Белоногова В.Ю. «На крыльях вымысла»: воображение в жизни Пушкина
Оценить (Нет голосов) |
Описание
Историк литературы Валерия Белоногова, автор нескольких книг о жизни и творчестве А.С.Пушкина, на этот раз ставит перед собой задачу проникнуть в «творческую кухню» поэта, уделяя особое внимание феномену вольного художественного вымысла, которому поэт отводил роль первотолчка, «запускающего» творческое действо. Автор следует по маршрутам и адресам пушкинского вымысла, отмечая, как действует механизм творческого преображения реальных жизненных впечатлений поэта в ткань литературного произведения, обращаясь к теме «литературной игры» в бытовой жизни Пушкина — к использованию им литературных «масок» и ролей в переписке с друзьями или в отношениях с женщинами. Отдельная глава посвящена заразительному свойству творческого вымысла «включать» в сознании другого человека ответный акт воображения.
Как показывает автор, художественный вымысел в творениях Пушкина не только играет важную роль как средство создания яркого и целостного образного мира произведения, но и открывает новые смыслы и формы словесного искусства, а саму судьбу поэта превращает в яркий и волнующий читателей артефакт. В книге приводится множество ярких историй из жизни поэта, воспоминаний его друзей и неожиданных сопоставлений. Издание иллюстрировано рисунками Пушкина и адресовано широкому кругу читателей.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление. Воображение: жизнь и литература
Глава 1. «Всякий талант неизъясним»
«Они сбежались ко мне, облизываясь...»
Осеннее стихотворение, которое пишет само себя
«И в вымыслах носился юный ум...»
Вольный вымысел за работой
Два Пугачевых
Глава 2. «Тогда, забывшись, я лечу...»
О «маршрутах» и «адресах» пушкинского вымысла
«Итак, я жил тогда в Одессе...»
Пушкинские авантюристы и выдумщики
«Каков Кирджали?!»
Глава 3. Пушкин играет Пушкина
«Видел я трех царей...»
Тыняновское отступление
Почтовой прозой говоря
Немножко о галиматье
«Я сам обманываться рад»
Глава 4. Олимпийский факел: перекличка вымыслов и сюжетов
Об одной вольтеровской цитате в «Евгении Онегине»
«Если бы его воображение не руководило лопатой...»
Месть Клеопатры
«Ну что поделаешь, если выдуманная правда гораздо жизненнее настоящей!»
Глава 5. Так кто же беседовал с Гомером?
Пушкин как объект мифологизации
Литература
РЕЦЕНЗИИ
Виктор Леонидов
Вышла новая книга о Пушкине
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. 02.12.2025
Пушкин неисчерпаем, и это общеизвестно. Уже которое поколение продолжает открывать его для себя. В молодости для читателей он один, в зрелости совершенно другой, а в старости люди продолжают цитировать давно знакомые строки и находить все нового Александра Сергеевича.
Пушкину, посвящено, наверное, несколько миллионов книг и статей, но все равно мы продолжаем обращаться к нему, потому что слово его абсолютно бездонно. Любая ситуация нашей жизни в той или иной степени имеет ответ в пушкинском творчестве. Исследователи продолжают буквально по секундам восстанавливать жизнь великого поэта. И кажется, почти всеми ими движет загадка: как такое могло родиться? Как появлялись эти строки, которые не дают покоя вот уже третье столетие?
Попыткой еще раз проникнуть в тайны рождения произведений гения стала книга филолога Виктории Белоноговой «“На крыльях вымысла”: воображение в жизни Пушкина» (2025), только что вышедшая в московском издательстве «Вифсаида».
Автор бесстрашно вникает в историю возникновения самых различных замыслов поэта и показывает, как они реализовывались в его сверкающих произведениях.
Все знают фразу: «Над вымыслом слезами обольюсь…» Но Белоногова, текст которой читается очень легко, показывает, что фантазия Пушкина вторгалась даже в, казалось бы, его сугубо исторические исследования. Или в произведения, посвященные событиям прошлого. Например, в изучение бунта Пугачева. Так жестокий вождь крестьян и казаков приобрел в «Капитанской дочке» какие-то благородные черты, которые так восхитили Марину Цветаеву. Или в образе авантюриста-самозванца Григория Отрепьева под легким пером Александра Сергеевича засияла способность к чистой и возвышенной любви.
Фантазия Пушкина не знала предела. Вообще поражает, как он мог мгновенно переноситься в любую эпоху, в любое время и дарить своим героям монологи, которые словно слышал сам. Поэт будто все время вел диалог с невидимым собеседником, которого надо было убедить в правоте своего замысла. Недаром в романе «Евгений Онегин» появился сам Евгений Онегин как старый знакомый автора.
И еще в великом поэте все время жила какая-то детская непосредственность, невероятная любовь к жизни. Белоногова цитирует воспоминания тех, кому выпало счастье дружить с Пушкиным. В их рассказах поэт беспрерывно шутит, устраивает розыгрыши и в то же время очень внимательно замечает то, что творится вокруг.
Автор приводит иногда совершенно неожиданные и очень интересные сравнения. Так, она сопоставляет Александра Сергеевича с легендарным Генрихом Шлиманом, ученым-самоучкой, раскопавшим Трою. А Пушкин был в восторге от «Илиады» и назвал перевод ее Гнедичем подвигом.
И конечно, не может обойти Виктория Белоногова импровизатора из «Египетских ночей», чей образ впоследствии в фильме Михаила Швейцера столь блистательно воплотил Сергей Юрский. Нет сомнения, что поэт вложил в слова итальянского странствующего артиста очень многое из пережитого им самим.
Словом, книга, вне всяких сомнений, будет более чем интересна тем, кому небезразличны жизнь и творчество самого гениального человека, когда-либо писавшего на русском языке.
