Коровин К.А. Шаляпин: Встречи и совместная жизнь / Константин Коровин.
Голосов: 1, Рейтинг: 3.3 |
Описание
Воспоминания живописца, театрального художника, главного декоратора и художника московских театров К.А.Коровина (1861-1939) о многолетней творческой работе и дружбе с оперным артистом, солистом Большого и Мариинского театров и Метрополитен-опера Ф.И.Шаляпиным (1873-1938) впервые были опубликованы в Париже незадолго до смерти автора. Незаурядный литературный талант художника проявился в эмиграции — по оценкам критики. Коровин остается живописцем и в прозе. Мемуары пронизаны добродушным юмором, полны ностальгии по утраченной родине и повествуют не только о любимом друге, но и о собственной жизни художника.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей русской культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
Первое знакомство
В Нижнем Новгороде
В Москве
Свадьба
Частная опера
Шаляпин и Врубель
Конец Частной оперы
Обеду кн. Тенишевой
Возвращение в Императорские театры
Спектакль в честь Лубэ
Скандал
Весна
На отдыхе
Приезд Горького
На рыбной ловле
Фабрикант
На охоте
Купанье
1905 год
Слава
На репетициях
Камень
Антрепренерша из Баку
Деньги
Шаляпин и Серов
Когда Шаляпин не пел
Цыганский романс
«Демон»
На Волге
В Крыму
«Мир искусства». Шаляпин за границей
Дом в деревне
Октябрь
Отъезд
Первая встреча в Париже
Дегустатор
Странный концерт
Телеграмма
«Русалка»
Вспышка гнева
Антиквар
Домье
Молебен
Болезнь
Робость
На Марне
Последняя встреча
Дурной сон
РЕЦЕНЗИИ
Виктор Леонидов
Вышла книга Константина Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь»
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 06.04.2023
В московском издательстве «Русский путь» вышла книга Константина Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь» (М., 2023. 208 с.).
Дом русского зарубежья, конечно, не остался в стороне от только что прошедшего юбилея великого певца Федора Ивановича Шаляпина. В нашем Доме и сейчас проходит выставка «Я живу в искусстве и в России», вызывающая значительный интерес. На ней представлены, кроме других экспонатов, концертный костюм артиста и уникальная посмертная маска, которую подарила ДРЗ незабвенная Мария Ивановна Лифарь.
Однако ДРЗ сделал еще один подарок для тех, кому дорого имя Шаляпина. Только что в нашем издательстве «Русский путь» увидела свет книга замечательного живописца Константина Алексеевича Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь».
Интересно, что сейчас в Доме русского зарубежья проходит и другая выставка, вызвавшая просто невероятный интерес публики, — «Константин Коровин и его круг».
Они действительно очень дружили. И в России, и в эмиграции во Франции. Шаляпин, кого при жизни называли гением, и Коровин, о котором сегодня искусствоведы, не стесняясь, пишут: «Гениальный» и на выставки которого стоят огромные очереди.
В свое время, в советские годы, Илье Самойловичу Зильберштейну удалось издать очерки Коровина, выходившие в Париже в конце 1930-х годов, под названием «Константин Коровин вспоминает». Однако там, естественно, и в помине не было рассказов художника о большевистской власти и о подлинной обстановке в России после революции.
Именно поэтому настоящий взрыв читательского интереса породило в 2010 году появление в издательстве «Русский путь» двух томов воспоминаний и очерков Коровина «То было давно… там… в России…», куда вошли запрещенные ранее страницы, а также архивные записи художника.
Это издание и стало основой сегодняшней книги Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», где Коровин описывает свою дружбу с Шаляпиным.
Константин Алексеевич общепризнан как ведущий представитель русского импрессионизма. Широкими, мощными мазками он передавал саму свежесть воздуха и первые, непосредственные впечатления, будь то пейзаж или портрет человека. Так же ярко, сочно он и в прозе рисует Федора Ивановича Шаляпина.
Великий певец предстает перед нами веселым и страдающим, щедрым и порою скупым, раздражительным и в настроении. Но везде чувствуется его необыкновенно широкая натура и душевная мощь. Коровин рассказывает о дружбе с Серовым и Горьким, о том, как любил великий певец охоту и рыбалку и рвался на природу. Читаешь и словно видишь перед собой картину:
«На Ярославском вокзале мы все собрались. Публика поглядывала на могучую фигуру Федора Ивановича, одетого охотником, в высоких новых сапогах.
Когда сели в вагон, все были в хорошем настроении. В весенней ночи горели звезды. К утру приехали на станцию, сели в розвальни, покатили по талой дороге, объезжая большие лужи.
В глубине весеннего неба летели журавли, и лес оглашался пением птиц.
О молодость! О весна! О Россия» (С. 59).
Действительно, Коровин пишет, как будто набрасывает кистью краски на холст.
Шаляпин предстает на страницах разным, часто жалующимся на скудость гонораров. Но все равно остающимся безмерно русским.
«Он точно роль играл — человека души нараспашку; все на кого-то жаловался, намекал на горькую участь крестьян, на их тяжелый труд, на их бедность. Часто вздыхал и подпирал щеку кулаком» (С. 60).
Уверен, что воспоминания великого художника о гениальном артисте, ставшем символом России, вызовут очень большой интерес.