Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В.Суворова и М.И.Драгомирова.
Голосов: 1, Рейтинг: 3.2 |
Описание
Издание приурочено к 270-летию со дня рождения и 200-летию со дня кончины генералиссимуса Александра Васильевича Суворова-Рымникского (1730–1800) и 170-летию со дня рождения генерала Михаила Ивановича Драгомирова (1830–1905). Книга — своего рода военный катехизис, «вероучение», в котором утверждаются главные ценности российской армии: победоносность, национальный характер военного искусства, сила духа, честь офицера, высокие нравственные качества воинов, уникальная система воспитания войск и другие.
СОДЕРЖАНИЕ
УРОК ДУХОВНОСТИ. Предисловие В.М.Азарова
РОССИЙСКОЙ АРМИИ ПОБЕДОНОСЕЦ
Заветы и воинские правила А.В.Суворова
НАСЛЕДНИК ВЕЛИКОЙ СЛАВЫ
Военные императивы М.И.Драгомирова
СУВОРОВСКАЯ «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ»
С пояснениями М.И.Драгомирова
Вахт-парад (ученье разводное или перед разводом). – Словесное поученье солдатам о знании, для них необходимом. – Три воинские искусства. – Инструкция и приказы Суворова по обучению австрийской армии (1798–1799 гг.).
СВЯТЫНЯ ЧЕСТИ
А.Суворов: «Верность и ревность моя к Высочайшей службе основана на моей чести». – М.Драгомиров: «Только честный человек достоин быть солдатом». – «Я, русский офицер, честь имею!» – Кодекс чести российского офицера (реконструкция традиции).
ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ВОИНСТВА
Словарь
Бесстрашие. – Безлукавие. – Бескорыстие. – Благоразумие. – Благородство. – Благочестие. – Бодрость. – Великодушие. – Вера (верность). – Воинственность. – Воля. – Выносливость. – Героизм. – Гордость. – Гуманность (человеколюбие). – Дисциплина. – Доблесть. – Добродетель. – Добросовестность. – Долг воинский. – Достоин¬ство. – Дух воинский. – Духовность. – Душа. – Идеализм (идейность). – Инициатива (частный почин). – Интуиция. – Искренность. – Искусство военное. – Исполнительность. – Культурность (интеллигентность). – Красноречие. – Любовь к военному делу. – Мудрость. – Мужество. – Настойчивость. – Находчивость. – Неутомимость. – Нравственность. – Осторожность. – Отвага (отважность). – Ответственность. – Память. – Патриотизм (отечественность). – Победоносность. – Повиновение. – Подвижничество. – Понимание. – Порядочность. – Правдивость. – Профессионализм. – Прозорливость. – Преданность. – Преемственность. – Призвание. – Прямодушие. – Рассуждение (рассудительность). – Решительность. – Рыцарство (рыцарственность). – Самодеятельность. – Самолюбие. – Самоотверженность. – Сила. – Славолюбие. – Служение. – Смелость. – Совершенство (отличность). – Совесть (совестливость). – Сознательность. – Справедливость. – Стойкость. – Счастье. – Товарищество (братство, корпорация). – Традиции. – Трудолюбие. – Ум (разум). – Храбрость. – Характер. – Честь. – Честолюбие. – Честность (правдивость). – Чистосердечность. – Энергия (энергичность).
А.В.Суворов о духовных качествах военного человека.
Приложение
Краткие сведения о русских военных мыслителях, представленных в словаре «Духовные качества российского воинства». – Словарь устаревших и иностранных терминов. – Литература.
РЕЦЕНЗИИ
Илья КедровСтратегия духа
НГ-НВО от 26.01.2001 г.
Новая книга из серии «Российский военный сборник» подготовлена в Военном университете по заказу Главного управления воспитательной работы ВС РФ полковниками Александром Савинкиным и Игорем Домниным. Она приурочена к отмечавшимся в минувшем году 270-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, а также к 170-летию со дня рождения выдающегося военного деятеля и писателя, крупнейшего популяризатора суворовского наследия Михаила Ивановича Драгомирова.
Первый смысловой блок книги составляют основные заветы и воинские правила Суворова. Они выбраны из громадного объема приказов, инструкций, реляций, писем, обобщены и условно классифицированы по группам: «Законы победотворчества», «Смелая нападательная тактика», «Обуздание мятежей», «Не только оружием побеждают», «Обучение и порядок воинский». Заветы эти в большинстве имеют характер принципов военного искусства.
В уникальной личности Александра Суворова, в его победоносной боевой практике, оригинальном мыслительном наследии выражена суть русской военной культуры и самобытности национального военного искусства. Воспринимать этого человека нужно не только и не столько как историческую фигуру, но и как нашего духовного вождя. Необходимо глубоко осознать то, о чем великолепно сказал военный писатель Евгений Месснер: «Возрождение поучений Суворова не означает, что офицер должен возвратиться к духу ХVIII века, — оно лишь означает, что Суворов на два столетия опередил свой век».
Следующий блок раскрывает военные императивы генерала Михаила Драгомирова, оказавшего колоссальное влияние на русскую военную мысль второй половины ХIХ - начала ХХ века, возродившего интерес к наследию и системе Суворова. Драгомиров, исходя из суворовского учения, разработал особую воспитательную доктрину, отправным моментом которой может служить, например, такое его изречение: «В критические минуты войны, когда именно и решается “победа” или “поражение”, значение нравственной энергии рельефно выдвигается на первое место. Таким образом, важнейшим военным элементом является человек, важнейшим свойством человека — его нравственная энергия».
В книге публикуется и классическая суворовская работа «Наука побеждать» с обширными комментариями Драгомирова, делающими положения хрестоматийного текста величайшего русского полководца более понятными для современных читателей.
Читатели книги — офицеры — извлекут большую пользу для себя и своей работы из словарика духовных качеств российского воинства. В нем представлено и раскрыто несколько десятков базовых понятий русской военной этики, таких, как воинский долг, мужество, героизм, отвага, боевое братство, самоотверженность, стойкость, рыцарство, дисциплина, победоносность, призвание, профессионализм, прямодушие и др.
В разделе «Святыня чести» особое внимание привлекает «Кодекс чести российского офицера», реконструированный на основе этических правил, которым стремилось следовать русское офицерство и которые оно завещало следующим поколениям защитников Отечества. Подобного документа не принималось и не существовало ни в царской армии, ни в советской, хотя потребность в таковом ощущалась всегда.