Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №192. I–2007. (Выходит два раза в год).

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №192. I–2007. (Выходит два раза в год).

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2007
Число страниц: 415
Переплет: мягкий
Иллюстрации: есть
Размер: 209х135х18
Вес: 420 г.
Голосов: 1, Рейтинг: 3.3
350 р.

Описание

Старейший русский православный журнал, объединяющий богословие, религиозную философию, литературу и общественные вопросы, в разные годы выходил под редакцией: И.Лаговского, Н.Зернова, Г.Федотова, В.В.Зеньковского, Л.Н.Липеровского, А.Н.Киселева, И.В.Морозова. Укорененный в православии, журнал открыт и к диалогу с западным христианством. Совместно с издательством «Русский путь» выходит с 2000 года.



СОДЕРЖАНИЕ


О примирении между «синодальной юрисдикцией» и Московской Патриархией — Никита Струве

БОГОСЛОВИЕ

Миссия Православия — О. Александр Шмеман
Православное участие в экуменическом диалоге — Митр. Серафим (Хуанта)

Перевод Псалтири (Псалмы 106–117)

Заметки о критике «евхаристической экклесиологии» Николая Афанасьева — Виктор Александров
Протоиерей Сергий Булгаков как канонист — Ирина Борщ    
Дневник духовный (1928–1935) — Ю.Н.Рейтлингер

Новопрославленные святые
Материалы об И.И.Фондаминском


Илья Исидорович Фондаминский — Ф.Т.Пьянов
Свидетельство В.Н.Буниной об отпевании И.И.Фондаминского

ФИЛОСОФИЯ
Неизданное

Основы религиозной философии — Н.А.Бердяев  
Проблема существования зла — Всеволод Катагощин

ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ

Фрагмент мистерии «Врата, вводящие в таинство второй добродетели» — Шарль Пеги (Перевод Ю. Балакшиной)
Франсуа Мориак (Крупицы воспоминаний) — Никита Струве
Тяжести и благодать (Главы из книги) — Симона Вейль (Перевод Н.Ликвинцевой)

СУДЬБЫ ЦЕРКВИ

Двойное покушение на митрополита Евлогия и его наследие — Н.А.Струве
Памяти митрополита Евлогия (Проповедь, произнесенная в русской церкви в Лондоне 18 сентября 1946 года) — Архим. Лев (Жилле)

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ЗА РУБЕЖОМ

Монастырь преподобного Иова Почаевского в Словакии — Михаил Шкаров
Посещение И.С.Шмелевым Почаевского монастыря

К 15-летию со дня смерти о. Иоанна Мейендорфа


Духовные сокровища Православия (Беседа С.С.Бычкова с прот. Иоанном Мейендорфом) — Публикация С.Бычкова
Письма прот. Иоанна Мейендорфа С.С.Бычкову
Письма прот. Иоанна Мейендорфа Н.А.Струве

ЛИТЕРАТУРА

Евразийское — Юрий Кублановский
Medicina animae — Светлана Носова  
Москва, омытая светом — Елена Сударева

К 125-летию со дня рождения Б.К.Зайцева
О «Дальнем крае», «Путниках» и их «Голубой звезде» (Переписка Бориса Зайцева, Наталии Соллогуб и о. Павла Грибановского (1965–1992))

ЮБИЛЕЙ «ВЕСТНИКА РСХД»

Взгляд православного француза на русский «Вестник» — Жан Бесс (Перевод Л.Шведовой)

В МИРЕ КНИГ

Какое все это было счастье! — Г.А.Явлинский

ХРОНИКА

YMCA-Press и Библиотека-фонд «Русское Зарубежье» в Таллинне — Н.Ликвинцева
YMCA-Press и «Русский путь» в г. Александрове — Т.Боровинская  
«Наше время еще не разгадано...» (Опыт ХХ века и его осмысление в культуре русского зарубежья) —
Н.Ликвинцева
Открытый семинар по русской культуре в Париже в помещении ИМКА-Пресс
Третий весенний съезд Движения во Франции

ПАМЯТИ УШЕДШИХ

Отец Георгий Чистяков (4.08.1953–22.06.2007) — А.Занемонец
Памяти Всеволода Катагощина — В.А.Никитин  

Коротко об авторах

 

РЕЦЕНЗИИ


Андрей Мартынов
Тяжесть и благодать объединения
Издатели «Вестника РХД» считают диалог своей миссией

НГ-Религии от 05.03.2008 г.

Старейший журнал русского зарубежья (издается с 1925 года) верен своей миссии — объединению диаспоры и метрополии, религиозному и культурному диалогу с Европой. Все эти темы есть и в текущем номере.
В статье главного редактора журнала Никиты Струве ставится под сомнение пафосность (но не ценность самого факта) объединения Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. Во-первых, РПЦЗ представляет только четверть приходов русского зарубежья (10–20 тыс. человек). Ни Православная Церковь Америки, ни русские приходы Константинопольского Патриархата евхаристического общения с РПЦ не прекращали, а потому в подобном объединении не нуждаются. Как и собственно приходы МП за границей. Во-вторых, что мешало объединению после 1991 года и почему в этот период РПЦЗ в нарушение канонического права создавала в России параллельные юрисдикции?
Следует добавить к статье Струве, что объединительный акт избежал целого ряда концептуальных вопросов. Например, с унификацией святых. Так, РПЦЗ считает святыми всех «живот свой в борьбе с безбожным коммунизмом положивших». Да и с уже канонизированными есть вопросы. Например, в РПЦЗ причислены к лику святых Николай II, вся августейшая семья и слуги, принявшие с последним государем мученический конец. В то время как МП от канонизации слуг воздержался.
Думается, что взаимное покаяние (например, за сотрудничество с коммунистической властью части МП и поддержку нацистов частью РПЦЗ) было бы более благотворно и благородно.
Из других материалов по религиозно-философской проблематике можно назвать ранее не публиковавшиеся работы протоиерея Александра Шмемана и Николая Бердяева.
В свое время еще американский славист и исследователь русской философии Николай Полторацкий выдвинул убедительную гипотезу, что философское наследие Бердяева образует законченную систему. Работа Николая Бердяева «Основы религиозной философии» вполне подтверждает подобное мнение. В ней он, по сути, излагает целостное видение собственной философии.
Интересна статья Ирины Борщ «Протоиерей Сергий Булгаков как канонист». Анализируя малоизученный аспект творчества Булгакова — его построения в области церковно-правовой мысли, Борщ видит отождествление в творчестве философа идеи объективного права и объективной реальности. Слабость подобной позиции заключается в невольном отрицании субъективного права (то есть свободы личности), о которой много писал, в том числе и в упомянутой работе, Бердяев.
Из литературного отдела журнала следует упомянуть стихотворения из цикла «Евразийское» поэта, лауреата премии Солженицына Юрия Кублановского, а также переписку Бориса Зайцева, Натальи Соллогуб со священником Павлом Грибановским. Темы переписки связаны с программными сочинениями писателя «Дальним краем», «Путниками» и «Голубой звездой».
Диалог с европейской культурой представлен фрагментом перевода мистерии Шарля Пеги «Врата, вводящие в таинство второй добродетели», а также с главой из книги теолога и философа Симоны Вейль «Тяжесть и благодать» (полностью работа скоро выйдет в издательстве «Русский путь», издающем и «Вестник»). Своим творчеством Вейль продолжила традицию философа и писателя Блеза Паскаля.
А вообще объединяться хорошо. Особенно с добродетелью. Вот только чаще получается как-то как всегда. Или как у всех. А «Вестник» это не рекомендует. И это правильно.