Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная  Интернет-магазин  Зарубежная литература
Эшенбах, Вольфрам фон. Парцифаль

Эшенбах, Вольфрам фон. Парцифаль

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2004
Число страниц: 352
Переплет: твердый
ISBN: 5-85887-180-1
Размер: 207х146х22 мм
Вес: 440 г.
Оценить (Нет голосов)
Нет в продаже
238 р.

Описание

За всеми сюжетными хитросплетениями монументального романа Вольфрама фон Эшенбаха, написанного в первом десятилетии XIII века и объединяющего множество сюжетов и историй, просвечивает одна великая и вечная история спасения. Путь Парцифаля — спасителя рыцарства Грааля — путь его самопознания, самоопределения по отношению к высшим христианским ценностям. Спасая себя, свою душу от бездны отчаяния и неверия, главный герой спасает и других.


СОДЕРЖАНИЕ


А.Е. Махов
«Рассказ о верности пойдёт...»
Вольфрам фон Эшенбах и его роман  

Вольфрам фон Эшенбах
ПАРЦИФАЛЬ  

А.Д. Михайлов
Примечания  

 

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


«Рассказ о верности пойдёт...»
Вольфрам фон Эшенбах и его роман

Великий рассказчик минувшего столетия, Хорхе Луис Борхес, однажды обнаружил, что историй всего четыре. Всякому, кто берется рассказывать историю, даны лишь четыре канвы, которые и приходится расшивать все новыми узорами.
Однако четыре истории — не так уж мало: в гораздо более трудном положении был другой великий рассказчик, живший семью веками раньше — Вольфрам фон Эшенбах. Для него, глубоко верующего христианина, существовала в конечном счете только одна история, достойная рассказа, — история спасения человеческого рода. И как бы ни был внешне далек его роман от этой первоначальной истории, именно ее рассказывает нам Вольфрам, хитроумно варьируя и как бы множа сам мотив спасения, который повторяется многократно, отзываясь эхом: после всех перипетий и приключений избавлен от страшного проклятия король Анфортас, спасен его род, спасены рыцари Грааля, спасает свою душу сам Парцифаль — одновременно и хулитель Бога, и спаситель Анфортаса; наконец, язычник Фейрефиц, единокровный брат Парцифаля, принимает в конце романа крещение и с ним «прощение» от Бога — в этом последнем акте спасения, как в мажорном финальном аккорде, окончательно разрешаются все диссонансы повествования. Повторы и переклички мотива образуют внутреннюю музыку романа — и как тут не вспомнить, что именно в эпоху Вольфрама полифоническая музыка переживает свой первый расцвет, а «застывшая музыка», архитектура, в готических соборах бесконечно варьирует свои мотивы — не звуковые, но геометрические.
Если литература и в самом деле бедна сюжетами, то она ими не исчерпывается — вольфрамовский «Парцифаль» не оставляет нам в этом никаких сомнений. Простой в основе своей мотив подвергнут здесь сложнейшей литературной разработке (о чем свидетельствует уже размер романа — 24810 строк), а роман являет собой торжество рассказчика, по прихоти которого читатель с головокружительной быстротой переносится с языческого Востока на христианский Запад, из кельи отшельника — ко двору монарха, с поля битвы — к любовному ложу, никогда не зная, где он окажется на следующей странице.
К сожалению, нам почти ничего не известно о человеке, который стоит за этим своевольным повествователем. Как и многие другие поэты своей эпохи, Вольфрам фон Эшенбах не упоминается в исторических источниках. Все сведения о нем почерпнуты из литературных текстов, главным образом — из его собственных произведений <...>
Наследие Вольфрама включает, помимо «Парцифаля», лирику в духе миннезанга и два эпических произведения: «Виллехальм» (о войне между языческим королем Террамером и Виллехальмом, маркграфом Оранжским) и «Титурель» (попытка развернуть в самостоятельный эпос побочную линию «Парцифаля» — историю любви Сигуны и Шионатуландера; эпос, не завершенный Вольфрамом, был продолжен в XIII в. неким Альбрехтом и в этом виде получил название «Титурель Младший»). «Парцифаль» — первый эпос Вольфрама, оставшийся самым значительным его достижением <...>
«Парцифаль» — роман о человеческой судьбе и о нечеловеческой, высшей силе: первую олицетворяет главный герой — Парцифаль, вторую — Грааль <...>

Вольфрам, враг всякой неподвижности и окончательности, не хотел, чтобы его история стала книгой. Он — рассказчик, а не писатель: «Кто хочет, чтобы я рассказывал историю дальше, — говорит он в одном из отступлений, — не должен смотреть на нее как на книгу. Я ничего не понимаю в чтении и писании». Интуитивная антипатия к законченной форме книги не обманула поэта: его роман пересказывали, продолжали, варьировали, до тех пор, пока в 1477 г. он не был издан. Превращение «Парцифаля» в книгу положило начало его забвению, длившемуся почти три века. В 1753 г. Иоганн Якоб Бодмер издал стихотворный (гекзаметром) пересказ романа, позднее к нему обращаются романтики: Фридрих де ла Мотт-Фуке пишет драму (не опубликованную) на его сюжет. Но подлинным вторым рождением вольфрамова детища стала одноименная «торжественная сценическая мистерия» Рихарда Вагнера (поставлена в 1882 г.). В музыкальной драме Вагнера Парцифаль — «чистосердечный глупец, состраданием знающий», — совсем иной, чем у Вольфрама: это герой христианского отречения и подвижничества, проникнутый безмерным сочувствием к мукам ближних. И все-таки, даже и переделав на свой лад образ главного героя, Вагнер оказал несомненную услугу поэту: он спас его историю от книжного окаменения, и «Парцифаль» вновь ускользнул из неподвижной формы книги, столь не любимой Вольфрамом, — в ту изменчивую стихию музыки, который изначально был наполнен его устный рассказ.

А.Е. Махов