Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Выпуск 12. Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии: Сб. — 2-е изд., испр. и доп.

Выпуск 12. Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии: Сб. — 2-е изд., испр. и доп.

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2006
Число страниц: 544
Переплет: твердый
Иллюстрации: нет
ISBN: 5-85887-245Х
Размер: 215х144х31 мм
Вес: 640 г.
Голосов: 2, Рейтинг: 3.1
Нет в продаже

Описание

В книге раскрывается исторически сложившаяся идея-традиция российского христолюбивого воинства. Её суть и содержание выражены в трудах крупных отечественных мыслителей, священнослужителей, военных писателей, таких, как И.Ильин, Л.Карсавин, М.О.Меньшиков, митрополит Антоний (Храповицкий), протопресвитер о. Г.Шавельский, П.Н.Краснов, А.В.Геруа, А.А.Керсновский. Материал представлен по разделам «Война и православие», «Религиозно-нравственное воспитание войск», «Военно-религиозная служба в Русской Армии» и др. Также даны молитвы православных воинов. В заключительной части рассматривается жизненная необходимость и пути возрождения идеала христолюбивого воинства, восстановления института военного духовенства. Первое издание книги (1997), ставшее раритетом, получило одобрение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, руководства Вооружённых Сил, пользовалось большим спросом у офицеров, служителей Церкви, других заинтересованных лиц и читателей.




СОДЕРЖАНИЕ


ПРОТОИЕРЕЙ Д.СМИРНОВ. СЛОВО ПАСТЫРЯ К ЧИТАТЕЛЮ

М.МЕНЬШИКОВ. МОЛИТВА ЗА РОССИЮ
Необходимость молитвы за свою Родину. — Отвыкший молиться народ теряет отвагу. — Бога нужно искать в себе.— Жизнь заслуживает героической обороны. — Давайте отстаивать жизнь России — и она воскреснет.

ФИЛОСОФИЯ ХРИСТОЛЮБИВОГО ВОИНСТВА

И.ИЛЬИН. ОСНОВНОЕ НРАВСТВЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ВОЙНЫ
Нравственно-противоречивый характер заданий войны. — Oграничение зла. — Убиение человека как нравственная аксиома. — Виновность войны. — Голос совести. — Принцип необходимой обороны. — Служение духу.
 
И.ИЛЬИН. О СИЛЕ, МЕЧЕ И ПРАВЕДНОСТИ
Религиозная осмысленность и духовная чистота борьбы меча. — Сопротивление злу силой как обязанность. — Оборона Божьего дела. — Меч должны применять лучшие люди.— Правитель и воин. — Душа воина. — Духовный компромисс. — Очищение. — Подвиг неправедности. — Воин-монах.

И.ИЛЬИН. О ХРИСТОЛЮБИВОМ ВОИНСТВЕ
Почему русское воинство искони называется «христолюбивым»? — Война имеет смысл, если она духовно оправданна и нравственно необходима. — Творческое христолюбие.— Воин носит оружие для обороны правого, необходимого и священного дела. — Жертвенность и рыцарственность воина.

ХРИСТОЛЮБИВЫЕ ВОИНЫ. По сочинению архиепископа Херсонского Иннокентия
Совместность звания воина со званием христианина. — Качества и обязанности христианского воина. — Выступление на брань. — Смерть на войне. — Молитвы за воинов.

Б.ШТЕЙФОН. ВОИН ХРИСТОВ
Два главнейших достижения русского военного искусства XVIII века: создание Петром национальной регулярной армии, а Суворовым — его военно-воспитательной системы. — Русское творчество: сочетание понятий «человек» и «воин». — Вдохновление русско-православной культурой. — Христианизация человека-воина, приводившая к величию духа - свойство суворовской доктрины.

 
ВОЙНА И ПРАВОСЛАВИЕ

В.ЗЕНЬКОВСКИЙ. ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА
Поворот к религии. — Духовное обновление русской жизни. — Необходимость религиозно-философского раздумья. — Красота и глубина православия. — Православие как сила, способная обновить жизнь и примирить противоречия истории.
 
А.ГЕРУА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА ПРАВОСЛАВИЯ
Война и отшельники. — Подвижничество русского солдата. — Беззаветное выполнение долга во имя нации. — Православная диалектика. — Необходимость умственного и нравственного напряжения Церкви.

Н.РКЛИЦКИЙ. ПРАВОСЛАВНОЕ САМОДЕРЖАВИЕ
Значение православия в русской истории. — Евангельская идея и политика. — Царское служение. — Нравственное совер- шенствование в условиях самодержавия.

Л.КАРСАВИН. ГРЕХОВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Долг христианина. — Святые воины. — Нравственная неоправданность войны. — Церковь благословляет христолюбивое воинство, но не одобряет использование военной силы для неправедных целей.
 
А.КЕРСНОВСКИЙ. ВОЙНА И ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ
«Не убий». — Дозволение убивать неприятеля на войне. — Евангелие и проблема военной службы. — Церковь благословляет справедливую войну. — Типы войны.
 
ПРОТОИЕРЕЙ ИАКОВ ГАЛАХОВ. ХРИСТИАНСКИЕ НЕДОУМЕНИЯ ПО ПОВОДУ ВОЙНЫ
Христианское учение о войне. — Ветхий Завет. — Евангелие. — Недопустимость идеализации войны. — Молитва о мире.

М.МЕНЬШИКОВ. РОДИНА И ГЕРОИ
Стихия нравственных чувств. — Русское войско — не наёмники. — Скромный «культ героев». — Необходимость яркости и красоты бытия. — Культура Церкви. — Мученики за Россию (слово о флоте, погибшем под Цусимой).
 
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ). О РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ
Русский народ и православная рать. — Нравственное обновление Отечества. — Подвижники-воины. — Враги России.
 
Г.ШАВЕЛЬСКИЙ. БЕРЕГИТЕ BEPУ!
75 лет Николаевской Академии Генерального штаба. — Служение Родине. — Заветы усопших борцов.

В.ЩУКИН. НА ЗЛОБЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Да воскреснет Святая Русь! — Православие спасёт Россию от духовной смерти. — Животворящая сила Духа Божия.
 
Д.РОМАШКОВ. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ АРМИЯ НЕ ТОЛЬКО СЧИТАЕТСЯ,НО И БЫВАЕТ ВСЕГДА «ПОБЕДОНОСНОЙ»?
Техника военного искусства. — Сила Духа. — Как вырабатывается и слагается дух армии? — Чтобы быть воинству «победоносным», нужно сначала быть ему «христолюбивым».

П.ПАПШЕВ. ЗА РУСЬ СВЯТУЮ!
Россия не погибнет. — Русские люди начинают ценить своё родное. — Поворот в сторону церкви. — Единство России есть вопрос не только территориальный, но и духовный. — Линии будущего должны соприкасаться с прошлым.

 
РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЙСК

Ф.БОГОЛЮБОВ. ВЗГЛЯД ГЕНЕРАЛИССИМУСА А.В.СУВОРОВА НА РЕЛИГИЮ В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ СОЛДАТА
Если душа воина велика и могуча, то победа несомненна.— Укрепление религиозного чувства в солдате. — Молитва перед битвой и после неё. — Религиозные обряды. — Помощь Божия на поле брани.

Д.НИКИТИН. ЗАМЕТКИ ПОЛКОВОГО СВЯЩЕННИКА О РУССКОМ СОЛДАТЕ
Улучшение солдатской службы. — Отношение к начальнику. — Набожность русского солдата и его недостатки.

П.ЯКОВЛЕВ. ВЛИЯНИЕ ВЕРЫ НА ВОЕННОЕ ДЕЛО
Большая часть войн наших велась за веру. — Роль воспитания в войсках. — Духовное содействие армии со стороны церкви. — Почитание христианских заветов. — Религиозное чувство. — Качества хороших войск.
 
И.ЦИРУК-СОБОЛЕВСКИЙ. ЧТО НЕОБХОДИМО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ДЛЯ ПОДНЯТИЯ РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ СРЕДИ ВОЙСК
Религия как главное основание правильного воспитания.— Высокое призвание военного священника. — Забота офицеров о религиозном воспитании нижних чинов.

МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ). О РЕЛИГИОЗНОМ ВОСПИТАНИИ АРМИИ
Религиозная и патриотическая поэзия военной службы.— Поддержание религиозного духа в войсках. — Долг офицера действовать не только стальным, но и духовным оружием.

П.КРАСНОВ. ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ И МОРАЛИЗИРУЮЩАЯ РОЛЬ РЕЛИГИИ
Государство, которое отказывается от религиозного воспитания молодежи, готовит себе гибель. — Магометанский фанатизм. — Молитва перед боем. — Воин Христов не боится смерти. — Любимый псалом А. Суворова. — Любовь к Родине. — С нами Бог!
 
А.ОСИПОВ. АРМИЯ И РЕЛИГИЯ
Значение религиозного воспитания воинов. — Миссионерская работа церкви. — Духовное развитие человека. — Авторитет военного священника. — Духовенство должно идти к войскам. — Гуманизация войны.

 
ВОЕННО-РЕЛИГИОЗНАЯ СЛУЖБА В РУССКОЙ АРМИИ

ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО
Структура. — Задачи. — Специфика военно-сухопутного и морского духовенства. — Заслуги главных священников армии и флота. — Доблесть военных священников.

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЦЕРКВАМИ И ДУХОВЕНСТВОМ ВОЕННОГО И МОРСКОГО ВЕДОМСТВ
О протопресвитере военного и морского духовенства. — О дивизионных благочинных. — Список неподвижных военных соборов и церквей ведомства протопресвитера.

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ
Подчинённость. — Богослужение, — Приготовление воинов к исповеди. — Обучение в полковых школах, — Внебогослужебные беседы и чтения. — Исправление нравственных недостатков и других пороков. — Личный пример благочестия.— Организация религиозных служб.

Ф.ЛАСКЕЕВ. РАТНЫЙ ТРУД ВОЕННЫХ ПАСТЫРЕЙ
Итоги столетней истории военно-духовного ведомства, — Перемена в нравственном положении военного священника.— Миссионерские труды. — Подвиги полковых священников.
 
ПРОТОИЕРЕИ М.СРЕБРЯНСКИЙ. ДНЕВНИК ПОЛКОВОГО СВЯЩЕННИКА.
Из времён Русско-японской войны
С молитвой на войну. — Поучения воинам. — Проповеди.— Помощь раненым. — Отпевание умерших. — Участие в боевых действиях. — Мысли о России.
 
Г.ШАВЕЛЬСКИЙ. СЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕННИКА НА ВОЙНЕ
Почётная и ответственная роль священника в армии. — Учительская деятельность священника на войне. — Служение священника во время боя. — Личный состав духовенства армии. — Деятельность военного духовенства в Великой войне.

ПРОТОИЕРЕИ В.ТРОЯНСКИЙ. КРАТКОЕ НАЧЕРТАНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ХРИСТИАНСКОГО ВОИНА, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВОИНСКОМУ УСТАВУ
Почётное имя солдата. — Присяга. — Обязанности Христианского воина. — Знамя как святыня. — Употребление оружия. — Подготовка к войне. — Действия в бою. — Спасение души военного человека. — Восстановление здоровья.
 
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОИНСКИХ ЧИНОВ
Необходимость исполнения религиозных обязанностей. — Говенье. — Посещения богослужений. — Христианские праздники. — Войсковая церковь. — Религиозные беседы. — Обязанности командира.
 
ДУХОВНЫЕ СОВЕТЫ ВОИНУ
И власть, и закон, и порядок от Бога. — Дело воина — святое дело. — Требования к христолюбивому воину. — Великий завет и пример Л.Г.Корнилова.


ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ

Л.ЕВДОКИМОВ. СВЯТЫЕ ПРЕДСТАТЕЛИ ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ И РУССКОЕ ВОИНСТВО. Данные народных картин и книг

НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ! Повесть о жизни и о храбрости благоверного и великого князя Александра

КАК ДАРОВАЛ БОГ ПОБЕДУ ГОСУДАРЮ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ДМИТРИЮ ИВАНОВИЧУ ЗА ДОНОМ

ВЕРА КАК ДВИГАТЕЛЬ ПОБЕДЫ
Послание к Благоверному Царю и Великому князю государю Ивану Васильевичу, самодержцу всея Руси от святейшего Макария, Митрополита всея Руси. — Комментарий неизвестного русского офицера к посланию Митрополита Макария.
 
РАТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ НАДОБЕ ВСЕГДА БОГА В СЕРДЦЕ СВОЕМ ИМЕТИ. Из Устава кучение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1647 г.)

ИЗ УСТАВА ВОИНСКОГО ПЕТРА ВЕЛИКОГО
О молитве, как и в которое время отправлять. — Каким образом присягу или обещание чинить от Генерала и до фендриха. — Присяга или обещание всякого чина людям Воинских артикулов. — О страхе Божии. — О службе Божией и о Священниках.
 
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ КАК ПАМЯТНИК ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
Высочайший приказ армиям и рескрипт председателю Государственного совета графу Салтыкову, 13 июня 1812 года, о вступлении неприятеля в пределы России. — Высочайший манифест о принесении Господу Богу Благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского 25 декабря 1812 года. — Вы- сочайший манифест о построении в Москве церкви во имя Спа- сителя Христа 25 декабря 1812 года. — Извлечение из Высочайшего указа Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления церкви и державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык и грамоты Москве и дворянству Московской губернии.

 
ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ МОЛИТВЫ

МОЛИТВЫ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОИНОВ
Молитва Господня. — Тропарь Кресту и молитва за Отечество. — Десять заповедей Божиих. — Символ веры. — Молитвы утренние. — Молитва ко Пресвятой Богородице. — Молитва ко святому Ангелу хранителю. — Молитвенное призывание святого, имя которого носишь. — Молитва о живых. — Молитва об усопших. — Молитва перед началом всякого дела. — Молитва по окончании дела. — Молитва перед едой. — Молитва после еды. — Молитвы перед сном. — Тропарь на Рождество Богородицы (8/21 сентября). — Тропарь на Рождество Христово (25 декабря/7 января). — Тропарь на Богоявление (б/19 января). — Тропарь на Благовещение (25 марта/7 апреля). — Тропарь на Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресение. — Тропарь на Светлое Христово Воскресение. Пасха.— Тропарь на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.— Тропарь на Пятидесятницу (День Святой Троицы). — Тропарь на Преображение (6/19 августа). — Тропарь на Успение Божией Матери (15/28 августа). — Молитва Божией Матери пред Державной Её иконой. — Молитва святому Михаилу Архангелу. — Молитвы святому Николаю. — Молитва преподобному отцу нашему Сергию Радонежскому Чудотворцу. — Молитва преподобному Серафиму. — Молитва Святому Благоверному Великому князю Александру Невскому.— Молитва Великомученику Георгию Победоносцу. — Молитва за русский народ. — Молитва о спасении России. — Молитва последних оптинских старцев. — Молитва родителей о детях, находящихся на службе в армии. — Молитва перед сражением. — Победная благодарственная песнь Матери Божией.
 
ПРОТОИЕРЕЙ В.ДОБРОВОЛЬСКИЙ. О МОЛИТВЕ
Молитва как добродетель, имеющая важное значение для человека. — Молитва как средство укрепления веры. — Благотворное значение молитвы в земных несчастиях. — Значение молитвы в деле нравственного усовершенствования. — Порядок совершения молитвы. — Духовные и телесные нужды человека, которые должны служить предметом молитвы. — Время и место молитвы.

Вместо заключения
 
ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРИСТОЛЮБИВОГО ВОИНСТВА

А.Савинкин. ИДЕАЛ РОССИЙСКОГО ХРИСТОЛЮБИВОГО ВОИНСТВА: ЧЕГО ОН ОТ НАС ТРЕБУЕТ И К ЧЕМУ ОБЯЗЫВАЕТ
Утверждение мудрой и миролюбивой военной политики.— Воссоздание настоящей армии: духовно крепкой, победоносной, совершенной, отборной, боевой. — Гуманизация боевых действий и воинской службы (человеколюбие). — Необходимость духовного возрождения армии и флота. — Поучительный пример А.В. Суворова. — Примечания.
 
А.Суровцев. ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО РОССИИ СЛУЖИТ БОГУ И ОТЕЧЕСТВУ
Значение православия для России. — Взаимодействие армии и Церкви на современном этапе. — Необходимость штатных военных священников, их задачи. — Заявление Священного Синода РПЦ о восстановлении института военного духовен- ства в Вооружённых Силах России.
 
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ. Сост. И. Домнин



ПРЕДИСЛОВИЕ


Слово пастыря к читателю

Воинство на Руси издавна называли христолюбивым. Ни к одной другой армии неприложим этот эпитет. Мы не говорим с христолюбивых немецких, английских или турецких солдатах Только русский воин, на протяжении веков отличавшийся великодушием, миролюбием и подлинно христианским отношением к своему ратному служению, оказался достоин этого высокого звания,
Православие, пронизывавшее все стороны российской жизни прошедших эпох, отражалось на образе мыслей, поведении наших предков, формировало их отношение к себе и окружающим. Вспомним, что образовательный процесс на Руси был неразрывно связан с Церковью. Дети учились читать по Псалтири и Часослову, изучали Священное Писание и литургические произведения.
Призванный в армию новобранец приносил туда те нравственные и духовные ценности, в которых он был воспитан. Он нёс туда страх Божий, любовь, ответственность, чувство долга перед Отечеством. Поэтому в армии Российской империи отсутствовало такое понятие, как дедовщина, а русский солдат славился добрым отношением не только к сослуживцам, но и к врагам.
Сегодня воинам России необходимо вспомнить о своих православных традициях. Значение духовного фактора в мирное и военное время стимулирует необходимость духовно-просветительской и воспитательной работы в армейской среде, в которой должны участвовать как Церковь, так и воинское командование. Русская история в этом деле для нас первый помощник.
Достойный вклад в это очень нужное для армии и всей России дело внесли составители этого прекрасного сборника. Хочется поблагодарить всех, кто принимал участие в его подготовке и издании.
По словам митрополита Антония (Храповицкого), религиозное чувство служит основой духовного подъёма и высшей воинской мотивации для русского человека. «Без этой высшей религиозной и патриотической поэзии, — пишет он, — военная служба не может достигать своего предназначения, особенно в военное время, когда люди должны жертвовать жизнью за свой служебный долг».
Поэтому традиционные духовно-нравственные ценности русского воинства должны стать фундаментом современной Российской армии. В противном случае будущее нашей страны вызывает справедливые опасения. Да поможет нам Бог!

Председатель отдела Московского Патриархата по
взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительнымм и учреждениями
протоиерей Димитрий Смирнов

РЕЦЕНЗИИ


Юрий Грибов
Оружие, которого не видно...

«Красная звезда», 04 июля 1997 г.

Да, есть оружие, которого не видно. Оно в душе, в сознании. Это оружие способно творить чудеса. Оно, пожалуй, посильнее мечей острых, автоматов скорострельных и танков быстрых. Имя этому оружию — твердость духа, патриотизм...
Этой святой теме посвящена только что вышедшая в издательстве «Русский путь» книга «Христолюбивое воинство». Следует заметить, что такой редкой, содержательной и мудрой книги у нас еще не было. Об этом многими было сказано и на недавней презентации сборника, который подготовлен в Военном университете совместно с Независимым  военно-научным центром «Отечество и воин». Над составлением книги почти в пятьсот страниц работали такие опытные офицеры, как А.Е.Савинкин, И.В.Домнин, Ю.Т.Белов. Публикуются оригинальные, хрестоматийные труды русских философов и публицистов И.Ильина, Л.Красавина, В.Зеньковского,  М. Меньшикова, военных писателей и армейских священников, известные и неизвестные фрагменты текстов по теме «Российское Христолюбивое воинство»...
Председатель совета «Отечество и воин» генерал-майор запаса Ю.Ю.Попов подчеркнул на презентации, что нам необходимо учиться у собственной истории, восстанавливать преемственность и духовную связь с ушедшими поколениями, следовать их лучшим советам. Без интеллектуального и нравственного развития общества и армии военную реформу проводить трудно.
В самые тяжелые времена Россия обращалась к Богу и не только выдерживала величайшие испытания, но и начинала жить более одухотворенной жизнью. Конечно, многое у нас в этом отношении утеряно, волна жестокого неразумного атеизма снесла с лица земли тысячи храмов, но дело ведь не только в кресте и молитве. Бог живет в душе каждого из нас, православная вера вбирает в себя лучшие духовные качества, накопленные за века русским народом...
Книга «Христолюбивое воинство» читается с большим интересом. Она, по-моему, будет полезна и молодому солдату, и поседевшему офицеру, генералу. Это своеобразный учебник души и сердца. Пока трудно сказать, как будет входить религия в наши армейские ряды. Да и не следует, видимо, с этим особо-то торопиться, вводить что-то приказом, силой. Это дело тонкое, деликатное...
Я листаю страницу за страницей, и перед моими глазами встают дружины Александра Невского и Дмитрия Донского. Суворов и Кутузов произносят слова веры перед застывшим строем... Звон клинков слышен, пушечные выстрелы, крики «Ура!»... Дух русской армии всегда был тверже железного оружия.


Кирилл Фролов
О христолюбивом воинстве

«Независимая газета», 24 июля 1997 г.

Первый в отечественной новейшей истории сборник, посвященный православным традициям русской армии, уникален. (Христолюбивое воинство. Православная традиция Русской Армии. Российский военный сборник». Независимый военно-научный центр «Отечество и воин», Военный университет, изд-во «Русский путь», 1997.) Примечательно, что составители не oграничились просто исторически-описательным материалом, но утвердили свой труд на «трех китах»: богословско-философском, историческом и практическом.
Богословско-философская база в данном случае совершенно необходима, ибо речь идет о государстве и войне, вещах, безусловно сопряженных с насилием. Каково же отношение православного вероучения к этим вопросам? В сборнике приведены точки зрения Ивана Ильина, Льва Карсавина, митр. Антония (Храповицкого), Василия Зеньковского. архиепископа Никона (Рклицкого). Эти философы уделяли сголь много внимания вопросам нравственности, государственности, военной службы.
Проблема власти, в том числе и власти вооруженной, решается как проблема (богословско-аскетическая. Причина тоталитаризма, необузданной диктатуры — в страсти властвования, в «похоти» власти. Следовательно, юридические ограничители, право лишь внешне сдерживают эту страсть, на онтологическом же уровне здесь может помочь только Церковь, ибо уповать на простое моральное сдерживание нереально: человек немощен, только с Божьей помощью, благодатью Светлого Духа, преподаваемой в таинствах Св. Церкви, можно побеждать страсти, в том числе и эту.
Итак, победить произвол можно только реальным воиерковлеиием носителя меча. Православной Церковью выработана и этика государственной и воинской службы — она проповедуется не как могущество, а, наоборот, как служение. Чем больше у тебя власти, тем больше твоя ответственность. Как епископ и священник отвечает перед Богом за души людей, так правитель и воин отвечают перед Ним за их безопасность, свободу и жизнь.
Любое убийство — это странное, непоправимое зло — так учит Церковь и это подчеркивают богословы и православные философы, работы которых опубликованы в сборнике. Вынужденное убийство во время войны рассматривается как «греховная необходимость». Не всякая война благословляется Церкоьыо, но и не всякая отвергается. «Да, война есть дело неизбежное и необходимое (хотя далеко не всякая война и совсем не всегда), — пишет И.Ильин, — но бывают войны духовно оправданные и нравственно необходимые. Именно о таких войнах мыслит Церковь, когда молится о христолюбивом воинстве. Воин же, если он верующий христианин, не может расстаться с Христом ни в каком деле и ни в какой нас своей жизни». Последнее предложение крайне важно — не расстаться с Христом ни при каких обстоятельствах.
Обличая пресловутое учение о непротивлении злу силою, православные богословы обличают именно лицемерие этой теории. Фактически, это — перекладывание ответственности на чужие плечи, бегство от нее. Если проповедник этой теории предполагает, что его «пример» может обратить других людей и что они таким «разумным» и легким способом победят мировое зло, он впадает в непомерную гордыню и являет пример крайнего непонимания мира. Кроме того, по словам Л.Карсавина, «это учение противоречит христианской истине прежде всего тем, что оно проповедует бездействие, христианство же призывает к действительной любви и считает бездействие великим грехом».
Тому, как сделать воинство подлинно христолюбивым, посвящается вторая часть сборника. В ней прослеживается попытка подытожить обширный дореволюционный опыт православного пастырства в армии.


Игорь Домнин
К возрождению христолюбивого воинства

«Независимое военное обозрение», 5-11 сентября 1997 г.

Увидела свет очередная книга «Российского военного сборника». «Издание уникально» — таково общее мнение тех, кто уже стал его обладателем. Дело в том, что, несмотря на многовековое присутствие понятия «христолюбивое воинство» в народном, армейском, православном сознании и лексиконе, в литературе не существовало более или менее полнокровного труда, где бы оно адекватно раскрывалось. (Мало того, сегодня, после девятилетий обработки умов россиян официозным воинствующим атеизмом само словосочетание «христолюбивое воинство» первоначально вызывает у многих искреннее удивление либо даже отторжение.) Теперь, впервые под одной обложкой собраны работы (фрагменты) крупных русских мыслителей, богословов, военных писателей, деятелей церкви и государства, развертывающие термин практически во всем его объеме, демонстрирующие его в историческом и логическом измерениях.
Первый раздел «Философия христолюбивого воинства» составили работы И.Ильина, его размышления об основном нравственном противоречии войны (между неоправданностью и необходимостью убийства), о том, почему русское воинство называлось христолюбивым, о жертвенности и рыцарстве воина. «Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жесткие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии», — заключал мыслитель.
Во втором разделе «Война и православие» речь идет о культурной и политической роли, силе православия, его отношении к войне, влиянии на облик и качество русской армии, ее способность побеждать. Здесь созвездие авторов: философы Василий Зеньковский и Лев Карсавин; иерархи, богословы митрополит Антоний (Храповицкий), о. Иннокентий (И.Борисов), о. Георгий Шавельский; военные писатели Александр Геруа, Антон Керсновский, Николай Рклицкий и др.
Третий и четвертый разделы «Религиозно-нравственное воспитание войск» и «Военно-религиозная служба в русской армии». В них собраны труды и регламентирующие документы, отражающие былую деятельность по укреплению религиозного чувства в душе воинов, поднятию их нравственности; поддерживающую и морализирующую роль религии; структуру, задачи службы военных священников, специфику практики военного и морского духовенства, управление церквами и духовенством армии и флота.
Здесь же представлены воспоминания нескольких полковых священников и последнего протопресвитера российских императорских армии и флота (Георгия Шавельского) о русско-японской и первой мировой войнах.
Полезно дополняет основную часть книги информативно-насыщенное приложение: подборка «О святых предстателях за землю Русскую и Русское воинство», Послание митрополита Макария  Ивану Грозному и комментарий к нему неизвестного русского офицера, выдержки из устава воинского Петра Великого, описание храма Христа Спасителя как памятника воинской славы и др. материалы.
В заключении редактора сборника Александра Савинкина обращается внимание на необходимость и возможность возрождения христолюбивого воинства. Отмечается, что с начала 90-х годов имеет место взаимное движение армии и церкви навстречу друг другу, выражающееся в целом ряде форм сотрудничества. Защита Отечества, создание христолюбивого победоносного воинства, духовное возрождение армии (в том числе и духовное руководство армией), подготовка и воспитание воина-гражданина, призрение увечных военнослужащих и членов их семей (особенно детей-сирот) — вот круг проблем, где тесно соприкасается деятельность вооруженных сил и церкви. Результативность их решения в современных чрезвычайных условиях в значительной степени будет определяться не столько религиозностью военнослужащих, сколько способностью Русской Православной церкви силой своего морального авторитета повлиять на:
— утверждение «мудрой, миролюбивой и рыцарственной» военной политики;
— создание настоящей победоносной армии, способной сдерживать и предотвращать опасные для России войны;
— гуманизацию боевых действий и военной службы, позволяющую бережно относиться к жизни, соблюдать права и достоинства защитника Отечества;
— общее духовное возрождение армии, связанное с религиозно-нравственным воспитанием, качественным изучением собственной истории, русской военной мысли, западной военной культуры (прежде всего христианской);
— улучшение общего нравственного состояния общества и армии, не допускающее легкомысленного отношения к военному делу и выполнению воинского долга, обеспечивающее ответственность за разложение военной силы.
В книге «Христолюбивое воинство» нуждаются сегодня и армия, и Православная церковь, и все, обладающие национально-государственным инстинктом граждане России.