Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Звегинцов В.В. Знамена и штандарты Русской Армии (XVI в. — 1914 г.) и морские флаги / Библиотека-фонд «Русское Зарубежье».

Звегинцов В.В. Знамена и штандарты Русской Армии (XVI в. — 1914 г.) и морские флаги / Библиотека-фонд «Русское Зарубежье».

Автор(ы): Звегинцов В.В.
Издательство: Русский путь
Год выпуска 2008
Число страниц: 320
Переплет: твердый
Иллюстрации: есть
ISBN: 978-5-85887-279-5
Размер: 380х290х33 мм
Вес: 3400 г.
Голосов: 22, Рейтинг: 3.01
3500 р.

Описание

Тема издания вызывает постоянный интерес у специалистов, историков и широкого круга читателей. Но, несмотря на это, все еще остается недостаточно изученной. Материалы книги представляют собой единственное на сегодняшний день в России фундаментальное исследование: описание существовавших образцов знамен, штандартов, флагов, сведения об учреждении, движении и судьбе этих воинских регалий, а также их изображение (около двух тысяч рисунков). Это первое типографское, в цвете, издание классического труда, созданного выдающимся военным историком В.В.Звегинцовым (1914–1996) в эмиграции.



СОДЕРЖАНИЕ


ВЛАДИМИР ЗВЕГИНЦОВ И ЕГО ДЕЛО
WLADIMIR ZWEGUINTZOW ET SON ŒUVRE

ВСТУПЛЕНИЕ

ДОПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА

ЭПОХА ПЕТРА ДО РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ

ПЕТР ВЕЛИКИЙ

ЕКАТЕРИНА I

ПЕТР II

АННА ИОАННОВНА

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

ПЕТР III

ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ

ПАВЕЛ I

АЛЕКСАНДР I

НИКОЛАЙ I

АЛЕКСАНДР II

АЛЕКСАНДР III, НИКОЛАЙ II

ТАБЛИЦЫ
Подписи к таблицам


ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблицы, не упомянутые в авторском тексте
Словарь
Список цветонаименований
Таблица цветонаименований



ИЛЛЮСТРАЦИИ


    
  

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


Владимир Звегинцов и его дело

В любом деле, в каждой области знаний есть свои столпы, свои светочи. К их числу принадлежит и Владимир Владимирович Звегинцов (1914–1996). Его наследие относится к ярчайшим образцам русской военной и общей культуры, представляя собой ту научную почву, на которой вырастают поколения исследователей. Трудно переоценить значение его фундаментальных трудов для изучения истории Российской Императорской армии. Созданное им в сфере русской военной символики, мундироведения (униформологии), геральдики, хронологии частей не имеет аналогов. Поражает не только объем и характер всего, что сделано этим человеком, но, быть может, прежде всего тот факт, что жил и творил он в эмиграции, на чужбине, вдали от родных берегов. Хотя Русское Зарубежье, «подданным» которого он был почти всю свою жизнь (иностранного гражданства так и не принял), в духовном выражении — тоже наше Отечество. И наследие В.В.Звегинцова лучшее тому подтверждение. <...>
К сожалению, одиннадцать томов основных работ В.В.Звегинцова в строгом смысле даже нельзя назвать опубликованными: они представляют собой размноженные самим автором на ротапринте, переплетенные или уложенные в папки машинописные листы текста и черно-белых рисунков (около тысячи к каждому тому). В таком виде «издание» расходилось по зарубежью. Точный тираж до сих пор неизвестен. По разным данным он колеблется всего лишь от 50 до 150 экземпляров.
Полный комплект трудов В.В.Звегинцова, выполненных в цвете, существует практически в единственном экземпляре — авторском. Ранее его могли видеть только близкие историка, друзья и те люди, которым посчастливилось побывать у него в гостях. Сегодня этот комплект хранится в Москве, в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье», куда его передали сыновья автора, Степан и Николай Звегинцовы. <...>
Величайшей несправедливостью представляется то, что автору не суждено было увидеть свои уникальные труды изданными достойно, на высоком полиграфическом уровне. Исправить эту несправедливость уже невозможно, но сгладить ее перед памятью о выдающемся русском историке — наш долг.
Первым шагом на этом пути является издание тома «Знамена и штандарты русской армии». Несмотря на популярность, тема освещена и изучена недостаточно. Публикуемые материалы представляют собой единственное в России на сегодня фундаментальное исследование существовавших образцов знамен и штандартов и их описание, собрание сведений об учреждении, движении и судьбе этих воинских регалий. Это результат огромной работы со множеством разнообразных источников, порой труднодоступных, порой противоречащих друг другу. Здесь приведено более тысячи цветных изображений русских знамен, штандартов, флагов, бунчуков и пр., чего никому и никогда в одной книге видеть еще не приходилось. Представлены знамена не только известных — гвардейских или полевых частей, но и частей гарнизонных, запасных, местных, различных команд и пр., а также знамена учебных заведений.
Особую трудность для изучения и вместе с тем немалый интерес представляет движение знамен. Зачастую отдельные роты или батальоны существовавших полков поступали для формирования новых частей со своими знаменами. Какие-то знамена утрачивались по различным причинам, некоторые позже возвращались, Одни сдавались в арсеналы, другие продолжали храниться в полках. Добавлялись надписи на полотна, убирались прежние... Понятно, что в таком массиве информации неизбежны отдельные пропуски, неточности. Нельзя забывать и о том, что труд готовился за рубежом и много лет назад.
Несомненно, уже существуют работы специалистов по отдельным вопросам, уточняющие и дополняющие изложенные здесь сведения. Это, однако, нисколько не умаляет значение настоящего издания как наиболее полного и уникального источника. При его подготовке исправлены замеченные технические ошибки, по возможности сохранен живой язык оригинала. Иллюстрации воспроизводятся репринтом и предстают такими, какими их выполнил автор. В художественном отношении их нельзя назвать совершенными: Владимир Владимирович не был профессиональным живописцем или графиком. В то же время он максимально точен в передаче цветовой гаммы, пропорций и содержания объектов изображения.
Следует помнить, что боевые знамена и штандарты — это святыни, символы чести и доблести войск. Опаленные огнем сражений, обагренные кровью воинов, они свидетельствуют о жертвенности и подвигах Армии, несут на себе отпечаток великой русской истории. Под этими знаменами Россия в веках одерживала победы, расширяла границы, утверждала державность, отстаивала свободу и независимость. Поэтому труд В.В.Звегинцова, рожденный его подвижничеством, талантом, любовью к Родине, имеет не только исключительное научно-просветительское значение, но и содержит глубокий государственно-патриотический смысл.

А.И.Таланов


РЕПОРТАЖ О ПРЕЗЕНТАЦИИ КНИГИ


Наталия Клевалина
ИСТОРИЯ ФОНДА № 34

26 июня в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» состоялась презентация книги Владимира Звегинцова «Знамена и штандарты русской армии» (Русский путь, 2008).
Работа по изданию этого фундаментального труда была проведена в рекордно короткие сроки. Всего два года назад сыновья Владимира Владимировича Звегинцова Степан и Николай передали в дар БФРЗ уникальный семейный архив: документы своего деда-кавалергарда, своего прадеда и своей бабушки, которая была фрейлиной государыни Александры Фёдоровны, а в годы Первой мировой войны — сестрой милосердия на фронтах. И, конечно, 19 альбомов Владимира Звегинцова, которые директор Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» и глава издательства «Русский путь» Виктор Александрович Москвин назвал жемчужиной архива БФРЗ.
Как рассказал научный редактор книги Александр Таланов, крестник Владимира Звегинцова, уже более 20 лет назад труды униформолога стали проникать в СССР в виде черно-белых копий и были известны специалистам. «Такие труды — подлинная и долговечная наша национальная гордость», — добавил он.
«Для нашего издательства это одна из вершинных книг», — сказал, открывая презентацию, Виктор Москвин, сопоставив издание труда Звегинцова лишь с «Онегинской энциклопедией», также вышедшей в «Русском пути». Виктор Александрович выразил надежду, что «Знамена и штандарты» будут лишь первым томом серии, ведь Звегинцов занимался также исследованиями в области униформы русской армии.
Игорь Владимирович Домнин, ответственный редактор книги и руководитель творческого коллектива, назвал деятельность Владимира Звегинцова «проявлением деятельного патриотизма». Он рассказал о том, какими мечтал видеть автор свои изданные труды. А хотел Владимир Звегинцов, чтобы его рисунки были опубликованы прежде всего в подлинном своем формате, что издатели и сделали.
Андрей Викторович Логинов, представитель Правительства РФ в Государственной думе, и Андрей Степанович Кигим, президент Российского союза автостраховщиков, чьими стараниями были изысканы средства на издание труда, подчеркнули то значение, которое книга будет иметь для потомков, для их исторической памяти.
«Отец считал себя компилятором, — поведал собравшимся Степан Звегинцов. — Но труд, который мы видим сегодня, - профессиональный, выполненный на высоком уровне».
«Эта книга — часть нашей жизни», — добавил младший сын автора труда Николай. Обращаясь к Виктору Москвину, он сказал: «Мы отдали часть нашей жизни вам. Сегодня вы нам ее вернули, причем в таком виде, что у меня просто нет слов! Огромное вам семейное спасибо».
В завершение вечера Инна Розанова, заведующая отделом архивно-музейного хранения БФРЗ, кратко рассказала о работе по описанию материалов и передала Виктору Москвину завершенную опись фонда № 34, где хранятся документы семьи Звегинцовых и альбомы знаменитого русского историка. Папка с описью была торжественно вручена Виктором Москвиным сыновьям Владимира Владимировича. «Это почетная миссия для историка-архивиста — погрузиться в подобную работу», — добавила И.Розанова.
Книга поступила в продажу в магазин «Русское Зарубежье». Двести пронумерованных экземпляров выполнены в переплетах из натуральной кожи, что является мечтой любого библиофила.
Выражаем надежду, что история фонда номер 34 только начинается.


 

РЕЦЕНЗИИ


Елена Еремеева
«Знамена и штандарты Русской армии»


Презентация книги В.В.Звегинцова «Знамена и штандарты Русской армии» прошла в Москве в Библиотеке-Фонде «Русское Зарубежье».
Материалы книги представляют собой единственное на сегодняшний день в России фундаментальное исследование: описание существовавших образцов знамен, штандартов, флагов, сведения об учреждении, движении и судьбе этих воинских регалий, а также их изображение (около двух тысяч рисунков). Это первое типографское, в цвете, издание классического труда, созданного выдающимся военным историком В.В.Звегинцовым (1914–1996) в эмиграции.
Его наследие относится к ярчайшим образцам русской военной и общей культуры, представляя собой ту научную почву, на которой вырастают поколения исследователей.
В.В.Звегинцов родился в Царском Селе в семье офицера Кавалергардского Ее Величества полка. Расформированный в начале 1918 году полк возродился в рядах Добровольческой Армии. В ноябре 1920 году семья Звегинцовых покинула Крым вместе с белым воинством. Вехами изгнания были: Константинополь, Сербия, Италия. В 1928 году Звегинцовы переехали в Париж.
В 1935 году В.В.Звегинцов получил высшее экономическое образование, окончив Коммерческую школу в Швейцарии, и опять вернулся в Париж. В семье господствовал дух служения России и свято хранились традиции. Его отец В.Н.Звегинцов — боевой офицер, военный писатель, полковой летописец. Доступность вывезенных из России материалов и реликвий подвигнули Владимира Владимировича взяться за титаническую работу по истории русской армии. В середине 1930-х годов он собрал и классифицировал около 1200 русских военных песен. В 1959–1980 годах вышли в свет главные труды В.В.Звегинцова, в том числе «Знамена и штандарты русской армии от XVI века до 1914 г.», «Русская армия» (8 томов на русском и французском языках). В.В.Звегинцов скромно считал себя «любителем» и «компилятором», но специалистами он признан «последним патриархом отечественной униформологии».