретические и практические проблемы — игумен Петр (Мещеринов)   
«Встреча»: отец Александр Шмеман и А.И. Солженицын — Никита Струве    
Наследие прот. Александра Шмемана в российском контексте — Александр Кырлежев   
Заключительное слово Иулиании Сергеевны Шмеман на Парижской конференции

Материалы международного семинара, посвященного прот. Александру Шмеману

«Зато слова: цветок, ребенок, зверь...»: размышления о религиозном языке в «Дневниках» прот. Александра Шмемана — Светлана Панич   
Категория «отнесенности» у прот. Александра Шмемана и Андрея Тарковского: сходство и различие — прот. Вячеслав  Перевезенцев   

СУДЬБЫ ЦЕРКВИ

О Константинопольской кафедре — прот. Валентин Асмус   

ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ
 
Разные виды прикровенной любви к Богу — Симона Вейль   

ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Письма А.И.Солженицына к Н.А.Струве (1971–1974)   
Дантовское вдохновение в русской поэзии — Ольга Седакова
Слово о Пушкине — Юрий Кублановский   

«Вестник РСХД» 50 лет назад

Памяти Н.В.Гоголя (к 150-летию со дня рождения) — прот. Василий Зеньковский   

ИЗ ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ

Из книги «70 лет русской эмиграции» — Никита Струве
Гаяна и родная земля — Доминик Десанти    
Неравнодушный. Попытки беженца из СССР помочь невольникам за «железным занавесом» — Павел Проценко   

В МИРЕ КНИГ

Режис Ладу о Н.Н.Неплюеве — Никита Струве   
«По-над нарами табачный дым», или еще одна страница истории ГУЛага — Тамара Приходько
Альманах «Христианос» (Рига), выпуск 17 — Светлана Панич

ХРОНИКА

Значение личности и наследия прот. Александра Шмемана для современной Церкви — Наталья Ликвинцева
Конференция, посвященная Солженицыну — С.
Русско-французские семинары в издательстве «ИМКА-Пресс» — Татьяна Викторова
Отзывы читателей о журнале «Вестник РХД»

ПАМЯТИ УШЕДШИХ

Наталья Леонидовна Трауберг — Ольга Седакова   
Оливье Клеман и РСХД — Михаил Соллогуб   
Памяти Олега Витальевича БеликоваНикита Струве   



РЕЦЕНЗИИ

Андрей Мартынов
Эмигрантский взгляд на русское православие
О женском священстве и латентной любви к Богу

НГ-Религии от 21.10.2009 г.

Главная тема нового номера — жизнь и творчество протопресвитера Александра Шмемана (1921–1983). Повод не случаен. В конце прошлого и в начале этого года в Париже и Великом Новгороде прошли конференция и семинар, посвященные знаменитому богослову и церковному историку.
Среди докладов конференции выделяется текст Ольги Седаковой «Поэзия как вести», в котором теология отца Александра преломляется через поэзию и одновременно рассматривается влияние последней на его богословствование. Тема языка развивается и в сообщении филолога Светланы Панич. Она обращает внимание на то, что Шмеман стремился вернуть религиозному языку его первоначальную сущность — проявления жизни в свете Царства. Для этого необходим тот тип теологии, который «ближе к поэзии, чем к учености». Не менее важна постоянная проверка языка как в свете личного опыта, так и «исторических форм христианства».
Представлен в журнале и текст самого отца Александра. В данном случае это «Письмо другу, члену Епископальной Церкви «О женском священстве». Шмеман избегает формальной аргументации, основанной на догматическом, каноническом и духовном неприятии нового института. Он пытается его понять, видя в основе комплекс вины и «наивное, почти детское убеждение, что каждое новое направление в западной культуре оправдывает радикальный пересмотр всей христианской традиции». Шмеман апеллирует именно к традиции и одновременно к аргументам сторонников женского священства, обвиняя их в потакании сиюминутной конъюнктурной ситуации и капитуляции перед современной культурой. Спорный взгляд? Но читать увлекательно.
Тема Шмемана продолжена публикацией писем Александра Солженицына Никите Струве. В послании от 14 мая 1972 года он признавался: «Давно уже я с духовным наслаждением слушал по «Свободе» воскресные проповеди отца Александра… И думал я: вот чей храм, чьи службы хотел бы я посещать. Недавно в одну из ночей я услышал его беседу… о моем письме Патриарху и был совершенно растроган: что именно мой любимый проповедник одобряет меня. Это и было мне духовной наградой за письмо и окончательным подтверждением моей правоты».
Из других материалов номера интересна статья Никиты Струве памяти Патриарха Алексия II. Автор описывает свои ощущения в тот момент, когда он узнал, что на патриарший престол был избран сын эмигрантов (Алексей Ридигер родился в независимой Эстонии). Он вспоминает о встречах с Алексием, оценках, которые высказывал Патриарх. Так, Струве подтверждает информацию ряда инсайдерских источников, что Алексий II не был «большим сторонником канонизации царской семьи из-за возможного политического ее использования, полагая, что канонизация великой княгини Елизаветы Федоровны закономерна и всех удовлетворит». Не верил Патриарх и в возможность нормализации отношений с Карловацким Синодом...
Безусловно, любой текст французского религиозного мыслителя Симоны Вейль представляет ценность своей глубиной, граничащей с парадоксальностью. Не являются исключением и «Разные виды прикровенной любви к Богу». Автор «Укоренения» выделяет несколько вариантов латентной любви к Богу. В их числе восхищение красотой мира, любовь к ближнему и дружба. Подобная «предварительная любовь не может иметь Бога своим предметом, ибо Бог в душе не присутствует и еще никогда не присутствовал. Значит, она обращена к другому предмету. И все же она предназначена стать любовью к Богу».
Такой вот парадокс. И не единственный. Вот еще: «Убивающий камень, накормляющий кусок хлеба имеют ту же качественную силу, но только если Христос присутствует в начальной точке, как и в заключительной. Дары жизни и смерти равны».
Парадокс, пожалуй, не менее сильный, чем критика женского священства со стороны протопресвитера Александра Шмемана.