Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости за год:
2006,  
2007,  
2008,  
2009,  
2010,  
2011,  
2012,  
2013,  
2014,  
2015,  
2016,  
2017,  
2018,  
2019,  
2020,  
2021,  
2022,  
2023,  
2024,  
  все

Приглашаем на наш стенд на IX книжном фестивале «Красная площадь»



С 2 по 6 июня в Москве пройдет IX Книжный фестиваль «Красная площадь».

Приглашаем вас посетить наш стенд 63 в 6-м павильоне «Нон-фикшн».

Подробнее: https://bookfestival.ru/


Показ фильма режиссера И.Калядина «Мария Германова. “Мой ларец с драгоценностями”»



29 мая 2023 года в 19 часов приглашаем на премьерный показ фильма режиссера И.Калядина «Мария Германова. “Мой ларец с драгоценностями”» (студия «Телемеждународник», 2023).

Мария Николаевна Германова. Одна из лучших актрис Московского художественного театра. Спектакли с ее участием неизменно собирали аншлаги. В 1919 году, после того как «в несколько дней наша пышная красавица Москва превратилась в безобразную нищую, а людей как будто подстригли, перекроили по чужой мерке», она покинула Россию. Она сплотила вокруг себя группу актеров и всеми силами старалась сохранять великую русскую культуру.

В середине 1930-х годов, борясь с неизлечимым недугом, Германова начала писать мемуары. «Я верю, что Россия жива, — писала актриса. — Ее ничто не может затмить!»

Когда-то дед Марии Николаевны, зажиточный ярославский крестьянин, построил для своей жены Машеньки дом из четырех изб на четыре стороны. «В одной Машенька будет жить зимой, — говаривал дед, — в другой летом, в третьей, если надоедят первые две. Ну а уж четвертая — чтобы круглее было».

А рядом шумел знаменитый на всю округу германовский сосновый лес.

Этот чудо-дом, этот чудо-лес, чудо — Театр, чудо — Россию Германова называла «моим ларцом с драгоценностями».

Автор идеи фильма — Ирина Корчевникова;

автор сценария, режиссер и оператор — Игорь Калядин;

аэросъемка — Николай Муравьев.

Показ состоится в Большом зале Дома русского зарубежья.

Вход свободный.

Книга: Германова М.Н. Мой ларец с драгоценностями: Воспоминания. Дневники / Мария Германова; [сост., вступ. ст., подгот. текстов и примеч. И.Л.Корчевниковой; прилож.; оформл. О.Комаровой.]

Выставка «Художественное наследие Евгения Климова “Откуда есть пошла Русская земля”»



С 8 апреля по 2 июля 2023 года приглашаем на выставку «Художественное наследие Евгения Климова “Откуда есть пошла Русская земля”» из уникальной коллекции Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и собрания Дома русского зарубежья им. А.Солженицына, посвященную художнику русской эмиграции, живописцу, графику, иконописцу и реставратору, признанному мастеру фрески и мозаики, искусствоведу, педагогу, подвижнику русской культуры Евгению Климову.



Открытие книжного магазина 19 апреля 2023



19 апреля 2023 вновь откроется книжный магазин в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.

В нем можно будет приобрести книги, выпущенные Домом, издательством «Русский путь» и другими издательствами, а также сувенирную продукцию.

Адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2

Телефон: (495) 137-84-01 

График работы:
Понедельник — суббота:   с 10:00  до 20:00
Воскресенье:  с 11.00 до 19.00

Семинар: «Из-под глыб: к 10-летию выставки архива А.Солженицына в ГМИИ им. А.Пушкина»



30 марта 2023 года в Музее-квартире Александра Солженицына на Тверской состоялось первое весеннее заседание семинара, посвященное освоению наследия писателя.

Программа была выстроена вокруг десятилетия выставки «Александр Солженицын: Из-под глыб», проходившей в Государственном музее изобразительных искусств им. А.Пушкина в 2013–2014 годах. Выставка стала первым представлением солженицынского архива в России и положила начало всей дальнейшей выставочно-музейной работе, связанной с именем и творчеством писателя. Коллектив художников и дизайнеров, трудившийся над выставкой в ГМИИ (отдельно хотелось бы выделить Эрика Белоусова и Евгения Корнеева), участвовал в создании еще нескольких солженицынских выставок и связанных с ними печатных изданий. Результатом этого сотрудничества стало также создание постоянной экспозиции Музея-квартиры Солженицына на Тверской. Об этом рассказала во вступительном слове Г.А.Тюрина, заведующая отделом по изучению наследия А.Солженицына Дома русского зарубежья.

Главным героем вечера стала легендарный директор Пушкинского музея Ирина Александровна Антонова, которая выступила куратором солженицынской выставки. В тексте «Наш низкий поклон», открывающем каталог выставки, Ирина Александровна обозначила несколько «узлов», связавших ее с творчеством Солженицына. В первую очередь — это беззаветное жизненное служение и вера «в силу Искусства, Добра и Красоты» (эта часть Нобелевской лекции писателя особенно близка И.А.Антоновой). Такое отношение к профессии сформировалось у Ирины Александровны в годы учебы в Институте философии, литературы и истории, где заочно учился и Солженицын.

Московскую культурную среду, которая объединяла молодых людей самых разных творческих и научных интересов в конце 1930-х – начале 1940-х годов, И.А.Антонова в каталоге выставки назвала «общим достоянием поколения». Этому сюжету на семинаре был посвящен доклад М.Н.Тюриной, старшего научного сотрудника Музея-квартиры А.Солженицына. В докладе была сделана попытка собрать воедино выявленные в разрозненных источниках сведения о реорганизации гуманитарных факультетов университетов в послереволюционные годы, а также в возможной полноте восстановить историю ИФЛИ, до сих пор мало освещенную в литературе, берущую начало в 1931-м и завершившуюся с началом Великой Отечественной войны.

Заключительный доклад «Творческое наследие А.Солженицына в пространстве художественного музея» представила Ю.А.Рябцева, еще один молодой сотрудник Музея-квартиры. Она осветила историю поиска художественного контекста к выставке, рассказала о том, почему в ходе долгих обсуждений все-таки были выбраны для сопровождения рукописного и машинописного архива именно офорты Рембрандта. По убеждению И.А.Антоновой, творчество Рембрандта и Солженицына объединяет тема народной жизни и «пронзительное видение реальности, правды бытия и вместе с тем предельная одухотворенность. Черное и белое, свет и тень в немыслимой сложности их градаций — метафора самой жизни в ее единстве и противоречиях, между “да” и “нет”». Многоцветность при строгости и скупости средств выразительности, исследование природы человека, мотивировки его поступков, изображение личности во всей ее полноте, вне двуцветных категорий «хорошо — плохо» — отличают творчество великого голландца XVII века Рембрандта ван Рейна и русского писателя-мыслителя XX века Александра Солженицына.

Завершился семинар обсуждением докладов, многие слушатели были на выставке в 2013 году и поделились воспоминаниями о том, как она проходила. Наибольший интерес вызвал подробный рассказ о работе над проектом искусствоведа и дизайнера Елены Николаевны Рымшиной, хранителя выставки «Из-под глыб» в Пушкинском музее в 2013 году.

После закрытия экспозиции сотрудниками музея был создан сайт, на котором можно совершить виртуальную экскурсию и узнать подробную информацию о всех разделах выставки и главных экспонатах. 

Источник: Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына

Альбом «Александр Солженицын: Из-под глыб: Рукописи, документы, фотографии: К 95-летию со дня рождения: [Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина, 9 декабря 2013 – 9 февраля 2014]» можно приобрести в нашем интернет-магазине.