Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Смольяков А.Ю. Тот самый ГИТИС

Смольяков А.Ю. Тот самый ГИТИС

Автор(ы): Смольяков А.Ю.
Издательство: Алгоритм
Год выпуска 2004
Число страниц: 288
Переплет: твердый
Иллюстрации: цв. вкл. 32 с.
ISBN: 5-9265-0141-5
Размер: 206×134×20 мм
Вес: 400 г.
Оценить (Нет голосов)
Нет в продаже

Описание

Ведущие педагоги знаменитого театрального вуза, среди которых немало звездных имен, размышляют в книге о прошлом и настоящем ГИТИСа, вспоминают забавные случаи. Не остаются без внимания и серьезные проблемы, которые необходимо сегодня решать коллективу института.
Книга адресована всем, кого интересует прошлое, настоящее и будущее отечественного театра. Использованы уникальные фотоматериалы, большая часть которых публикуется впервые.


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие,
в котором объясняется, почему о ГИТИСе можно и нужно писать роман

Глава I. Его величество Режиссер
   Б.Г. Голубовский
   М.А. Захаров
   Л.Е. Хейфец

Глава II. Тайны театроведческого факультета. Аналитики или ваятели легенд?
   А.Г. Образцова
   И.Л. Вишневская
   В.Ю. Силюнас
   А.В. Бартошевич
   Б.Н. Любимов

Глава III. Революция в музыкальном театре
   Г.П. Ансимов
   Д.А. Бертман

Глава IV. Мог бы Петипа поставить дефиле и где бы его могли этому научить?
    Е.П. Валукин
    Н.Ф. Дементьева
    А.Н. Шульгина
    Ф.Н. Хачатурян

Глава V. Как в ГИТИСе появились МЕНЕДЖЕРЫ, хотя тогда никто не знал такого слова
    Ю.А. Орлов
    Г.Г. Дадамян

Глава VI. Сценография как миропонимание
   С.М. Бархин

Глава VII. Что называть эстрадным концертом?
   Л.И. Тихвинская

Глава VIII. Ради них придуман ГИТИС…
   П.О. Хомский
   В.А. Андреев
   А.В. Бородин

Указатель имен


ПРЕДИСЛОВИЕ,

в котором объясняется, почему о ГИТИСе можно и нужно писать роман

…А почему, собственно, нельзя? Чем роман хуже повести, рассказа или поэмы? Как красиво: «Поэма о ГИТИСе»! Начиналась бы она, к примеру, так:

    Хотел Гаврила стать актером,
    Гаврила в ГИТИС поступал…

   Но у нас все-таки будет именно роман. Во-первых, потому, что учебное заведение с более чем вековой историей, несомненно, заслуживает романа. Владелец любого коттеджа или загородного дома будет счастлив иметь такую входную дверь. Подробнее об элитных дверях. Во-вторых, роман – жанр, увлекательный, а следовательно, «Роман о ГИТИСе» будут читать не только составители энциклопедий, которым нужно будет разбавить дежурные фразы «образован, возглавил, переименован» несколькими живыми деталями, но и студенты, выпускники, а возможно и преподаватели ГИТИСа. Наконец, история ГИТИСа настолько увлекательна и полна интересных, любопытных, примечательных, забавных, трагических, малоизвестных фактов, что становится очевидно: о ГИТИСе можно писать только роман!
   Очень быстро стало понятно, что написать роман о ГИТИСе (цени мою откровенность, читатель!) один человек не в состоянии. Во всяком случае, если это выпускник ГИТИСа и он не собирается бросать все свои занятия, удаляться от людей и «в тишине и тайне» ваять свой труд. Поэтому автор этих строк решил пойти путем, может быть, не слишком оригинальным, но зато проверенным. Роман будет написан коллективно. Роман в диалогах.
   В своих разговорах мы обычно двигались по оси времени, начиная с момента прихода в ГИТИС и до сегодняшнего дня. Понятно, что одни и те же исторические события люди разных поколений воспринимали по-разному. При редактуре мы принципиально не пытались свести все к единому знаменателю. Пусть у читателя будет возможность увидеть спектр мнений – иногда спорных, иногда субъективных, но высказанных искренне и даже со страстью.
   Тема наших встреч была заявлена – ГИТИС, – но русло, по которому текла беседа, определяли сами собеседники. Кто-то вспоминал своих учителей. Кто-то размышлял о современном студенте. Кто-то говорил о перспективах развития театрального образования. Но ведь и одно, и другое, и третье, и многое другое – все это и складывается в понятие «ГИТИС».
   В процессе работы над «романом» возникло название «Тот самый ГИТИС». Ведь у каждого есть свой ГИТИС, но есть и нечто «то самое», что объединяет всех студентов и педагогов Российской академии театрального искусства.
   Итак…


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН


Алперс Борис Владимирович (1894—1974), критик, театровед, доктор искусствоведения; профессор ГИТИСа с 1943 года – 13, 72, 73, 80, 82, 84, 104, 153, 272
Андровская Ольга Николаевна (1898—1975), актриса – 91, 97
Анисимова-Вульф Ирина Сергеевна (1906—1972), актриса, режиссер – 272, 273
Асеев Борис Николаевич (1909—1983), театровед, доктор искусствоведения; профессор ГИТИСа с 1959 года – 34, 38, 54, 90, 101, 104, 190
Баратов Леонид Васильевич (1895—1964), режиссер; профессор ГИТИСа с 1947 года – 107—110, 112, 115, 232
БахрушинЮрий Алексеевич (1896—1973), критик, историк балета – 142, 152, 153
Берсенев Иван Николаевич (1889—1951), режиссер и актер; профессор ГИТИСа с 1939 года – 13, 14
Бояджиев Григорий Нерсесович (1909—1974), критик, театровед, доктор искусствоведения; профессор ГИТИСа с 1960 года – 37—40, 43, 44, 55, 56, 60, 63, 71—73, 80—82, 84, 90, 99, 104, 160, 262, 264, 272
Васильева-Рождественская Маргарита Васильевна (1889—1971), балерина; профессор ГИТИСа с 1962 года – 142, 143, 155, 156, 160, 163, 164, 168
Вронская Варвара Алексеевна (1897—1983), актриса – 247, 250, 261, 266
Герман Макс (1865—1942), немецкий историк и теоретик театра и литературы – 185, 198
Гвоздев Алексей Александрович (1887—1939), театровед, литературовед – 198
Гончаров Андрей Александрович (1918—2001), режиссер; профессор ГИТИСа с 1966 года – 7, 8, 10, 19, 20, 27, 28, 38, 52, 79, 91, 102, 168, 169, 171, 174, 217, 261, 262, 264—266, 268
Горчаков Николай Михайлович (1898—1958), режиссер, доктор искусствоведения; профессор ГИТИСа с 1939 года – 35, 79, 107, 108
Дикий Алексей Денисович (1889—1955), режиссер и актер – 8
Дживелегов Алексей Карпович (1875—1952), литературовед, театровед; профессор ГИТИСа с 1930 года – 34, 38, 46—48, 80, 85, 104, 203, 264
Дягилев Сергей Павлович (1872—1929), театральный деятель – 155, 191, 210, 211
Завадский Юрий Александрович (1894—1977), режиссер и актер; профессор ГИТИСа с 1947 года – 15, 30, 35, 37, 79, 91,141, 150, 254, 255, 272—274, 276
Захаров Ростислав Владимирович (1907—1984), балетмейстер, доктор искусствоведения; профессор ГИТИСа с 1951 года; основатель и заведующий кафедрой хореографии (1946—1984) – 141, 143, 145, 146, 149, 150, 154, 155, 157, 170
Исаев Сергей Александрович (1951—2000), философ, театровед, доктор философских наук; профессор ГИТИСа с 1993 года; ректор ГИТИСа (1988—2000) – 86, 102, 103, 105, 132, 204, 216, 217
Каверин Федор Николаевич (1897—1957), режиссер; профессор ГИТИСа с 1949 года – 8, 215
Кнебель Мария Осиповна (1898—1985), актриса, режиссер, теоретик театра; профессор ГИТИСа с 1960 года – 24—27, 29, 72, 79, 91, 203, 248, 250, 272, 273, 276
Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868—1959), актриса – 49, 97
Конский Григорий Григорьевич (1911—1972), актер, режиссер; профессор ГИТИСа с 1965 года – 15, 16, 250, 266
Крымова Наталья Анатольевна (1930—2003), критик, театровед – 104, 217
Лавровский Леонид Михайлович (1905—1967), балетмейстер; профессор ГИТИСа с 1952 года – 143, 145, 146, 150, 156, 160—162
Лапаури Александр Александрович (1926—1975), балетмейстер; профессор ГИТИСа с 1972 года – 144, 156
Лесли Платон Владимирович (1905—1972), режиссер – 16, 266
Левертов Владимир Наумович (1929—1996), режиссер; профессор ГИТИСа с 1993 года – 22, 276
Лобанов Андрей Михайлович (1900—1959), режиссер; профессор ГИТИСа с 1948 года – 18, 215, 259—263
Луначарский Анатолий Васильевич (1875—1933), государственный деятель, писатель, драматург, критик – 204, 206
Марков Павел Александрович (1897—1980), критик, театровед, режиссер, доктор искусствоведения; профессор ГИТИСа с 1943 года – 55, 62, 63, 80, 88, 90, 93, 95—99, 101, 104, 198, 203, 211, 246, 272
Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940), режиссер – 10, 12, 53, 72, 73, 112, 222
Мокульский Стефан Стефанович (1896—1960), критик, театровед, литературовед, доктор филологических наук; профессор ГИТИСа с 1937 года; директор ГИТИСа (1943—1948) – 41, 50, 80, 82, 83, 85, 104, 203, 264
Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858—1943), режиссер, писатель, критик – 15, 28, 29, 68, 70, 95, 97, 98, 129, 133, 147, 170, 179, 204
Орлов Василий Александрович (1896—1974), актер; профессор ГИТИСа с 1943 года – 91, 247, 266, 267
Охлопков Николай Павлович (1900—1967), режиссер и актер – 13, 17, 91
Петров Николай Васильевич (1890—1964), режиссер, доктор искусствоведения; профессор ГИТИСа с 1946 года – 79, 80
Попов Алексей Дмитриевич (1892—1961), режиссер, доктор искусствоведения; профессор ГИТИСа с 1940 года – 8, 24, 30, 79, 203
Попов Андрей Алексеевич (1918—1983), актер и режиссер, сын А. Д. Попова; профессор ГИТИСа с 1973 года – 27, 248, 249, 268
Радциг Сергей Иванович (1882—1968), литературовед – 50
Раевский Иосиф Моисеевич (1900/01—1972), актер и режиссер; профессор ГИТИСа с 1939 года – 9, 10, 15, 16, 91, 246, 247, 250, 266
Ростоцкий Болеслав Норберт Иосифович (1912—1981), критик, театровед; профессор ГИТИСа с 1948 года – 84, 190
Сахновский Василий Григорьевич (1886—1945), режиссер, театровед, доктор искусствоведения – 30
Станиславский Константин Сергеевич (1863—1838), режиссер, актер, теоретик театра – 28, 51, 68, 97, 98, 112, 127, 129, 133, 147, 158, 161, 170, 171, 179, 204, 237, 246, 247, 251, 254, 255, 262, 281
Тарасов Николай Иванович (1902—1975), балетмейстер; профессор ГИТИСа с 1962 года – 142—145, 157, 160, 168
Тарханов Михаил Михайлович (1877—1948), актер, доктор искусствоведения; брат И.М. Москвина; профессор ГИТИСа с 1939 года – 14, 30, 204, 260
Туманов (Туманишвили) Иосиф Михайлович (1909—1981), режиссер; профессор ГИТИСа с 1960 года – 27
Уланова Галина Сергеевна (1909/10—1998), балерина – 37, 150, 156
Фурцева Екатерина Алексеевна (1910—1974), государственный деятель; министр культуры СССР с 1960 года – 21
Шароев Иоаким Георгиевич (1930—2000), режиссер, основатель факультета эстрады; профессор ГИТИСа с 1977 года – 127, 217, 230—233
Эльяш Николай Иосифович (1916—1990), критик, театровед, профессор ГИТИСа с 1978 года – 152, 160, 190
Эфрос Абрам Маркович (1888—1954), искусствовед, театровед, литературный критик, переводчик – 38, 59, 63