Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная  Интернет-магазин  Религия, богословие, философия
Выпуск 04. Дневник современного философа

Выпуск 04. Дневник современного философа

Издательство: МГИУ
Год выпуска 2009
Число страниц: 141
Переплет: мягкий
Иллюстрации: нет
ISBN: 978-5-2760-1741-9
Размер: 240х143х7 мм
Вес: 140 г.
Оценить (Нет голосов)
Нет в продаже
150 р.

Описание

В очередной номер брошюры из серии «Современная русская философия» вошли личные дневниковые записи философов — наших современников В.В.Бибихина, Г.Д.Гачева, К.С.Пигрова, С.Г.Семеновой. В истории русской философии и культуры значительную роль сыграли известные дневники — «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского, «Опавшие листья» В.В.Розанова, дневники Л.Н.Толстого, И.А.Ильина, о.Иоанна Кронштадского... В наши дни этот жанр имеет своих последователей.
Книга предназначена для всех, интересующихся вопросами философии.



СОДЕРЖАНИЕ


От издателя

В.Бибихин
Из дневников и писем

Г.Гачев
Из жизнемыслей последних лет (2005–2008)

С.Семенова
Из дневника 2005–2008

К.Пигров
Долгие прогулки с собакой


ОТ ИЗДАТЕЛЯ


Очередной номер брошюры из серии «Современная русская философия» посвящен жанру дневника — в этом его уникальность.
В современных условиях дефицита времени, когда формула «время — деньги» обрела особую актуальность, а деньги стали главной ценностью, мало кто пишет дневники (это требует ежедневного вдумчивого труда, причем бескорыстного), еще меньшее число авторов согласны опубликовать их. Между тем для жанра дневника характерно то, чего так не хватает в окружающей жизни, — предельная искренность, откровенность высказывания в сочетании с глубокими размышлениями над общезначимыми духовными проблемами. Дневники философов — наших современников напоминают нам об исконной сущности философии, сформулированной еще Сократом, как стремления к мудрости, умения в повседневности, бытовой банальности обрести мудрое отношение к жизни.
В книгу вошли дневники четырех философов — В.В.Бибихина, Г.Д.Гачева, С.Г.Семеновой, К.С.Пигрова.
Сборник открывает подборка «Из дневников и писем» В.В.Бибихина; она датируется 1991 и 1992 гг. Биографы Владимира Вениаминовича отмечают, что на 90-е годы приходится его «пик славы», которая совпала с кратким периодом чрезвычайной востребованности философии в постсоветской России. Это было очень живое время, когда люди активно ходили на лекции, читали книги, и сам принцип рационального мышления, культивируемый на лекциях В.В.Бибихина, воспринимался как освобождение от диктата тоталитарной власти. О драматическом и напряженном времени начала 90-х повествуется в публикуемых дневниковых записях В.В.Бибихина.
Дневниковые записи Г.Д.Гачева и С.Г.Семеновой охватывают один период — 2005–2008 гг.; это последние годы жизни Г.Д.Гачева. Будучи мужем и женой, они часто писали об одних и тех же событиях, но воспринимали их по-разному; в связи с этим возникает уникальная перекличка двух текстов. Дневник С.Г.Семеновой кончается записями, посвященными гибели Г.Д. Через весь ее текст проходит тема «смертности» — и такой финал, когда рассуждения о смертности переходят в конкретные переживания по поводу смерти близкого человека, придает цельность всему материалу. Кроме того, конец дневника С.Г.Семеновой соприкасается с дневником Г.Д.Гачева, одна из главных тем которого «Жить в векторе Исчезновения».
Завершают сборник дневниковые записи К.С.Пигрова, который является активным апологетом самой идеи ведения дневника. К.С.Пигров утверждает глубинную связь философии с дневником как средством самопознания: «Дневник в момент написания фиксирует ситуацию индивидуального кризиса. В данном случае он не очень виден, так как заслонен кризисом мировым. Но индивидуальный кризис присутствует, он в том, что следует человеку делать. Ситуация выбора. В раздвоении, даваемом дневником, выбор различных стратегий возможен потому, что возможна рефлексия. Можно посмотреть на себя со стороны. Дневник не только позволяет в кризисные минуты овладеть своим сиюминутным настроением, но он дает возможность взглянуть на ситуацию с точки зрения вечности, и, в конечном счете, стать тем, кем ты действительно являешься. Таким образом дневник позволяет быть конструктивным как в социальном, так и в личном кризисе. Он организует труд, стимулирует терпение, он позволяет рассчитать авантюру» (К.С.Пигров. Дневник: диалог с самим собой / Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. СПб, 2002).


РЕЦЕНЗИИ

«Вспоминай о спасительности чтения»

Литературная газета №31 (6235), 29.07.2009 г.

Книга действительно составлена из дневниковых записей, разных по тону, стилю, настроению, но сходных по глубине мышления и важности затрагиваемых тем. Подборка «Из дневников и писем» В.В.Бибихина (1938–2004) относится к 1991–1992 гг. и воскрешает в памяти читателя жуткую атмосферу тех лет. Что-то выправилось, ушло, будем надеяться, навсегда, а вот эти слова об «осовременивании» театра до сих пор звучат актуально: «Со сцены загнанные тщеславные создания выкрикивают в притемнённый зал с чистыми детскими личиками — или уже не совсем чистыми — глупые и грубые слова… Двести или триста свежих молодых душ, молодых лиц получили крепкую порцию стойкого яда, вытолкнуты к отчаянию и слепоте».

Дневниковые записи Г.Д.Гачева и С.Г.Семёновой охватывают период 2005–2008 гг. Будучи мужем и женой, они часто писали об одном и том же, но по-разному. Благодаря этому возникает удивительная перекличка двух текстов. Завершается диалог внезапно и горестно — страницами из дневника Светланы Григорьевны, посвящёнными гибели Георгия Дмитриевича.

К.С.Пигров убеждён, что философ не может обойтись без дневника, поскольку это есть необходимое средство самопознания.


Пять книг недели

НГ-ExLibris, 03.12.2009 г.

По мнению составителей, дневники философов напоминают нам об исконной сущности философии, сформулированной еще Сократом, как стремления к мудрости, умения в повседневности, бытовой банальности обрести мудрое отношение к жизни. Дневниковая подборка Владимира Бибихина (1938–2004) была подготовлена для несостоявшейся публикации в «НГ» весной 1992 года. Записи Георгия Гачева (1929–2008) и Светланы Семеновой охватывают один период — 2005–2006 годы. Завершает сборник подборка питерского философа, завкафедрой социальной философии философского факультета СПбГУ Константина Пигрова (р. 1938), являющегося активным апологетом самой идеи ведения дневника.


Ольга Балла       
Внешне-внутренняя речь
О чём философы говорят сами с собой

«Частный корреспондент», 16.10.2009 г.

Случайность, сводящая под одной обложкой разнородные, если не сказать разноприродные тексты, прекрасна. Она нередко выявляет в ненароком соединённом то, чего планомерный умысел никогда не обнажит. Поэтому задаваться вопросом, почему в одной брошюре рядом оказались записи именно этих людей, именно в таком количестве, именно за это время, именно в таком объёме, — бессмысленно (хотя и очень хочется). В конце концов, все они — профессиональные философы, все — наши современники и все вели дневники. Мало, что ли?
На самом деле мало: тексты, вошедшие в сборник, в каждом случае написаны с очень разными внутренними задачами. Это едва ли не разные жанры.
Первая часть книги досталась Владимиру Бибихину (1938–2004). Эту небольшую подборку «из дневников и писем», относящихся к самому началу девяностых, он сам готовил к несостоявшейся публикации в «Независимой газете» в 1992-м, но с первых строк бросается в глаза, насколько эта речь — внутренняя, для одного себя, даже неловко читать. Тёмное бормотание о тёмном времени: поздний 91-й, ранний 92-й… Вроде бы всё о социальном: пустые полки, сахар по талонам, нищие в переходе, драки в очередях, «всё отнято»; по сути ― об одинокой уязвимости и одиноком отчаянном, вопреки всему, достоинстве. «Абсурд длится давно. Абсурдом хотят убить, пришибить, вывернуть наизнанку. Расплакаться. Но нет, я всегда подбираю руки, ноги, челюсть, глаза и тащу, причём всё это вываливается куда-то».
Затем — два параллельных дневника из одной жизни: «жизнемысли» Георгия Гачева (1929–2008) последних трёх лет перед смертью и записи его жены, Светланы Семёновой, — за то же время и о тех же событиях, обрывающиеся на рассказе о гибели и похоронах Гачева. Гачев — сам себе жанр. У него нет границ между внутренней и внешней речью, между концом одного текста и началом другого. Он вообще так жил: в режиме непрерывного автокомментирования всего с ним происходящего, не различая чужое и своё, глобальное и интимное, вставляя в текст домашние словечки типа «записюрьки», от чего читателю опять-таки немного неловко.
Записи Семёновой — речь очень внешняя, подробная, развёрнутая и объясняющая, будто специально (а может, и вправду) для того, чтобы быть прочитанной другими. Удивительно, насколько — при крайней разности внутренних организаций — эти тексты близки друг другу интонационно. Хочется даже сказать, что Семёнова — это «выпрямленный» Гачев, переведённый целиком во внешний план.
Последние страницы — «Долгие прогулки с собакой» Константина Пигрова, для которого дневник — осознанно-философское предприятие, собирание зародышей будущих мыслей: внешняя речь в форме внутренней.

ОБ АВТОРАХ


Владимир Вениаминович Бибихин (1938–2004) — философ, переводчик и комментатор философской классики (античных философов, Макария Египетского, Григория Поломы, Николая Кузанского, М.Хайдеггера и др.). С 60-х гг. XX в. был учеником и помощником А.Ф.Лосева, и это сотрудничество стало для него настоящей философской и филологической школой. С 1989 по 2002 гг. подготовил и прочел на философском факультете МГУ около 20 лекционных курсов, в том числе многосеместровые курсы о М.Хайдеггере и Л.Витгенштейне. На основе их были изданы книги «Язык философии», «Мир», «Узнай себя», «Слово и событие», «Новый Ренессанс». Автор многочисленных философских монографий и статей.

Георгий Дмитриевич Гачев (1929–2008) — философ, кулътуролог, литературовед и эстетик. Выдвинул идею ускоренного развития культуры, согласно которой эволюция культуры в странах Восточной Европы XIX в. и Азии в стяженном виде воспроизводит стадии мирового духовного развития. Автор многотомной серии «Национальные образы мира», где каждая национальная целостность рассматривается как Космо-Психо-Логос, т.е. единство местной природы, характера народа и склада его мышления. Стремясь к целостной картине мира, Г.Д.Гачев в ряде статей и книг выстраивал «мост» между естествознанием и гуманитарной культурой. Ту же целостность (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия) утверждал и в познании. Свой метод называл «ПРИ-влеченным» мышлением, а фльтурологию — экзистенциальной, подчеркивая, что его теоретические построения истекают из ситуаций личной жизни. Работал в жанре жизненно-философского дневника, «жизнемысли», внутри которого писал свои трактаты и исследования.

Светлана Григорьевна Семенова (р. 1941) — философ, литературовед, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН. Специалист по русской религиозной философии, западному экзистенциализму, русскому космизму, исследователь наследия Н.Ф.Федорова и П.Тейяра де Шардена. В кругу ее творческих интересов — философская антропология, аксиология и иммортология, философия религии и культуры. Одно из направлений работы С.Г.Семеновой связано с изучением русской литературы XIX–XX вв. как синкретической образной философии, формы метафизического и национального самосознания.
Вдова Г.Д.Гачева.

Константин Семенович Пигров (р. 1938) — специалист по социальной философии; зав. кафедрой социальной философии философского факультета СПбГУ. С его точки зрения, социальная философия раскрывает Абсолют через социум, в этом ее отличие от теоретической социологии. Кандидатскую и докторскую диссертации защитил по философии творчества. Разрабатывая систему философской антропологии, представляет ее следующим образом: базовая категория — человеческое бытие, непосредственно данное в человеческой телесности.  Телесность «снимается» коммуникацией, осуществляющейся с помощью технических средств (в связи с этим техника понимается не как средство удовлетворения потребностей, а как фундаментальная форма коммуникации). Техника «снимается» творчеством, составляющим смысл бытия человека.