Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Чернявская Е.А. Рассказы о моей жизни / Елизавета Чернявская; [сост., лит. запись, предисл., и подгот. текста С.Б. Чернявской].

Чернявская Е.А. Рассказы о моей жизни / Елизавета Чернявская; [сост., лит. запись, предисл., и подгот. текста С.Б. Чернявской].

Автор(ы): Чернявская Е.А.
Издательство: Вифсаида
Год выпуска 2015
Число страниц: 96
Переплет: мягкий
ISBN: 978-5-9903480-6-6
Размер: 200×157×33 мм
Вес: 160 г.
Голосов: 3, Рейтинг: 3.17
Нет в продаже

Описание

В книге впервые подробно рассказывается о жизни и трагической судьбе заслуженного художника России Елизаветы Александровны Чернявской (1904–2005), публикуются ее рассказы о жизни. В приложении даны материалы из семейного архива Чернявских, воспоминания родных и коллег художницы.
Издание иллюстрировано репродукциями работ Е.А. Чернявской.

Эту книгу вы можете приобрести в книжном магазине «Русское зарубежье»: www.kmrz.ru 


ИЛЛЮСТРАЦИИ


СОДЕРЖАНИЕ



С.Б. Чернявская. Непризнанный академик

Елизавета Чернявская
Рассказы о моей жизни

Иоанн Кронштадтский
Джо
Обида и праздник
Утиное горе
Арахис
Пчела
Бицка и Булька
Землетрясение
Павлик Шуберт
Подуровские
Страх
Семья Виноградовых
Александра Николаевна Жукова
Встреча с М.В.Нестеровым и П.Д.Кориным
«Недоразумение»
Как я попала к воровкам
Паук
Смеяться или плакать?
Человеческие существа
Чудо, что осталась жива
Маленький эпизод
Монашки
На Бога надейся, да сам не плошай
Луна-фонарь
Печальная история
Вербовы
Счастье узников
Нательный крест
Тайга
Доброе дело
«Опасный элемент»
Воспоминания о П.Д.Корине
Забавный случай
Бывает и так
Княгиня Волконская
Сила жизни
Огорчение
Королева Непала

Приложения
ИЗ АРХИВА СЕМЬИ ЧЕРНЯВСКИХ
Письма, документы, воспоминания

I. Реабилитация

1. Заявление Е.А.Чернявской в Генеральную прокуратуру РСФСР о получении паспорта и справки об освобождении. Красноярск
2. Письмо прокурора отдела по надзору за следствием в органах госбезопасности Генеральной прокуратуры СССР 
к Е.А. Чернявской с сообщением о погашении судимости. Москва. 17 июля 1965
3. Справка Генеральной прокуратуры СССР о реабилитации Е.А.Чернявской. Москва. 4 декабря 1992

II. Венская Академия изобразительных искусств и Союз художников РСФСР

1. Копия свидетельства об окончании Е.А.Чернявской в 1932 году спецкурса венской Академии изобразительных 
искусств и присуждении звания академического художника. Вена. 18 октября 1962
2. Справка венской Академии изобразительных искусств о награждении Е.А.Чернявской в 1932 году похвальным 
листом. Вена. 18 октября 1962
3.  Справка П.Д.Корина для приёма Е.А.Чернявской в Союз художников РСФСР. Москва.  5 октября 1960
4. Рекомендация  П.Д.Корина  для приёма Е.А.Чернявской в Союз художников РСФСР. Москва.  9 ноября 1962
5. Ходатайство Союза художников РСФСР в Калужское отделение Союза художников РСФСР о поддержке и помощи Е.А.Чернявской. Москва. 10 ноября 1962

III.  О жизни и творчестве Е.А.Чернявской

1. [«…Чернявская занимает особое место»]: Отзыв сотрудников Обнинского краеведческого музея
2.  В.А. Рычкова. [«Сколько радости в картинах Е.А.Чернявской…»]
3. Е.Д. Пахомова. [«Счастливый случай свёл меня с Елизаветой Александровной …»]
4.  Е.В.  Соколова. [«Зачарованность природой…»]


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ

Елизавета Александровна Чернявская родилась в городе Скобелеве (ныне Фергана) Туркестанского края 5 сентября (23 августа) 1904 года. Там же окончила гимназию, занималась музыкой, языками, проявляла способности в рисовании. В 1920 году семья переехала в Ташкент, здесь Елизавета поступила в краевые Художественные центральные мастерские подмастерьем-студенткой. В 1923 году семья переехала в Петроград, где Елизавета была принята в Государственно-ремесленные учебные мастерские. Художественное образование Е. Чернявская продолжила в Москве, куда перебралась семья в 1924 году. Молодая художница познакомилась с живописцем М.В. Нестеровым, и он рекомендовал её своему ученику П.Д. Корину, который проводил занятия в студии при Музее изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). В 1927 году из-за тяжёлой болезни Елизавета была вынуждена выехать в Австрию, в город Вену, к сестре, проживавшей там с мужем. После выздоровления, поняв, что возврата в Россию нет, в 1931 году она поступила в венскую Академию художеств, успешно окончила её с почётным дипломом и получила звание «академический художник». Её работы, написанные в Австрии, получили известность, экспонировались в галереях. К сожалению, часть работ того периода погибла, другие находятся в частных коллекциях.

В 1945 году советские войска вошли в Вену, Елизавета Чернявская была арестована смершевцами и осуждена по 58-й статье. Затем — десять лет ГУЛАГа. Столь печальную участь разделили с ней многие соотечественники. «Мне везёт на хороших людей» — не раз слышала я эту фразу от Е.А. Чернявской. По воле случая рядом с ней оказались опальные интеллигенты — музыканты, литераторы, учёные. Духовное общение продолжалось, несмотря ни на что. Она панически боялась потерять форму — профессиональные навыки и здоровье. Поставила себе за правило — каждый день обливаться холодной водой и делать карандашные наброски, экономя драгоценную бумагу. Это помогло выжить, выстоять.

В 1956-м освобождена и направлена на поселение в Красноярск. Здесь она трудилась в Государственном красноярском педагогическом институте на кафедре ботаники. Под руководством профессора Л.М. Черепнина выполняла сложнейшие графические работы — рисунки растений тушью, в том числе с помощью микроскопа. Так возникла серия работ, которые вошли в книгу «Флора южной части Красноярского края». Со студентами она ходила в научные экспедиции по тайге, в горы, находила исчезающие виды растений и все, что видела, зарисовывала, а позже красками наносила на картонку, фанеру или, если находился, на холст. Так, растение аистник или, как его еще называют, татарник, татарские румяна, она нашла в горах, а ведь считалось, что этот вид полностью исчез. Этот нежный цветок нарисован на многих ее картинах. И — небывалый случай — её, арестантку, отпустили на несколько дней в Москву, в МГУ, представить свои работы. Позже они вошли в Красную книгу. 

В Красноярске она продолжала работать маслом, акварелью, темперой, отреставрировала картину под названием «Озеро горных духов», бывшую в очень плохом состоянии: грязная, ободранная, отсыревшая. Елизавета Александровна продлила ей жизнь на многие десятилетия. В краеведческом музее Красноярска до настоящего времени экспонируются картины Е.А. Чернявской и радуют посетителей живыми красками, свежестью цветов и изящной графикой. 

В 1997 году в Москве, в Третьяковской галерее на Крымском Валу, прошла выставка картин из музеев города Красноярска. Для Елизаветы Александровны это было приятным воспоминанием. После этой выставки восстановилась переписка с краеведческим музеем города Красноярска. Её там помнили и были рады, что она пребывает в здравии и благополучии. Прислали цветные фото с её картин, что висят у них в музее. 

В своё время, возвращаясь из ссылки, бывшие заключённые везли свой скарб, а она везла из Красноярска камни, книги, рисунки, наброски. Такая тяжесть, но они для неё много значили. В Хакасии есть отроги Саян, как говорят сами жители, от них образовались огромные скалы — камни-валуны, похожие на изображения людей. Одна из работ Елизаветы Александровны, «Улыбка хакасского камня-скалы», — прекрасная картина. Таких работ у неё несколько. В Калужском краеведческом музее, картинной галерее её имени в Малоярославце и семейном собрании. Смотришь на картину и видишь в ней улыбающееся лицо деда. Очень впечатляет. А какая подборка красок. Все эти краски она готовила сама. До конца своих дней была предана искусству. 

В начале 1960-х, после освобождения, Е.А. Чернявская около двух лет нелегально проживала в Москве у своего учителя П.Д. Корина. Так как ей был определён 101-й километр от столицы, она поселилась в Малоярославце. 

Но и здесь она оказалась снова без жилья. Женщина, которая её прописала, как говорила Елизавета Александровна, была не очень уютная, и ей приходилось снимать угол или бывать наездами в Москве у знакомых, друзей, родных, ночевать на вокзале. За тарелку супа, за тепло отдавала свои работы, пока в Малоярославце не оценили её труд. 

И только благодаря участию этих людей и многих друзей, которые поддерживали и помогали ей чем только возможно, она смогла не только выжить, но и участвовать в открытиях своих выставок, иметь учеников, преподавать в художественной школе, ходить по калужскому краю с тяжёлым мольбертом, подаренным ей любимым учителем П.Д. Кориным. Она обошла все окрестности Малоярославца и его пригороды. Превозмогая боль, усталость и голод, старалась зарисовать всё для неё интересное и удивительное, пока ещё оставались какие-то силы. 

Большое участие она принимала в открытии краеведческого музея в городе Обнинске, где немало её рисунков и работ. И в Малоярославце, в Военно-историческом музее 1812 года, она не оставалась в стороне. И открытия выставок, и обустройство музея, где также выставлены её рисунки и работы, проходили тоже не без её участия. Сегодня картины Е.А. Чернявской украшают музеи и картинные галереи Калуги, Обнинска, Малоярославца, Тарусы, Австрии, Германии. Две её работы были представлены в сборнике «Русский натюрморт», изданный в Румынии. Но у неё по-прежнему не было своего жилья. Только после того, когда ждали приезда делегации из Германии, ей дали квартиру, а это были уже 1970-е годы. 

На небольшую свою зарплату она покупала журналы, газеты, книги. Старалась передать свои знания ученикам, которых у неё было множество. Вместе со своими друзьями-художниками Д.Д. Жилинским, его женой Н. Жилинской и В. Шаховским ездила в Калугу на открытие своих выставок и по приглашению на выставки других художников. Д.Д. Жилинский, как и Е.А. Чернявская, был учеником П.Д. Корина. Елизавета Александровна уже жила в Москве, когда Дмитрий Дмитриевич приехал её проведать. Был рад за неё, что она не одна. Уходя, он сказал мне: «Сусанна, быть помощником и другом таких людей, как Елизавета Александровна, — тернистый путь, я желаю вам удачи».

С большими трудностями (невзирая на помощь Павла Дмитриевича Корина, его характеристику и рекомендации от Дмитрия Жилинского, Иллариона Голицина) Е.А. Чернявская в 1968 году наконец была принята в Союз художников СССР. <...>