Новости
Заседание научно-просветительского проекта «Отражения». Семинар «“Радостная аскетика” матери Марии (Скобцовой)»
Семинар на тему «”Радостная аскетика” матери Марии (Скобцовой)» состоялся 16 февраля в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына (ДРЗ) в рамках научно-просветительского проекта «Отражения». Инициатор семинара – ведущий научный сотрудник ДРЗ Наталья Ликвинцева предложила обсудить раздел недавно вышедшего третьего тома Собрания сочинений преподобномученицы Марии (Скобцовой), который озаглавлен «О монашестве и аскетизме», поговорить о современном прочтении этих текстов.
Как напомнила Ликвинцева, мать Мария настаивает «на необходимости нового отношения к вопросам аскетики, на переосмыслении целей и задач аскетизма в исторических условиях ХХ века, когда уже заявили о себе и «темный аскетизм» большевиков, и подмена духовной работы психологическим «самоанализом». Сама мать Мария являла это новое отношение сразу после монашеского пострига: как свидетельствовали ее друзья, она всегда «сияла». «В этом сиянии она не может укрыться в стенах монастыря как в «духовном санатории», но должна ответить на беды эмигрантского бытия «из монашества», – отметила Ликвинцева. – Критики матери Марии обычно обвиняют ее в том, что она недостаточно аскетична или недостаточно монахиня, но ее работы свидетельствуют о том, что это не облегченные требования к монашеству и аскетике, а наоборот – усиленные и аккумулированные».
Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик московского храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил об обстоятельствах, в которых начинала свое монашеское служение мать Мария: монашество и монастыри на родине были уничтожены, а в эмиграции приходилось фактически начинать все с нуля. «Нам не дано простое следование прежним традициям, мы не можем только повторять. Из этого вытекает острая необходимость наблюдать, взвешивать, решать, пробовать», – пишет мать Мария, подчеркивая, что в новых условиях монахам должна быть свойственна «острая обращенность к миру», служение «не за крепкими монастырскими стенами, в традиции, а на всех путях и перепутьях мира». «Сейчас для монаха монастырь – мир весь… В этом сила новшества», – процитировал о. Иоанн монахиню.
По его словам, служение матери Марии заставляет пересмотреть «классическое святоотеческое противопоставление мира и духа, спиритуализма и гуманизма, духовной и просто человеческой жизни». Например, от нее можно было услышать, казалось бы, парадоксальное: «Люди мира отгорожены от мира непроходимой стеной… чем эгоистичнее, чем обмирщеннее человек, тем более он отрешен от подлинной жизни мира». Христианам она предлагала погружаться в эту «подлинную жизнь мира», в мирские беды людей: «Чем больше мы выходим в мир, отдаем себя в мир, тем больше мы не от мира, потому что мирской себя миру не отдает». Поэтому мать Мария практиковала «деятельное, радостное монашество, для которого богоообщение и человекообшение не только не противостоят, но необходимы друг другу», считает иеромонах Иоанн.
Богословское обоснование своей позиции мать Мария находила в двух природах Христа – Божественной и человеческой, в Его воплощении и земном пути. «В своем мирском послушании Он истощил себя. Он не учил нас своим примером о внутренних стенах, отгораживающих нас от мира», – привел о. Иоанн слова преподобномученицы. Учиться видеть в каждом человеке «икону Бога живого» – так понимала мать Мария «мистику человекообщения», которую считала «единой и подлинной базой для всякой внешней христианской активности».
Поэтому, думая о грядущем православии на Руси, в возрождение которого она верила, мать Мария говорила об «оцерковлении жизни», сочетающем аскетизм и человеколюбие. «Может быть, еще не поздно задуматься над этими словами, которые пока у нас не были услышаны», – заключил о. Иоанн.
Мистика человекообщения матери Марии основана на «встрече Бога в другом», продолжила Лидия Крошкина, кандидат культурологии, доцент РГГУ и СФИ. По ее словам, «новую церковную эпоху» монахиня связывала «с откровением о том, что Церковь – это соборный организм, где все живут вместе». Отсюда и новое понимание аскетизма: считая его одним из необходимых проявлений церковной жизни, «единственным бесспорным методом жизни» христианина, мать Мария основывает его на «на мистике человекообщения, на любви». Это, по мнению Крошкиной, отличает подход преподобномученицы от «индивидуалистической аскетики, когда целью являлась борьба с собственными страстями и спасение своей души», – время такой аскетики закончилось.
Говоря о неустанном служении матери Марии страдающим и обездоленным, выступавшая отметила: «Мать Мария гениальна в своем человекообщении, и подражать ей невозможно. Ей это было дано как дар: воспринимать присутствие другого человека как присутствие Христа». Однако, получив этот дар, монахиня считала, что человекообщению надо постоянно учиться, она искала новые творческие пути, вырабатывала новые правила отношения к миру и ближнему.
Говоря о радости, которое приносит это служение, Крошкина привела слова матери Марии: «Грядущее оцерковление жизни будет осуществляться через строгую и радостную аскетику». Эта антиномия раскрывается самим образом жизни и служения матери Марии, а также проясняется в переработке ею древних житий, где она показывает, как может осуществиться духовное восхождение, в основе которого лежит мистика человекообщения.
Чем аскетическая работа над собой отличается от «страсти к самоанализу»? Психолог Наталия Инина (РПУ св. Иоанна Богослова, МГУ им. М.В. Ломоносова) размышляла о том, как отвечает на этот вопрос мать Мария, которую она называет «настоящим христианским психологом». Мать Мария писала: «Самоанализ ведет исключительно к интересу к собственной личности, утверждая крайний эгоцентризм». Психотерапевтическая практика подтверждает наблюдения монахини: самоанализ эгоцентрика часто является «просто защитным механизмом», который позволяет спрятаться от «страха перед жизнью»; эгоцентризм делает невозможным диалог с другим – «не как с отражением тебя, а с другим самим по себе».
Очевидно, что нас ждет «бум психологии» – все больше людей будут обращаться за помощью к специалистам, продолжила выступавшая. Тот подход, который сейчас преобладает, помогает человеку быть собой, но в рамках рационалистической картины мира, «в логике безбожия». «Рекламируемая психология будет годами водить клиента вокруг собственной оси, создавать иллюзию личностного роста и духовного совершенства». Иная задача у христианской психологии: «помочь выбраться из капкана невротического эгоцентризма, понять себя и дальше выйти в путь личностного и духовного развития». Такая работа дает ощущение «тайны, которая ошеломляет: когда ты видишь, что человек расправляется, начинает быть в большей степени самим собой – это настолько красиво, что не может не давать чувство радости».
В этом смысле тексты матери Марии – это «терапия не только души, но психики как инструмента души, потому что это свидетельство, это образ бытия. Ее идея живой аскетической практики как практики любви и милости – то, без чего современный мир просто не сможет выстоять», считает Инина.
Библеист Анна Шмаина-Великанова, профессор РГГУ, не согласна с тем пониманием старого и нового монашества, которое «вычитывается» из текстов матери Марии: «Не стоит упрощать картину: что есть старая аскетика – индивидуалистическая, и новая ХХ века – неиндивидуалистическая, которая предлагает посмотреть на ближнего». Отличие связано с историческим контекстом появления христианской аскетики: сделав христианство государственной религией, власть «лишила людей возможности общественным образом осуществлять свое христианское призвание… и тогда появляется монашество – люди уходят, посвящая свою жизнь духовному спасению, а не социальным связям».
По словам Шмаиной-Великановой, мать Мария не борется с аскетикой как таковой, но «с распространенным представлением, обывательской поздней аскетикой, которая сложилась вокруг свт. Феофана Затворника». Ее имя выступавшая поставила в один ряд с Симоной Вейль и Дитрихом Бонхеффером, сказав о том, что все они так или иначе считали главным грехом в ХХ веке «грех социальной безответственности». «Новая аскеза состоит в том, что ты больше никому не делегируешь этой ответственности … что надо взять крест и идти в тот ад, которая есть наша социальная жизнь».
Мать Мария именно так и делала, когда кормила голодных, давала кров бездомным, укрывала преследуемых, спасала от уничтожения евреев – это не просто «хорошее отношение к людям», но «строгая аскеза», одновременно и радостная, потому что «самоотдача сама по себе приносит радость». Мистика человекообщения, которую постигала монахиня, заключалась в том, что «убогие и несчастные – это не переодетый Христос, не объект наших духовных упражнений… Нет, убогие и несчастные действительно таковы, и в них действительно обитает Христос … И тогда послушание матери Марии – это послушание Христу, который открывается в ближнем», отметила Шмаина-Великанова, добавив, что это высокое послушание может означать «радикальное непослушание социальному порядку», если он бесчеловечен.
Мать Марию считают провозвестницей нового типа монашества в ХХ веке – монашества в миру. Но преподобномученица «ошиблась, думая, что старое монашество в новых обстоятельствах невозможно», считает выступавшая. Ей в свое время довелось познакомиться с жизнью двух женских обителей во Франции – Леснинского Богородицкого монастыря и Покровского монастыря в Бюсси-ан-От, и она вспоминает: «Там, в атмосфере монашеской республики, жили удивительные святые монахини, героические женщины, наследницы дореволюционных традиций». Этот тип монашеского общежительства возродился и в России, хотя «в огромном большинстве случаев мы видим имитацию, реконструкцию и реставрацию: монастырей полно, как и монахов, но нет горящего очага любви и самоотдачи и нет социальной ответственности христиан». Однако само по себе это оказалось «жизнеспособно и возможно», тогда как «созданный матерью Марией образ монашества оказался нестойким», он не получил продолжения и развития в возрожденной Церкви на Руси, которой она чаяла. Но это не умаляет «пророческого значения сказанного матерью Марией о новом монашестве, о новом христианстве, которое обращено к миру ответственностью за мир и к ближнему – любовью к нему до полного самозабвения».
«Грядущее оцерковление жизни, в этом нет сомнения, будет осуществляться через строгую и радостную аскетику напряженных, творческих молитвенных благодатных сил людских. … Не темный лик и не розовое христианство сулит нам грядущее время. Лик будет огненным, и христианское делание – белым, напряжение будет испепеляющим, и стяжаемая благодать – окрыляющей. Только так и можно мыслить грядущее возрождение православия на Руси … только это поглотит без остатка наши растленные и запыленные души и восстановит их в золотых латах воинов Христовых» – этой «огненной» цитатой матери Марии завершила семинар Наталья Ликвинцева.
Юлия Зайцева, Благовест-инфо.
Представление книги Валерия Томича «Русские воздушные силы: Материалы по истории» Предыдущий слайдСледующий слайд
20 февраля 2023 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось торжественное представление книги В.М.Томича «Русские воздушные силы: Материалы по истории» (М., 2022).
Всю свою жизнь Валерий Милованович Томич (1914–2013) посвятил русской военной истории, особенно истории авиации и военно-морского флота России.
Покинув Родину еще совсем маленьким во время дальневосточного исхода 1922 года, Валерий Милованович никогда не переставал ощущать себя русским. И свой долг, свою миссию видел в сохранении правды о российской истории.
Главное внимание он уделял нашей военной авиации. Более полувека этот удивительный человек переписывался с летчиками-эмигрантами, военными историками, членами семей воздушных асов. В результате им был собран огромный архив (фотографии, рукописи, военные приказы и другие материалы) по истории российских военно-воздушных сил. Он мечтал издать его в полном объеме, но так и не нашел для этого средств на Западе.
В 2011 году Валерий Милованович передал свое уникальное собрание в Дом русского зарубежья.
И вот сегодня мечты Томича сбылись, к сожалению, уже после его ухода. В Доме русского зарубежья представили большую (почти тысяча страниц), великолепно, со множеством иллюстраций, изданную книгу Валерия Томича «Русские воздушные силы: Материалы по истории».
Вечер вел руководитель группы по подготовке этой книги, один из инициаторов проекта и автор предисловия, заместитель директора ДРЗ Игорь Владимирович Домнин.
Вначале он предоставил слово директору Дома русского зарубежья Виктору Александровичу Москвину, который отметил, что выход книги стал очень важным событием, особо поблагодарив Внешэкономбанк и лично Игоря Шувалова, а также Фонд наследия русского зарубежья.
Руководитель Фонда наследия русского зарубежья Елена Павловна Чернышкова, обратившись к собравшимся, поделилась мыслями о том, что издание «Русских воздушных сил» является настоящим вкладом в культуру России, и ей было очень приятно работать над тем, чтобы такая книга увидела свет.
Затем И.В.Домнин предоставил возможность ознакомиться с видеозаписью интервью Валерия Миловановича Томича, в котором он рассказал о своей непоколебимой вере в Россию. Удивительно современно прозвучали его слова, сказанные почти десять лет назад, о том, что Россия не должна доверять Западу.
Затем Домнин рассказал о структуре и составе книги, а также дал слово тем, кто вместе с ним готовил эту книгу к изданию, проведя сложнейшую и очень большую археографическую и текстологическую работу. М.Хайрулин, Н.Кузнецов, Н.Егоров и К.Журавлев говорили о том, какой радостью для них была работа по подготовке такого, вне сомнения, выдающегося издания.
С экрана из Сан-Франциско со словами благодарности В.А.Москвину, И.В.Домнину и всем, кто помогал выпустить книгу, обратилась дочь Томича Наталья. Она сказала, что ее отец мечтал об этом дне и во многом в издании своего труда видел смысл жизни.
И.В.Домнин также зачел благодарственное письмо от другой дочери Валерия Миловановича — Светланы.
Директор Центрального музея Вооруженных сил А.К.Никонов и создатель Музея техники В.Н.Задорожный также говорили о значении этой книги. А.К.Никонов вспомнил, как почти тридцать лет назад проводил в Центральном музее Вооруженных сил первые выставки, посвященные наследию русской военной эмиграции.
Одним из многочисленных героев, о которых приводятся сведения в «Русских воздушных силах», стал летчик Михаил Янов. И.В.Домнин представил залу его потомков, родившихся во Франции, но выбравших для постоянного жительства Россию. «Именно к таким людям, служившим России в любых обстоятельствах, и принадлежал Валерий Милованович», — сказал Домнин.
В заключении вечера ведущий научный сотрудник ДРЗ Виктор Леонидов исполнил две свои песни.
Собравшиеся долго благодарили В.А.Москвина, И.В.Домнина и всех, благодаря кому вышла эта поистине эпохальная книга.
Репортаж телеканала «Россия-Культура»
Презентация книги «Ольга Веригина: „Идти непросторной дорогой…“ Дневники. Стихотворения, 1920−1990-е»
24 января в 19:00 в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге состоится презентация книги «Ольга Веригина: „Идти непросторной дорогой…“ Дневники. Стихотворения, 1920−1990-е».
Судьба и творчество Ольги Веригиной связаны с трагической историей ХХ столетия. Она родилась в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, выросла в Ялте, в 1920 вместе с семьёй покинула Россию.
В дневниковых записях и стихотворениях запечатлены звуки, интонации, зримые подробности эпохи модерна, времён Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, эвакуации из Крыма вместе с армией генерала Врангеля… В эмиграции поиски Веригиной своего предназначения связаны с размышлениями о судьбе России и богословскими вопросами. К чему она пришла, как осмысляла XX век? Об этом и поговорим.
Вечер ведет Людмила Артамошкина.
Адрес: Санкт-Петербург, Литейный пр., 53
Круглый стол «Роман Владимира Варшавского “Ожидание”: Опыт современного прочтения. (К 50-летию первого издания)»
14 декабря 2022 года состоялось очередное заседание международного научного семинара «Emigrantica: Новые проекты», которое прошло в форме круглого стола «Роман Владимира Варшавского “Ожидание”: Опыт современного прочтения. (К 50-летию первого издания)».
Уходящий 2022 год, полный исторических потрясений и новых социальных вызовов, создал особую оптику, благодаря которой литературное наследие русской эмиграции видится по-новому. В современном контексте новое прочтение обретает и роман Владимира Варшавского «Ожидание» (Париж: YMCA-Press, 1972). Роман о русском исходе, становлении на чужбине поколения детей первой волны русской эмиграции, преодолении экзистенциальной отверженности, нравственном выборе в непростые межвоенные годы, участии русской эмиграции в борьбе с нацизмом, Второй мировой войне и полном испытаний послевоенном десятилетии.
Семинар был приурочен к 50-летию выхода в свет первого издания, и эта юбилейная дата в истории эмигрантского книгоиздания стала знаковым поводом для проведения международной встречи «на дистанции». Не менее важным поводом для дискуссии послужил и богатейший архив В.С.Варшавского, который сегодня хранится в Доме русского зарубежья (Фонд 71). Уникальные материалы из семейного собрания (рукописи, письма, документы, фотографии, реликвии, аудиозаписи и т.д.) были переданы в Москву вдовой писателя Татьяной Георгиевной Варшавской (1923–2019), а затем ее родственниками — Михаилом Георгиевичем Лебедевым и Наталией Михайловной Дерюгиной, за что приносим им свою глубокую признательность. Сегодня ценные документы и реликвии из фонда В.С.Варшавского представлены в экспозиции Музея русского зарубежья.
Владимир Сергеевич Варшавский (1906–1978), автор известной книги «Незамеченное поколение» (1956), вошел в историю русской литературы также как автор цикла эссе об «эмигрантском молодом человеке», военной повести «Семь лет» (1950), разновременных эссе и статей, написанных в «новоградском духе», и книги «Родословная большевизма», опубликованной посмертно (1982). Между тем автобиографический роман «Ожидание» занимает особое место в художественном наследии Варшавского как главное произведение всей его творческой жизни или как ее «онтологический эпилог» (по меткому определению отца Александра Шмемана).
В семинаре приняли участие исследователи из России, Франции, Израиля и Швейцарии, и темы сообщений были крайне разнообразны. Эта многомерная оптика помогла по-новому взглянуть и на роман «Ожидание», и на самого Владимира Варшавского — русского писателя и мыслителя, «эмигрантского молодого человека» и человека мира, «сопротивленца» и демократа.
Поэтике романа и его художественно-философской концепции были посвящены доклады Татьяны Красавченко (ИНИОН РАН, Москва) и Марии Васильевой (ДРЗ, Москва) — составителей вышедшего в 2016 году тома прозы, эссе и литературной критики В.Варшавского, куда также вошел роман «Ожидание». Об «Ожидании» как метатексте «незамеченного поколения» говорилось в докладе Татьяны Климовой (ДРЗ; Литературный институт им. А.М.Горького, Москва).
Значимым дополнением к комментарию исторического контекста «Ожидания» стал доклад военного историка, автора исследований об участии российских и советских воинов в сражениях на французской земле во время двух мировых войн, президента ассоциации «Mémoire Russe» Сергея Дыбова (Булонь-сюр-Мер), особенно той части романа, где описываются военные действия 1939–1940 годов и масштабное сражение за Булонскую цитадель, в которых принял участие солдат второго класса Французской армии Владимир Варшавский.
Владимир Хазан (Еврейский университет в Иерусалиме) в содержательном докладе затронул многие аспекты жизни и творчества писателя, уделив особое внимание послевоенному феномену «совпатриотизма» и бескомпромиссной позиции Варшавского, не поддавшегося этому соблазну. Заметим, что исследования В.Хазана внесли большой вклад в расшифровку псевдонимов «Ожидания» и в целом в изучение исторического контекста романа.
Доклад с ценным визуальным сопровождением о почетном дарителе нашего Дома Татьяне Георгиевне Варшавской представил Иосиф Саруханян — член Русского кружка при Женевском университете, многолетний друг вдовы писателя. Благодаря его презентации участники семинара смогли стать виртуальными посетителями дома Варшавских в Ферней-Вольтер, окунуться в уникальную атмосферу семьи Варшавских и шире — эмигрантской русской интеллигенции.
Круглый стол высветил новые смыслы романа «Ожидание» и, без сомнения, внес свою лепту в новейший опыт современного прочтения литературного наследия русского зарубежья.
Семинар вели Мария Васильева (ученый секретарь ДРЗ) и Евгений Пономарев (ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН).
Мария Васильева
Посмотреть это видео можно также на канале Дома русского зарубежья в Rutube