Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная  Интернет-магазин  Религия, богословие, философия
Лепахин В.В. Образ иконописца в русской литературе XI-XX веков.

Лепахин В.В. Образ иконописца в русской литературе XI-XX веков.

Автор(ы): Лепахин В.В.
Издательство: Русский путь
Год выпуска 2005
Число страниц: 472
Переплет: твердый
Иллюстрации: есть
ISBN: 5-85887-198-4
Размер: 211х149х25 мм
Вес: 560 г.
Оценить (Нет голосов)
Нет в продаже
252 р.

Описание

Книга посвящена произведениям русской литературы, воссоздающим образ иконописца. В ней анализируются или комментируются отрывки, отдельные тексты и целые повествования — от Киево-Печерского патерика до поэзии и прозы 70-х годов XX века, в которых изображаются как известные в истории искусства мастера иконы и фрески, так и вымышленные иконники, образы которых являются плодом творческой фантазии писателя. Автор приходит к выводу, что единой модели иконописца ни в древнерусской, ни в современной русской литературе нет. Анализируя образы иконников, он в некотором смысле реконструирует историю русского иконописания. Издание будет интересно литературоведам, искусствоведам и всем, кто стремится больше узнать о мире русской иконы, непостижимом и прекрасном.

СОДЕРЖАНИЕ


   Предисловие

Иконники Древней Руси

Апостолы древнерусской иконописи
   Неизвестные по имени византийские мастера «числом 12»

Образ преподобного Алипия в Киево-Печерском патерике

Многоликий Олисей
   Иконописец, стенописец, судья, священник, игумен

Феофан Грек глазами Епифания Премудрого и псевдо-Феофан

Образ иконописца XVI века в Стоглаве

«Сказание о святых иконописцах»

Мастера иконописной палаты
   «Иконный терем» XVII века в изображении Николая Рериха

Иконописец Симеона Полоцкого
   Стихотворение «Икона Богородицы» и его источники

Безымянный иконописец и его неверный ученик
   По повести Николая Полевого «Живописец»

Кузнец Вакула, художник Чартков и монах Григорий-иконописец
   По повестям Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Портрет»

Никита Севастьяныч, Севастьян-изограф и адописные иконщики
   Иконописцы Николая Лескова

Личник Жихарев и другие
   По повести Максима Горького «В людях»

Иконописцы-палешане
   По роману Бориса Пильняка «Созревание плодов»

Иконник Арефий и живописец Илья Шаронов
   По пoвecти Ивана Шмелева «Неупиваемая Чаша»

«Иконописец» инок Еразм
   По рассказу Евгения Замятина

«Я пишу в моей келье Мадонну...»
   Александр Блок: некоторые особенности лирического героя

Рассказчик Андрея Платонова как автор словесной иконы

«Безумный иконописец» Сергея Клычкова

Поэт Волошин как художник, иконовед и «списатель» иконы

Филипп Парфеныч, Варсонофий-доличник и несостоявшиеся иконописцы
   По произведениям Кузьмы Петрова-Водкина

Поэт-изограф, светлый иконник Павел и зограф Клим
   По стихам и поэмам Никалая Кпюева

Три утешения Дионисия
   По повести Валерия Дементьева «Дионисий»

«Андрей Рублев» Николая Гумилева
   Иконописный лик Жены в стихотворении Николая Гумилева «Андрей Pyблев»

Еще Рублев
   По стихам Николая Рыленкова и Бориса Слуцкого

«Персты и прозренья Рублева...»
   Преподобный Андрей Рублев в поэзии Николая Клюева

   Заключение

   La figure de l’iconographe dans la litterature russe.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


Русские иконописцы, русские изографы, русские иконники и иконщики... О них написано немало: очень много хорошего и почти столько же плохого, особенно об иконописцах XVII-XIX веков — эпохи упадка русской иконописи. Русская литература не раз обращалась к теме иконописания, а поэты и писатели создавали в своих произведениях образы древних и современных иконописцев. В этой книге я собрал и прокомментировал отрывки или целые произведения, в которых создан образ иконописца. Конечно, нельзя было пройти мимо и таких текстов, которые не являются художественными в собственном смысле слова, хотя могут быть и не лишены такого рода  достоинств. Например, материалы Стоглавого Собора не нацелены специально на создание образа  иконописца, но он встает перед нами сам собой. Книга не претендует на полноту охвата  вынесенной в заглавие темы, это только первая попытка объединить под одной обложкой очень  разные и написанные в разное время повествования и тексты, посвященные иконописцам. О  мастерах иконного дела пишут архиереи и священнослужители (например, епископ Владимирский  Симон и Киево-Печерский инок Поликарп), известные древнерусские писатели Епифаний Премудрый  и Симеон Полоцкий, писатели XIX века, например Полевой, Гоголь, Лесков, а также писатели,  поэты и художники ХХ века — Шмелев, Горький, Клюев, Гумилев, Петров-Водкин и другие.
Надо также сказать и о том, чего в этой книге нет. В ней не говорится, например, о  произведениях, которым уже посвящено много разных исследований. Так, осталось вне поля  зрения «Послание к иконописцу» преподобного Иосифа Волоцкого, хотя по нему можно было бы  реконструировать образ иконописца конца XV века. Отсутствует также известный эстетический  трактат Иосифа Владимирова и «Слово к люботщательному иконного писания» Симона Ушакова, по  которым можно было бы восстановить образ иконописца XVII века. В упомянутых произведениях  дан, скорее, не образ иконописца, а образ иконописания определенного периода, в них —  богословские и эстетические взгляды того времени. Книга не касается также художественных  произведений, в которых образ иконописца настолько бледен или неправдоподобен, что о нем  трудно что-либо сказать как с содержательной, так и с эстетической точки зрения.
Я старался ограничиться художественными произведениями, но для комментариев привлекал и  научную исследовательскую литературу. Конечно, автор, создающий образ известного иконописца,  имеет право на художественный вымысел, но все же небезынтересно сравнить литературный образ  иконописца с его личностью, как она предстает перед нами в документах, исторических  сочинениях и искусствоведческих работах.
К созданию художественного образа иконописца писатели и поэты обращались для того, чтобы выразить свои взгляды на искусство, на призвание церковного художника. Нередко эти образы носят эскизный характер, но иногда иконописец становится главным героем произведения.  Конечно, не всем писателям хорошо знакомо иконописание, поэтому одни рассказывают об иконах  со знанием дела, профессионально; другие допускают неточности и даже ошибки в описании  тонкостей ремесла, но все это покрывается искренним желанием создать образ русского  иконописца.

***

В заключение этого небольшого предисловия я хотел бы обратить внимание читателя на два  факта. Первый общеизвестен: победа иконопочитателей была названа в 843 гoдy Торжествам  Православия и ежегодно празднуется Церковью во время Великого поста. Второй не так заметен,  но не менее красноречив: критика Православия чаще всего начинается с богословского  опровержения иконы и отрицания иконопочитания, а значит, как бы отрицает не только иконы, но  и сам нелегкий подвиг иконописцев — воссоздание в красках и линиях образа Божия.
Формы иконоборчества многообразны. В Новое время появилась еще одна, на первый взгляд  «мягкая», — размещение икон в музеях, где они насильственно вырваны из литургического  контекста, лишены молитвы и почитания, где они освещены не теплым светом лампад и свечей, а  мертвенным искусственным электричеством. Поскольку эта книга посвящена иконописцам, то  невольно рождается такая мысль: если бы можно было воскресить иконописцев и спросить их, что  они выбирают для своих икон: живую жизнь в храме, где их медленно покрывает копоть от свечей  и лампад, но где они принимают в себя почитание и молитвы (в том числе и об иконописце), или  же стерильную полужизнь в музеях? Ответ здесь очевиден. Любой иконописец хочет, чтобы его  икона пребывала в храме или в красном углу дома, чтобы перед ней молились. Только в этом  случае икона остается иконой. И поскольку множество художественных шедевров русской  иконописи прославились своими чудотворениями, содержать их в музеях, не давать им  возможности совершать чудеса не только неоправданно, но и преступно как перед всеми ищущими  исцеления, помощи и утешения, так и перед памятью иконописцев. Зададимся еще одним вопросом:  вот мы печемся о том, чтобы узнать имена иконописцев, создавших бывшие до сих пор  безымянными произведения, атрибутировать безвестные шедевры, а нужно ли это им, иконописцам?  Прославляя их, мы отнимаем у них награду, которую они заслужили пред Богом. Ведь они  работали для Господа, памятуя слова апостола Павла: «И всё, что делаете, делайте от души,  как для Господа, а не для человеков...» (Кол. 3, 23). Они хотели остаться безымянными, они  сознательно не подписывали свои иконы. И все, что мы делаем ради сохранения памяти о них,  нужно прежде всего нам, благодарным потомкам. А лучшая награда для иконописцев в том, что их  иконы находятся в храмах и перед ними совершается непрестанная соборная молитва. У Церкви  есть праздник Всех святых. В этот день народ молится о всех — даже неизвестных и не  прославленных Церковью — святых. Невольно думается, что можно было бы ввести и празднование  Всех святых и иконописцев, причисленных и не причисленных к лику святых, всех иконописцев,  известных по именам и безымянных, их же имена, Господи, Ты веси! Или таким праздником можно  считать Торжество Православия? Или день памяти святых отцов VII Вселенского Собора?
Эту книгу я посвящаю памяти всех иконописцев, работавших на Руси и оставшихся безвестными. Мы не знаем, об упокоении чьей души помолиться, не знаем, за кого поставить свечу в храме, но, глядя на неподписанные чудотворные шедевры, молимся за создателей этих творений. Всматриваясь духовными очами в иконы, мы не только чувствуем их бесспорные художественные достоинства, но и реально ощущаем многовековую намоленность этих образов и уверяемся в духовной чистоте их авторов. Кажется, они сделали все для спасения своей души и для спасения наших душ. Упокой, Господи, души всех иконописцев, дерзавших писать Твой святой образ и образы Твоих святых, всех, помогавших своими иконами церковному люду молиться, верить, любить Тебя и Твой образ, сокровенный в ближнем.



РЕЦЕНЗИИ


Новые книги 2006 г.

Газета «Возглас» № 1(74) январь 2006 г.

В предисловии автор обращает внимание читателя на то, что в то время как победа иконопочитания в IX в. празднуется Церковью как Торжество Православия, критика Православия часто начинается с иконоборчества — опровержения и отрицания иконопочитания. В книге анализируются и комментируются произведения русской литературы от Киево-Печерского патерика до поэзии и прозы ХХ в., посвященные знаменитым, безвестным и даже вымышленным мастерам иконы и фрески. Галерея образов русских иконников помогает познать как историю иконописания, так и историю его художественного осмысления.