Масоликова Н.Ю. Вечный чужак: писатель Виктор Ирецкий, 1882-1936 / Наталья Масоликова.
Оценить (Нет голосов) |
Описание
Писатель, журналист и драматург Виктор Ирецкий (1882–1936), сооснователь петроградского Дома литераторов и собиратель его библиотеки, был выслан из России в 1922 г., и дальнейшие его жизнь и творчество связаны с русским Берлином. Литературный талант Ирецкого, оригинальный острый ум и филигранный юмор быстро проложили дорогу к читателю, он много печатался в ведущих эмигрантских газетах и журналах, выпустил несколько романов и пьес, вел активную общественную деятельность. В то же время его личные неурядицы, сложный, противоречивый характер, неуживчивость и неумение приспособиться привели к одиночеству и нужде, болезням и ранней смерти.
Последовавший круговорот драматических мировых событий XX в. надолго погрузил в забвение имя Виктора Ирецкого, в том числе и на родине. Теперь пришла пора открыть его заново. Рассказ о жизни писателя и его творческом наследии ведется в этой книге, которая адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей русской литературы и эмиграции.
Эту книгу вы можете приобрести в книжном магазине Дома русского зарубежья.
Ирецкий был плодовит, изобретателен и разнообразен в темах, умел держать своего читателя в непрерывном напряжении его любопытства; выдумщик сюжетов, влюбленный в грандиозность и неожиданности.
П. Пильский, журналист, писатель
Виктор Яковлевич выдержал испытание, ниспосланное ему, как и миллионам других. Воля, уважение к духовным ценностям, глубокое признание примата духовного над материальным, спокойное, выдержанное и мудрое отношение к лишениям бытовым, вера в то, что закрытая тучами звезда снова засияет, — все это он пронес через годы опасностей, холода и запустения.
Н. Волковыский, журналист, редактор
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
От Харькова до Петербурга
1917 — революция, любовь и писатели
Русский Берлин: литературная среда
Она
Одиночество духа
Литература
РЕЦЕНЗИИ
Виктор Леонидов
В тени Булгакова и Алексея Толстого
Источник: НГ EX LIBRIS
Совсем небольшая брошюра. На обложке — выразительное, мудрое лицо. Так замечательный художник Александр Арнштам запечатлел в Берлине писателя-фантаста, журналиста Виктора Яковлевича Ирецкого (Гликмана) (1882–1936).
В Германии оба оказались по той же причине, что и тысячи других бывших подданных Российской империи. Их вышвырнула за рубеж разрушительная волна революции и Гражданской войны. Но, правда, есть небольшое уточнение. Ирецкого депортировали большевистские власти в 1922 году. А до этого была жизнь публициста — участие в беспорядках в Киевском политехническом институте и популярность как одного из лучших литературных обозревателей, публиковавшихся в газете «Речь». Особенно ценились его отзывы на классиков западноевропейской литературы и философии. В 1910-м он даже получил Гоголевскую премию Общества любителей российской словесности.
После февральских событий 1917 года Виктор Ирецкий деятельно включился в работу по изданию документов охранного отделения царского режима, но впоследствии большевикам пришелся не ко двору. В голодном и ледяном Петрограде Ирецкий создал библиотеку при Доме литераторов, ставшую своего рода клубом свободомыслия, яростно отстаивал справедливость в многочисленных статьях и очерках. В результате в 1922 году он был выслан в Германию. Там Ирецкий окунулся в водоворот русской литературной жизни, кипевшей тогда в Берлине, опубликовал множество рассказов и заметок в многочисленных газетах и журналах, каждый день то возникавших, то прекращавших свое издание.
Но особенную известность он получил как автор фантастических произведений, мистификаций, описывающих, как достижения науки используются властями для исполнения самых черных замыслов. Его романы «Похитители огня», «Наследники» удивительно напоминали по стилю и направленности «Роковые яйца» Булгакова и «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. Впоследствии, уже в 1990-е годы, произведения Ирецкого были переизданы в России как классика отечественной фантастики.
Ирецкий с его острым ощущением несправедливости, да к тому же еще выходец из еврейской семьи, конечно, никак не мог принять наступление нацизма в Германии. Он так и не сумел выехать и умер в ноябре 1936 года. Похоронен писатель на берлинском православном кладбище Тегель рядом со своим другом, замечательным литературным критиком Юлием Айхенвальдом. Зато из Германии удалось выбраться его жене, выдающемуся детскому психологу Елене Антиповой и сыну Даниилу. Судьба занесла их в Бразилию.
И вот теперь издана книга Натальи Масоликовой. Она привлекла редкие архивные документы, в том числе и письма, которые Ирецкий писал жене и сыну за океан. Послания, полные тоски и безнадежности.