Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Бузник Михаил. Закладки для неба

Бузник Михаил. Закладки для неба

Автор(ы): Бузник Михаил
Издательство: Русский путь / YMCA-Press
Год выпуска 2009
Число страниц: 136
Иллюстрации: есть
ISBN: 978-5-85887-328-0
Размер: 206х135х7 мм
Вес: 260 г.
Голосов: 2, Рейтинг: 3.02
210 р.

Описание

Как и все другие поэтические книги Михаила Бузника, вышедшие в «YMCA-Press» (Париж) — «Русский путь» (Москва), «Закладки для неба» поражают своими откровениями. Ни на кого не похожий, мгновенно узнаваемый по своей индивидуальной манере письма, Михаил Бузник потрясает философской глубиной, неразрывно слитой с нежнейшим, ничем не замутненным лиризмом. Для русской поэзии это новая страница, которую хочется читать и перечитывать. Епископ Вашингтонский и Сан-Францисский Василий Родзянко был уверен, что Михаилу Бузнику дано описывать события горнего мира.
Книгу оформили Сергей Параджанов, Рустам Хамдамов, Жерар Депардье.

 

Михаил Бузник

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ


Петербург. Июнь.
Журнал листаю. Вдруг на соседней скамейке
слышу имя отца.

— Как легко писал Христофор Михайлович!
Формулы играли с ним.
— Сегодня на Литейном возле Академкниги будто
бы увидел его.
Он меня разбудил.
— Задержаться бы ему на Литейном.
— Как он тяжело умирал.
— Он явлением остался. (Долгое молчание.)
Разумеется.

И вдруг начался ливень. Гром оглушал. Срывал
гнев ветер.
С любящими отца я поневоле разминулся.
Видел же я их впервые.

И вдруг — через бесконечный объем света,
который хлынул к памяти — на небе усыновление
Слова отцом — происходило, с явью слитное.

Знанием становилась вера.
Перекрученная, перегруженная — парабола мгнове-
ния, твердила:
отец меня видит, читает, слышит!..

Невероятно, но он в те минуты был совсем рядом,
как и секунды световые.

Пространство удлинялось, расширялось…
Рассветное — златило потустороннее.

И я записал:
Залито светом
неосуществившееся…

Дальше времени —
истонченный смысл
бытия.

Неоставленная,
НЕОСТАНОВЛЕННАЯ
энергия Невы —
зримый предел
красоты
изводит.

Я был уверен, что Слова мои отцом слышимы,
читаемы…
Души-то рядом.
И теперь я ему писал:

1. Бесплотные лучи
срывают расстояния —
ИСЧЕЗАЮЩИЕ над
Ангелами.

Высмотрели ВРЕМЯ
ОБРАТНОЕ.

Ризы Ангелов —
закладками для неба —
становились.

23.07.2007

2. Плен полнолунию —
горсть зерна
в её руках…

Явное в провиденьи —
страх.

Агония пробирается
к перевёрнутым
пирамидам,
но память —
не найдет.

7.07.2007

3. Подземный холод
неохватный крест
печали
хранит.

В солёной
вязкости Слов —
прах + весть.

Первозданного сгустки —
временное
исключают.

24.07.2007

4. Пространства Антимиров
ранящим холодом
распределены во
Вселенной.

Силовые же их линии,
надеясь на конечность
боли людской —
предчувствия сворачивают
в круге быстром
странствий изменчивых.

6.07.2007

5. Тайны — омываемые
жизнью зарождающейся,
были разводом
сил небесных
пропитаны.

Горем людским,
камни, как воск,
умягчались.

5.08.2007

6. МОНАХИ — вырезанные
большевиками, что
глаголы
призывающие.

ТАЙНЫ ДОВРЕМЕННЫЕ —
завернулись в вертикаль
близости
сверхмирной.

Могилы над крестами
кружат.

25.07.2007

7. В черепах земля
спит?
Радуется?
Чему?

Триллионы
черепов в земле.

Не разрывая провиденья
явного —
души ушедших
их узнают.
Всегда.

6.08.2007

8. Земля разделена.

Как надгробия плоти
живой — секунды
обездоленные.

В Ираке
в конце июля
гробницу пророка
Даниила
взорвали:
ЦАРЕСЛОВ ВСЕЛЕННОЙ.

3.08.2007

9. Залито светом
неосуществившееся….

ДАЛЬШЕ ВРЕМЕНИ —
истонченный свет
бытия.
Неоставленная.

НЕОСТАНОВЛЕННАЯ —
энергия Парижа,
зримый предел
красоты
изводит.

22.07.2007

<...>

Пределы слова — плоть принявшие —
перегородкам неба
дивятся.

Каждая частичка света —
в миг рождения Христофорчика
была значима.

Пальцы малыша
глины словно касаются.
В ней же прах предков,
и прах, прах —
преходящему оставленный.

Стихии пределов Господа! —
время делят.

Малыш узнает, что большевики
глаза Святым на иконах
выкалывали.

Что ГУЛАГи срывали кожу
людскую даже с небесных планов,
что в Дух переходят.

Плача исток —
снайпер.

От бесконечности страданий людских —
вектор силы Христофорчика.

ВЕРТИКАЛЬ — пересекающая горизонталь —
возносит, возносит КРЕСТ.

27.9.2008

В субботу 23 августа 2008 года
в 6.15 утра родился сын —
Христофор Бузник


ИСТОК всего живого —
в Слове отражённый —
Христофорчиком
настигнут.

И все помыслы
благими становятся
от бытия, Херувимами
продлённого.

Мосты из сгустков света
от долготы земного
времени —
оттенки вечности
опережают.

9.03.2009. 


ИЛЛЮСТРАЦИИ


Рисунок Рустама Хамдамова Благословение Сергея Параджанова Михаила Бузника. 1989 Жерар Депардье.Портрет Артюра Рембо
Рисунок Рустама Хамдамова
Благословение Сергея Параджанова
Михаила Бузника. 1989
Жерар Депардье.
Портрет Артюра Рембо

РЕЦЕНЗИИ


Фёдор Мальцев
(Михаил Бузник. «Закладки для неба»)
 
«Дети Ра» №1(63), 2010 г.

Михаил Бузник (1947 г. р.) — заметная фигура русской изящной словесности. Поэт, автор многих пьес, поставленных как в России, так и за рубежом, и пяти сборников стихов. Новая книга поэта, вышедшая в знаменитом парижском издательстве YMCA-Press, подчеркивает все грани его необычного дарования. В стихах Михаила Бузника, как правило, нет ни рифм, ни строгих выверенных размеров, ни привычной логики… Это поток концентрированного сознания, сгустки-символы живого поэтического слова.

Душа заходила
за пределы
смерти…

Каждая секунда
разделяла имена
в исчезающем
единстве Ангелов —
неприкосновенных…

В пространствах
выброшенных —
для жилищ жасминовых

7.08.2006

Константин Кедров на страницах «Новых известий» от 29 мая 1999 года так писал о творчестве Михаила Бузника:
«Такой поэзии раньше просто не было».
С этими словами трудно не согласиться.

Поэзия Бузника полна философии, мудрости, сострадания. О чем бы он не писал, это добрые, светлые стихи. На первый взгляд кажется, что стихи Бузника асоциальны, но это обманчивое впечатление.
Он поэт — четкой патриотической, антивоенной ноты.

И окаменевшая тень Ирода
вонзилась в небесную
ткань мыслей —
расстрелянных
в Освенциме.

Безусловно, выигрышным моментом этой книги является оформление. Сборник проиллюстрирован рисунками других уникальных художников — Сергея Параджанова, Рустама Хамдамова, Жерара Депардье.


Стихия неумолимого

«Литературная газета», выпуск №49 (6253), 02.12.2009 г.

Епископ Вашингтонский и Сан-Францисский Василий Родзянко был уверен, что Михаилу Бузнику дано описывать события горнего мира. Так или не так, простым смертным судить трудно, но, вне всяких сомнений, стихи Михаила Бузника способны произвести сильнейшее впечатление:

Души палачей
гонит ветер –
над куполами
смертей.

А то и потрясти до неподдельных слёз. Это жестокая в своей искренности поэзия, открытая всем и одновременно таинственная.

Свет же факельный,
отзеркаленный
неистребимо
над детским страхом
висит.


Владимир Мартынов
Православный бриколлаж и сокровенная поэзия

НГ-ExLibris. 29.04.2010

Когда сейчас между Церковью и культурой существует сильное напряжение, трудно представить себе культурные жесты, культурную продукцию, выражающие религиозное содержание. Как правило, это сусальное «благоглаголание благопотребное», которое просто иллюстрирует религиозные догматы, — чаще всего именно его мы видим на фестивалях православного пения, православного кино и т.п.

Или это достаточно опасная игра, которую ведет актуальное искусство: Олег Кулик, участники выставки «Верую!» и другие. На этом фоне книги Бузника воспринимаются как глоток свежего воздуха или даже озона, как замечательно сказал о них Андрей Вознесенский. Они примеряют практически непримиримые начала: Церковь и культуру.

Как ему это удается? По-видимому, дело в уникальном жизненном опыте Бузника. С одной стороны, у него поразительный культурный бэкграунд. Он близко общался с Виктором Некрасовым, Георгием Товстоноговым, Сергеем Параджановым, Борисом Раушенбахом и многими другими, дружил с ними, был их собеседником.

В то же время у него не менее богатый опыт церковной жизни и не менее замечательный круг общения: один владыка Василий Родзянко чего стоит. Вместе с отцом Геннадием (Огрызковым) Бузник воссоздавал храм Вознесения Господня («Малого Вознесения»), участвовал в организации прихода. Налицо два «рукава» жизни Бузника — вкорененность в культурную жизнь и вкорененность в церковную жизнь.

Тексты Михаила Бузника представляют собой своеобразную, причудливую смесь. Эта афористическая форма, по словам Бузника, была ему дарована свыше, он ее не вырабатывал.

Надо подчеркнуть такой момент, что не зря он пользуется исключительным успехом в Китае. Эта форма России не свойственна, по многим параметрам она ассоциируется с мистическими сочинениями Дионисия Ареопагита, Григория Нисского, Василия Великого или «Дао Дэ Цзин» Лао-цзы. Здесь, может быть, и какие-то молитвенные формулы, совершенно явные. Они перемешаны с воспоминаниями о встречах с выдающимися людьми, с дневниковыми записями, практически необработанными, что увеличивает их ценность. И все это в соседних строчках.

Такое соприсутствие производит дивное впечатление. Можно сказать, что это бриколлаж, мозаика, сотканная из разных сортов текста. И не рифмовка звуков, а рифмовка несводимых друг к другу явлений.

Таким образом, перед нами пример реального культурного жеста, о котором можно говорить как о сокровенной религиозной поэзии.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ