Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости за год:
2006,  
2007,  
2008,  
2009,  
2010,  
2011,  
2012,  
2013,  
2014,  
2015,  
2016,  
2017,  
2018,  
2019,  
2020,  
2021,  
2022,  
2023,  
2024,  
2025,  
  все

В издательстве «Русский путь» вышла книга об иконописице сестре Иоанне (Рейтлингер)



Зал Юлии Николаевны Рейтлингер, монахини в миру под именем сестра Иоанна, является одной из жемчужин нашего Музея русского зарубежья. Созданные ею в 1933 году уникальные росписи храма Святого Иоанна Воина в городе Медон под Парижем, перенесенные впоследствии в Россию, признаны одним из шедевров русской иконописи ХХ века. Как и небольшие образы, которые она делала после возвращения из Франции в СССР для прихожан отца Александра Меня.

В ее долгую жизнь (1898–1988) вместилось очень многое. И детство в семье детей царских генералов, и страшная жизнь в Крыму во время Гражданской войны, где она потеряла двух сестер и мать, умерших от тифа. Сама Юлия тоже переболела, но осталась жива, правда, совсем потеряла способность слышать. Так и общалась впоследствии со множеством православных людей в эмиграции при помощи записочек. Однако Крым принес ей не только трагедию. На причерноморской земле она познакомилась с человеком, ставшим ее пастырем на долгие годы, — великим религиозным мыслителем отцом Сергием Булгаковым.

Дальше был Константинополь, Варшава, Прага, где Рейтлингер познакомилась с Мариной Цветаевой. Париж на долгие годы, Лондон, опять Париж, Прага. Там, в европейских столицах, по благословению и под руководством отца Сергия она писала иконы для церквей и частных лиц во Франции, Англии, Чехии. В 1955 году вернулась в СССР, но вместо Москвы или Ленинграда оказалась в Ташкенте. В 1988 году она и умерла в столице Узбекистана на 90-м году жизни.

Невзирая на все испытания, которые ей приготовила судьба, Юлия Николаевна была очень светлым человеком. Глубокая вера помогала преодолевать препятствия, которые порой казались просто невыносимыми. И еще после нее осталось много писем, где она охотно делилась своими невероятными познаниями в богословии, вспоминала выдающихся людей, встречавшихся в разных странах и в разные годы.

Послания эти были написаны почти забытым языком Серебряного века, ясным, четким и в то же время удивительно светлым.

Какой была эта женщина удивительного таланта и невероятных душевных качеств, теперь можно узнать намного больше. В издательстве «Русский путь» вышла книга Брониславы Поповой «Иконописец сестра Иоанна (Рейтлингер): Петербург — Париж — Ташкент, 1898–1988» (М., 2025).

Подготовлено все просто прекрасно, на великолепной бумаге. Жизненный путь Юлии Николаевны раскрывается в обрамлении множества уникальных фотографий и воспроизведений икон и рисунков.

Вот что писал о ней искусствовед и критик русского Парижа Владимир Вейдле: «Зрение, красочное чувство, самая кисть Ю.Н.Рейтлингер воспитаны современной французской живописью. На первый взгляд такое воспитание может показаться несовместимым с иконописными задачами, преданиями, даже темами; на самом же деле именно оно позволило не испугаться этих тем, понять существо этих задач и вернуться к истоку этих преданий» (Вейдле В.В. О русской иконописи // Общество «Икона» в Париже : В 2 т. Т. 1. Москва : Париж, 2002. С. 434).

Бронислава Попова приводит письма тех, кто знал Юлию Николаевну, конечно, ее собственные строки, оценки созданного Рейтлингер богословами и искусствоведами. Повествование разворачивается на широком историческом фоне и показывает фантастическое душевное мужество и не менее фантастический талант этой удивительной женщины.

(Леонидов, В. В издательстве «Русский путь» вышла книга об иконописице сестре Иоанне (Рейтлингер) // Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына : сайт. 2025. 08 декабря. URL: https://www.domrz.ru/press/news/67242_v_izdatelstve_russkiy_put_vyshla_kniga_ob_ikonopisitse_sestre_...)

9 декабря состоится презентация книги «Искусством “радовать глаз и утешать душу”: переписка Евгения Климова с Александром Бенуа, 1938–1959»



9 декабря 2025 года в 18:30 приглашаем на презентацию книги «Искусством “радовать глаз и утешать душу”: переписка Евгения Климова с Александром Бенуа, 1938–1959» (М.: Русский путь, 2025. 356 с.).

Впервые публикуемая в полном объеме двадцатилетняя переписка Евгения Евгеньевича Климова (1901–1990) с Александром Николаевичем Бенуа (1870–1960) состоит из 97 эпистолярных документов, находящихся в различных архивохранилищах, — Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном музее-заповеднике «Петергоф», Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва) и Техасском университете (Остин, США). Лейтмотив переписки художников — искусство во всех его проявлениях, однако спектр тем долгого разговора гораздо шире: от семейных и финансовых обстоятельств, разнообразных жизненных впечатлений и наблюдений до откликов на текущие исторические события.
Переписка сопровождена вступительной статьей и примечаниями, подготовленными специалистом по русской литературе профессором А.Е.Климовым (сыном художника) и кандидатом культурологии, экс-хранителем фонда «Архив Музея семьи Бенуа» ГМЗ «Петергоф» М.К.Крышталевой. Издание иллюстрировано репродукциями работ художников и архивными фотографиями и адресовано широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой русского зарубежья.

Презентация состоится в Малом зале основного здания Дома русского зарубежья.

Вход свободный.

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)

Издана книга о Марии Александровне Струве



Те, кому дорога русская культура, безусловно знают имя Никиты Алексеевича Струве. Этот человек небольшого роста был подлинным исполином в нашем духовном пространстве. Много лет в Париже он возглавлял журнал «Вестник РСХД» и издательство «YМСА-Press», ставшие эпохой в российской истории. Достаточно сказать, что именно Струве впервые опубликовал «Собачье сердце» Михаила Афанасьевича Булгакова и «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Исаевича Солженицына — труд, перевернувший мировое сознание.

Никита Алексеевич был одним из учредителей нашего Дома русского зарубежья, его роль в возвращении наследия российских изгнанников и в восстановлении традиций православия столь велика, что понадобилось бы очень много страниц, чтобы напомнить о всех его связанных с этим заслугах.

К сожалению, намного меньше известна его верная спутница жизни Мария Александровна Струве, которой совсем недавно исполнилось бы 100 лет. А ведь она была одним из выдающихся художников-иконописцев ХХ века.

Несправедливость эту исправляет только что вышедшая книга-альбом «Молитва, творимая красками: художник-иконописец Мария Струве. 1925–2020» (составление, вступительная статья и примечания С.Н.Дубровиной. М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына; Русский путь, 2025). Там не только представлена биография этой удивительной женщины, но и включен целый альбом воспроизведений написанных ею образов для иконостасов православных церквей многих европейских стран и США, а также икон из частных собраний.

Мария Александровна всю жизнь прожила в православной атмосфере российских изгнанников. Ее отец, священник Александр Ельчанинов, был одним из самых известных пастырей зарубежья. Наставницей Марии Александровны стала замечательный иконописец Юлия Николаевна Рейтлингер (сестра Иоанна), чьим учителем был великий православный философ о. Сергий Булгаков. Изумительные росписи храма Св. Иоанна Воина в Медоне, созданные Юлией Рейтлингер, являются ныне одной из главных жемчужин Дома русского зарубежья.

«Нужно учиться на копировании икон, стремясь освоить иконописный язык, но каждый раз необходимо привносить что-то новое. Икона должна быть живая», — считала Мария Александровна.

В первую часть книги Светлана Дубровина включила воспоминания Марии Александровны об отце, о священнике Сергии Булгакове, о матери Марии и ее друге Илье Фондаминском, сгинувших в газовой топке нацистского концлагеря. Яркие детские впечатления многое добавляют к образам этих замечательных людей.

Второй раздел книги составляют воспоминания о самой Марии Александровне Струве. Здесь и рассказы ее троих детей, и записи свидетельств тех, кому повезло встретить эту удивительную женщину на дороге жизни. Мы можем прочесть о ее каждодневной работе, беспрестанном труде по созданию икон и о деятельности в Русском студенческом христианском движении.

Последнюю часть книги составляет альбом: цветные фотографии работ Марии Александровны, запечатлевшие созданные ею иконостасы и домашние иконы, которые сегодня находятся в церквях и частных собраниях по всему миру.

Эта книга удивительно точно передает свет, который несла всем своим обликом и творчеством Мария Александровна Струве.

(Леонидов, В. Издана книга о Марии Александровне Струве // Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына : сайт. 2025. 27 ноября. URL: https://www.domrz.ru/press/news/67208_izdana_kniga_o_marii_aleksandrovne_struve/)

1 декабря 2025 — 100 лет со дня выхода в Париже первого номера «Вестника русского студенческого христианского движения»

1 декабря 2025 года исполнилось 100 лет со дня выхода в Париже первого номера «Вестника русского студенческого христианского движения в Западной Европе» (выходит до настоящего времени), религиозно-философского, политического и литературного журнала. Первый номер был отпечатан на гектографе тиражом 75 экземпляров и объемом в 14 страниц. Цель издания — активизировать и усилить РСХД. Редактором стал Н.Зернов. До 1950 года издавался с перерывами. Название журнала изменялось. С 1950 по 1974 год назывался «Вестник русского студенческого христианского движения» и выходил в Париже. Ответственным директором был протоиерей П.Струве (1950–1968), редактором до 1955 года — И.Морозов. В 1953 году началась общая нумерация издания, куда включены были 1938, 1939, 1950–1952. В сентябре 1953 года (№ 30) к месту издания добавляется Нью-Йорк. С 1970 года ответственным редактором стал Н.Струве, входивший с 1953 года в редколлегию журнала и фактически выполнявший обязанности редактора. Сотый номер «Вестника» впервые вышел более чем на трехстах страницах. В 1974 году к месту издания добавляется Москва и в каждом номере печатаются произведения А.Солженицына, материально поддерживавшего журнал. В том же году, по предложению Солженицына, название «Вестника» корректируется, он становится «Вестником русского христианского движения», «ибо в буквальном смысле слова является вестником чего-то большего, чем заслуженная религиозная организация, вестником неоформленного “русского христианского движения”, с особой силой развивающегося в России» (Н.Струве). С 1992 года «Вестник» печатается в Москве, сначала в «Христианском издательстве», а с 1997 по 2021 год тиражированием журнала занималось издательство «Русский путь».

На нашем сайте размещена полная подборка всех номеров журнала в электронном виде с 1926 по 2021 год: https://www.rp-net.ru/book/vestnik/  

Издана переписка Евгения Климова с Александром Бенуа



В издательстве «Русский путь» вышла книга «Искусством “радовать глаз и утешать душу”: Переписка Евгения Климова с Александром Бенуа. 1938–1959».

Алексей Евгеньевич Климов — один из самых верных друзей Дома русского зарубежья им. А.Солженицына. Он передал нам ряд уникальных реликвий, связанных с именем его отца — реставратора, художника, искусствоведа Евгения Евгеньевича Климова (1901–1990). Здесь и картины, и рисунки, и большой, очень ценный архив.

Большую часть жизни Евгений Климов провел в Канаде, где оказался после Второй мировой войны. Но всю жизнь он служил России, в публицистических статьях отстаивал самобытность и величие русского искусства, реставрировал иконы, в том числе и знаменитую Тихвинскую Богоматерь. А когда стало возможным, начал дарить на родину бесценные произведения российских мастеров, сбереженные им в изгнании.

Это дело продолжает и Алексей Евгеньевич. И вот только что состоялось издание переписки Евгения Климова и великого энциклопедиста, театрального оформителя, создателя журнала «Мир искусства» Александра Николаевича Бенуа (1870–1960). Книгу подготовил Алексей Климов и искусствовед, кандидат культурологии Марина Константинова Крышталева. Представлены письма с 1938 по 1959 год.

Надо сказать, что читателя встретят источники, не только хранящиеся в фондах Дома русского зарубежья. Составители проделали огромную работу и привлекли письма из архивов Государственного музея-заповедника «Петергоф», отдела рукописей Государственного Русского музея, Российского государственного архива литературы и искусства, а также двух американских центров: Техасского университета и Бостонской публичной библиотеки. Таким образом и было составлено это издание.

Климов вступил в переписку с Александром Бенуа еще в 1938 году, будучи выпускником Латвийской академии художеств. Он отправил почтой знаменитому мастеру свой альбом литографий, созданных в Печерском крае в Эстонии, в основном посвященный жизни на этой земле русских староверов. Восторженный отзыв мэтра стал для него полной неожиданностью.

Переписка их продолжалась двадцать с небольшим лет. Конечно, страшное время, в котором они жили, война с нацистами не могла не оказать влияние на их слова и мысли. Но, несмотря на все происходящее, они все же обдумывали будущее русского искусства и оба верили в него. Даже такой убежденный европеец, как Бенуа.

Художники обсуждали казавшуюся многим гибель искусства, особенно после таких страшных испытаний. Оба скептически относились к новым, современным веяниям, особенно к абстракции и модернизму. Бенуа писал Климову об убогости парижской рекламы, а тот отвечал ему своими нелестными впечатлениями от многочисленных плакатов, закрывавших здания на американских улицах. Но все равно оба черпали силы в работе и в неувядающем наследии великих старых мастеров.

Такие книги очень нужны сегодня. Потому что перед нами пример подлинной любви к прекрасному и подлинного патриотизма.

(Леонидов, В. Издана переписка Евгения Климова с Александром Бенуа // Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына : сайт. 2025. 05 октября. URL: https://www.domrz.ru/press/news/66254_izdana_perepiska_evgeniya_klimova_s_aleksandrom_benua/)