Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная  Издательство  Публицистика
О стратегии российского развития: Аналитический доклад / Под ред. В.И.Толстых.

О стратегии российского развития: Аналитический доклад / Под ред. В.И.Толстых.

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2003
Число страниц: 392
Иллюстрации: нет
ISBN: 5-85887-162-3
Размер: 224х151х20 мм
Вес: 500 г.
Голосов: 2, Рейтинг: 3.27
420 р.

Описание

Рассматривая сложившуюся в современной России социально-экономическую и духовную ситуацию, авторы книги пытаются в аналитической форме ответить на извечный русский вопрос «Что делать?», адресуя свои выводы и предложения широкой общественности.


СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение    

Глава первая. Стратегия для России – какая нужна, какая возможна
 
 Россия, которую мы обрели
 Выбор: российское развитие  
 Глобализация как ресурс российской трансформации  
 Основные ориентиры стратегии развития  
 Проблема субъекта  

Глава вторая. Какое общество мы создаем. Ценности и цели

 Метаморфозы либеральных ценностей  
 Базовые ценности и принципы общественного устроения  
 Этос российского общества  
 Хозяйственный уклад (социокультурный аспект)  

Глава третья. Гражданское общество и государство

 Правовое демократическое государство   
 Гражданское общество в контексте государственности
 Российский федерализм: тенденции и перспективы
 Социальное государство – общегражданский запрос

Глава четвертая. Социальная сфера и социальная политика  

 Принципы и параметры социальной политики
 Стратегические ориентиры и направления
 Наш прогноз

Глава пятая. Экономическая реконструкция, или Путь к новой экономике

 Предпосылки и проблема стратегического выбора
 Коридор стратегических решений. Наша позиция
 Механизмы реализации стратегии структурной перестройки

Появится ли в России новая элита? (Вместо заключения)

Приложения. Аналитические материалы

1. Модернизационный вызов современности и российские альтернативы.
    Авторизованная стенограмма заседания Круглого стола (апрель 2001 г.)
2. Проект реконструкции России: возможные коррективы и альтернативы.
    Авторизованная стенограмма заседания Круглого стола (декабрь 2001 г.)
3. О стратегии российского развития.
    Авторизованная стенограмма презентации аналитического доклада (ноябрь 2002 г.)

 

ВВЕДЕНИЕ


Как следует из многочисленных социологических опросов и исследований последних лет, большинство населения России глубоко разочаровано результатами и последствиями «неолиберальных» реформ 90-х годов, равно как и не утихающими идейными разборками и политическими баталиями внутри элиты, нисколько не продвигающими поиски выхода из кризисного состояния общества и государства. Всем, кто мало-мальски мыслит и анализирует сложившуюся в стране ситуацию, уже ясно - и что произошло, и кто виноват, и какие силы и интересы определяют ход событий. Неясным и безответным остается вопрос, который сегодня действительно более всего интересует и волнует большинство граждан - Куда идет Россия и Что делать?
Цель настоящего доклада – попытаться дать ответ на этот вопрос, исходя из авторского вúдения и понимания как кризисного состояния страны, так и возможных путей – вариантов выхода из него. Не претендуя при этом на создание какой-либо целостной программы или конкретного плана задач и действий, обусловленных заранее намеченной целью (такие программы и планы, как известно, не создаются в один присест и требуют более мощных интеллектуальных усилий).
В жанре аналитического доклада авторы данного исследования сосредоточились на проблеме ценностного обоснования и обеспечения российских реформ, на их взгляд, кардинального и, одновременно, самого не проясненного вопроса политической практики современной России. Задача не простая и трудная, но вполне реалистичная и достижимая, если будут предельно самокритично и максимально честно извлечены и учтены «уроки» российского реформаторства недавнего прошлого; объективно оценены возможности и ресурсы дальнейшего поступательного развития страны в условиях глобализации; последовательно и неукоснительно соблюдаться национальные интересы России во внутренней и внешней политике, и т.д.
Важным стимулом для авторов доклада, помимо вышеназванных обстоятельств и собственно теоретических мотивов (о чем будет сказано дальше), стала деятельность нового президента России – В.В.Путина, оказываемые ему населением доверие и поддержка. Этот фактор не следует преуменьшать, учитывая российскую традицию персонализации власти и управления. Большинству граждан явно импонируют не только стилевые особенности поведения Президента, его деловой настрой и хватка, но и вполне конкретные инициативы и устремления.
Это, во-первых, ориентация на эволюционный путь развития и реформы, на прекращение цикла революционных потрясений и «шоковых» экспериментов. В своем втором Послании Федеральному Собранию (март 2001 г.) В.Путин заявил: «Не будет ни революций, ни контрреволюций. Прочная и экономически обоснованная государственная стабильность является благом для России и для ее людей». Такую установку, несомненно, поддержат все здравомыслящие люди, убедившиеся на собственном опыте в том, что реформы «рентабильнее» любых революций.
Во-вторых, Путин первым из руководителей страны самокритично признал и открыто сказал, что народ живет плохо, призвав измерять эффективность власти ее способностью «гарантировать политику улучшения жизни всех слоев населения России». Пока еще рано говорить о том, насколько этот критерий укоренился в политической практике, но широкими общественными кругами он однозначно воспринят с одобрением и надеждой на благотворные перемены.
В-третьих, Путин еще до вступления в должность президента объявил своей стратегической задачей всемерное укрепление Государства, повышение его роли и ответственности в экономике и социальной сфере. Первые ощутимые результаты приостановки «расползания» государственности и сдерживания сепаратизма уже появились. Можно по-разному оценивать сдвиги в уже начатой реконструкции исполнительной, законодательной и судебной власти (они достаточно скромные и противоречивые), но стремление усилить субъектный потенциал и функциональный ресурс намеченных реформ налицо.
Фиксируя эти тенденции, можно сказать, что фактически с 2001 года по инициативе власти началась реализация нового проекта реконструкции России. Проект «запущен в производство» явочным порядком, без широковещательных деклараций и обсуждений, и представляет собой целый пакет законов и правовых актов, направленных на преобразование государственного устройства, экономической и социальной сферы, налоговой и пенсионной системы, земельных и трудовых отношений, образования, жилищно-коммунального хозяйства, и т.д. Если подытожить и попытаться выразить общую направленность проводимых властью преобразований в «восстановительный» период (после разрушительных «неолиберальных» реформ), то идет процесс собирания и концентрации всех имеющихся ресурсов государства и общества для осуществления некой «масштабной стратегической задачи» (по словам В.Путина). Содержание последней пока не определено. Но очевидно стремление восстановить историческую преемственность развития страны, нарушенную связь времен и традиций как важнейшую объективную предпосылку и условие ее дальнейшего существования и прогресса.
Поддерживая в целом, или с оговорками, реформаторские инициативы нового руководства страны, большинство аналитиков и политиков вместе с тем сходятся во мнении, что предлагаемая и уже осуществляемая программа действий страдает неопределенностью, расплывчатостью образа будущего России. Хотя в официальных документах и заявлениях нередко возникает, «мелькает» термин «стратегия», неясными остаются выбор направления преобразовательной деятельности, ее долгосрочные цели и ожидаемые результаты, порождая разного рода недоумения, сомнения и кривотолки. Отсутствие четко сформулированных целей и долговременных ориентиров явно снижает созидательную силу реформаторских усилий власти.
Под выработкой стратегии имеется в виду не сочинение очередной утопии или миссионерского проекта, а насущная потребность страны найти себя, самоопределиться в новой исторической ситуации, обрести современную парадигму своего национального существования и бытия, опираясь на собственные традиции и ценности. Критическое отношение к формулам–лозунгам типа «Россия вновь должна стать великой державой», или «Россия может быть либо великой, либо никакой» можно понять, если в них кто-то усматривает отзвук или проявление имперской идеологии. Но нельзя соглашаться, даже мысленно, чтобы страна с великой историей и культурой обрекалась на периферийное существование и прозябание, лишалась вдохновляющих целей и права на поиск достойного будущего. «России сегодня нужны более амбициозные цели»- эта фраза не случайно появилась в последнем Послании президента (апрель 2002 г.).
Эти «амбициозные цели» можно осуществить лишь путем возрождения и обновления страны, который одни называют модернизацией, другие – трансформацией, а третьи – реконструкцией. Важно, однако, чтобы проблема выбора и самоопределения России нашла решение на основе широкого общественного согласия, а не «продавливания» какой-то одной, пусть и влиятельной в узких кругах, концептуальной идеи и схемы. Ведь реформы тем и отличаются от любой революции, контрреволюции или реставрации, что они совершаются в интересах всего общества и нуждаются в массовой поддержке, чтобы добиться успеха и желаемых результатов.
Такое понимание реальной исторической ситуации побудило авторов доклада внимательно отнестись к соответствующим программным разработкам и аналитическим материалам общественных организаций и отдельных ученых. Это – предложенная Центром стратегических разработок Г.Грефа программа «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и альтернативная ей «программа Ишаева»; партийные программы КПРФ, «Союза правых сил», «Отечество-Вся Россия», «Яблока» и др.; работы известных российских ученых – Л.Абалкина, А.Белоусова, Ю.Глазьева, М.Делягина, В.Иноземцева, В.Красильщикова, Д.Львова, А.Некипелова, Н.Шмелева и др.
Как ни парадоксально, выяснилось, что существует достаточно широкое поле совпадения и согласия именно в вопросах стратегического порядка и характера: в понимании причин неудач российских реформ, в оценке возможностей и шансов России выйти из системного кризиса. Там, где взгляды и подходы «слева» и «справа», или версии «оптимистические» и «пессимистические» расходятся, противостоят друг другу, налицо чисто идеологические, а не прагматические мотивы и соображения. Эти разногласия и разночтения, учитывая «идеократическую» природу российского социума, разумеется, нельзя игнорировать. Но любой социальный кризис как «перелом, тяжелое переходное состояние» несет в себе не только коллизии и проблемы, но также их возможное «разрешение» или «решение».
В этом плане наиболее продуктивной, по мнению авторов, является позиция конструктивной критики осуществляемых в стране преобразований, которая предполагает поддержку наметившихся позитивных тенденций и перемен, и одновременно поиска некой альтернативы – программных установок, стратегических целей и практических действий, обеспечивающих всестороннее развитие страны, с учетом ее реальных возможностей и ресурсов. Именно под таким углом зрения подводятся итоги проведенного исследования в данном докладе, состоящем из пяти глав.
В первой главе представлены и обрисованы основные направления стратегии и контуры преобразований, в которых современная Россия объективно нуждается и которые, при необходимых условиях и усилиях, могут быть ею успешно осуществлены. Определяются исходные посылки такой стратегии: она должна соответствовать цивилизационно-культурной и национально-государственной идентичности России; сохранять и укреплять ее субъектность в геополитическом и геостратегическом плане, в международно-правовой и внутриполитической сферах; в социальном и экономическом аспектах опираться преимущественно на собственный потенциал и стимулы трансформационных изменений.
В качестве главных обсуждаются такие вопросы:
  – какие именно стратегические цели и приоритеты должны быть избраны в качестве долгосрочных ориентиров и задач, определяя тем самым масштаб и глубину российских преобразований;
  – кто объективно заинтересован в успехе дела реконструкции страны и способен взять на себя роль субъекта реформ.
Основной предпосылкой и отправным пунктом реализации стратегии развития авторы доклада считают моральное состояние страны, присутствие духа и воли нации к возрождению и обновлению. В противовес логике пресловутого «экономического детерминизма», в которой привыкли рассуждать и действовать отечественные неолибералы, они выдвигают состояние духовной сферы и ценностные, социокультурные параметры развития, выбор которых во многом определяет и судьбу самой экономики. Ведь решение ее стратегических проблем лежит вовне, в сферах социальной политики и культуры.
Вторая глава посвящена анализу ценностных оснований и ориентиров перестройки российского социума и человеческого общежития. Ставятся и обсуждаются такие непростые для ответа и решения вопросы:
  – какое общество следует сегодня считать (и назвать) «современным» или «несовременным», и можно ли поиск «новой современности» отождествлять с дальнейшей капитализацией отношений и форм жизнеустройства, с построением «цивилизованного капитализма» как эталонным образцом и конечной целью постиндустриального развития;
  – как читаются и сочетаются сегодня ценности свободы, справедливости и равенства в рамках процесса глобализации и применительно к исторической матрице развития той или иной конкретной страны – например, России посткоммунистического периода.
Ясно, что в трехмерном единстве «свободы-справедливости-солидарности» формирующееся общество может принимать различные очертания. Скажем, быть обществом абсолютно автономных индивидов, обществом свободного, но одинокого и отчужденного человека. И может быть обществом, базирующемся на началах социальной солидарности людей, спаянных идеями социальной справедливости и равенства (потребуется уточнить – какой справедливости и какого равенства). Эти мировоззренческие (идеологические) вопросы о возможностях конвергенции классических идей либерализма и социализма обсуждаются сегодня не только социал-демократами. Перспективы дальнейшего существования и развития России во многом обусловлены решением этого ключевого вопроса – какое общество мы создаем или собираемся создать.
В третьей главе предметом обсуждения является проблема становления гражданского общества и правового государства под углом зрения постепенного превращения его в социальное государство, назначение которого состоит в обеспечении каждому гражданину достойной жизни и свободного развития его личности. В переходный период государство берет на себя активную роль:
 – в формировании социального рыночного хозяйства (с развитым общественным сектором), а также в проведении активной промышленной политики, определении приоритетов развития и соблюдении правил игры на рынке;
 – в трансформации «реактивной» (субсидиарной) социальной политики в адресную, проводимую на основе сбалансированного перераспределения общественных благ и консенсуса ценностей социальной справедливости и свободы;
  – в становлении равновесной социально-классовой структуры общества, включая формирование многочисленного среднего класса и других социальных общностей, и т.д.
Эти проблемы приходится решать на фоне реального кризиса индустриальной модели «национального государства», активизации неолиберальных установок на деполитизацию государства, функции которого в процессе глобализации якобы переходят к «гражданскому обществу» и все более космополитизируются.
Четвертая глава, будучи логическим продолжением двух предыдущих, обосновывает основные принципы и стратегические задачи в развитии социальной сферы, выдвигая на первый план идею возвращения государству его социальных функций, фактически изъятых из оборота государственной политики в ходе «шокового» реформирования страны в предшествующее десятилетие. Социальная политика рассматривается в качестве оселка решения многих проблем государственного и экономического строительства, мощного и независимого инструмента преодоления социальной дезинтеграции и нестабильности общества, достигших в России опасного уровня. На ближайшую и среднесрочную перспективу (2002-2010 гг.) предлагается программа неотложных мер, связанных с решением проблем повышения уровня и качества жизни населения (занятости-безработицы, заработной платы и пенсий, многоуровневой социальной защиты и т.д.).
Заключительная пятая глава посвящена выработке стратегии экономической реконструкции России. Речь идет о потребности и необходимости вывода страны на современные рубежи экономического развития, т.е. роста, технологического прогресса, производительности труда и конкурентоспособности производимой продукции, приоритетного развития экономики знаний, внедрения новых управленческих и организационных технологий. Обсуждаются объективные предпосылки и возможности стратегического выбора, учитывающие как потребности развития внутреннего рынка, так и настоятельную необходимость вхождения страны в глобальную экономику. Отдавая должное роли и значению экономической составляющей в стратегии российских реформ, авторы конкретно и предметно (в общетеоретическом ракурсе и контексте) рассматривают вопросы формирования активной промышленной политики, проведения структурной перестройки и технологического прогресса экономики, умелого использования ресурсных возможностей страны и другие.