Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новинка
Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева Е.Ю.) Путь: Публицистические очерки; Богословские и религиозно-философские сочинения; Воспоминания, письма, записные книжки / [сост. Т.В.Викторовой, Н.В.Ликвинцевой; науч.ред., вступ. ст. и примеч. Н.В.Ликвинцевой]

Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева Е.Ю.) Путь: Публицистические очерки; Богословские и религиозно-философские сочинения; Воспоминания, письма, записные книжки / [сост. Т.В.Викторовой, Н.В.Ликвинцевой; науч.ред., вступ. ст. и примеч. Н.В.Ликвинцевой]

Издательство: Русский путь / YMCA-Press
Год выпуска 2022
Число страниц: 392
Иллюстрации: вкл. 16 с.
ISBN: 978-5-85887-542-0 (РП), ISBN 978-2-85065-301-8 (YMCA-Press)
Размер: 236×157×28 мм
Вес: 700 г.
Голосов: 3, Рейтинг: 3.17
784 р.

Описание

В книгу матери Марии (Скобцовой Е.Ю. Кузьминой-Караваевой; 1891–1945), религиозного мыслителя, поэта, прозаика и художника, вошли богословские и религиозно-философские сочинения и публицистика 1930-х гг., по большей части написанные вскоре после ее монашеского пострига. В них она, в частности, размышляет о сути монашества и аскетизма, о синтезе духовной и светской культуры, о Богородице и материнстве. Издание дополняют письма и дневниковые записи этого периода, а также мемуарные очерки.
Восстановленная составителями подробная Хроника жизни и творчества матери Марии представляет детали ее многогранной и яркой деятельности. В Приложениях собраны воспоминания ее друзей и сподвижников, а также черновики и наброски, позволяющие проникнуть в творческую лабораторию автора. Часть материалов публикуется впервые. Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой русской эмиграции, а также специалистам по богословию ХХ века.

ИЛЛЮСТРАЦИИ


СОДЕРЖАНИЕ


От составителей

Н. Ликвинцева. Сужение пути: жизнь и творчество матери Марии в первые годы после монашеского пострига 

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ

Русская география Франции
     1. Кнютанж — Нильванж — Альгранж — Айанж 
     2. Ницца бездомная 
     3. Марсель (город) 
     4. Марсель (люди) 
     [5.] Клермон-Ферран 
     [6.] Лагерь девушек 
     [7.] Лион 
     [8.] Лион (русская жизнь) 
     [9.] Страсбург 
     [10.] Нанси 
     [11.] Южин 
     [12.] Гренобль 

Прибалтика
     Нарва 
     Пюхтицкий монастырь 
     Псково-Печерский монастырь
         [I] 
         II 
Финляндия. — Гельсингфорс
Из неопубликованного
     Провинциальные впечатления 

БОГОСЛОВСКИЕ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОЧИНЕНИЯ

В поисках синтеза
     Святая земля 
     В поисках синтеза 
     Рождение и творение 
     Истоки творчества 
     Оправдание фарисейства 
     Об Антихристе
О Богородице и материнстве
     О подражании Богоматери 
     Почитание Богоматери 
     О суде Соломона и о материнстве 
     Прославление Богоматери 
О монашестве и аскетизме
     К делу 
     О монашестве
          Предисловие 
          Основное положение монашества 
          О современном положении монашества 
          О монашестве 
          Мистика человекообщения 
          Кризис целостной жизни 
     Еще о монашестве 
     Нищие духом 
     Страсть к самоанализу 
     Аскетизм 
     Современный аскетизм
          Современные задачи аскетизма 
          Аскетика человекообщения 

ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА И ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ

Воспоминания: памяти свящ. Александра Ельчанинова
     У гроба отца Александра 
     Отец Александр как духовник 

Письма
     К С.Б. Пиленко и Ю. Скобцову
          1. [Начало – середина июля 1932, Париж]
          2. [Начало августа 1932, Рига] 
     К С.Б. Пиленко
          1. [Сентябрь–октябрь 1932, Париж] 
          2. [Начало ноября 1932, Париж] 
     К М.М. Федорову
          [5 октября 1933, Париж] 
Из записных книжек
     [Есть два способа жить… 31 августа 1934] 
     [Иногда лежишь на песке, как рыба…] 
     [Мы знаем, что строим по-разному…] 
     [Мой путь, — новая версия притчи о мытаре и фарисее…] 
     [По каким причинам люди служат субботе? 17 ноября 1935] 

ПРИЛОЖЕНИЯ

I. Другие редакции и варианты. Наброски
     В поисках синтеза
          [«Помимо непосредственных данных Божественного откровения…»] 
          Злое чудо 
     О Богородице и материнстве
          Православное почитание Богоматери 
          Прения о православном почитании Богоматери 
     О монашестве и аскетизме
          Какие монахи и монахини есть 
          О трех основных монашеских обетах 

II. Дополнительные материалы
     Публицистические очерки
          Б.В. Прибалтика 
          Б.В. Плюханов. Пятый съезд РСХД в Прибалтике (Второй Пюхтицкий
съезд). [Фрагмент главы из книги «РСХД в Латвии и Эстонии»] 
     В поисках синтеза
          Протокол второго семинара отца Сергия Булгакова о христианском
аскетизме и православной культуре 
          [Б.п.] Круг: Беседа десятая, 20 апреля 1936 года 
     Из воспоминаний о первых годах монашества матери Марии и первом общежитии на Вилла де Сакс
          К.В. Мочульский. Монахиня Мария (Скобцова): Воспоминания.
[Фрагменты]
          Т.И. Манухина. Монахиня Мария: К десятилетию со дня кончины.
[Фрагмент]

Примечания
Хроника жизни и творчества. 1891–1945 
Библиография прижизненных публикаций в периодических изданиях русского зарубежья. 1924–1939 
Сокращения 
Аббревиатуры
Условные обозначения
Указатель имен



ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


<...> В настоящее издание вошли богословские и религиозно-философские сочинения и публицистика матери Марии, написанные в 1930-х гг. Особое внимание уделено 1932–1936 гг., периоду творчества матери Марии сразу после монашеского пострига и до создания общества «Православное Дело», хотя в книгу включены и более поздние статьи, входящие в выбранные тематические рубрики. В первый раздел, «Публицистические очерки», вошли циклы статей «Русская география Франции» и «Прибалтика», опубликованные в 1932 г. в газете «Последние новости» и ставшие итогом многочисленных поездок матери Марии как разъездного секретаря Русского студенческого христианского движения (РСХД) по разным городам и поселкам Франции, рабочим центрам русского рассеяния, а также ее поездки 1932 г. по русской Прибалтике. Читатель найдет здесь живые и талантливые очерки, рисующие тяжелые условия труда и быта русской диаспоры, яркие портреты людей, тревогу о рядовых русских эмигрантах, которым посвящена вся социальная монашеская деятельность матери Марии, в ее заботе о том, чтобы предоставить им кров (общежития), накормить (столовые), внести свет и смысл в беспросветную череду будней (создание церквей и культурно-просветительских центров при общежитиях).
Богословские и религиозно-философские работы матери Марии, составляющие центральную часть киги, разбиты на три больших блока по тематическому принципу. В раздел «В поисках синтеза» вошли статьи, посвященные
теме творчества, православной культуры, поискам синтеза духовной и светской культуры, богословскому анализу человеческого творчества как подражания Христу, предстающему в мысли матери Марии как максимально творческая Личность, ориентир и образец для всех видов творческой деятельности. В раздел «О Богородице и материнстве» вошли богословские размышления матери Марии о православном почитании Богородицы, о человеческом призвании подражать Богоматери в Ее жертвенном сострадании крестным мукам Сына и крестоношению каждого человека. Эти размышления помогают лучше понять то призвание «всеобъемлющего материнства», заботы о каждом встреченном на пути человеке, под знаком которого проходит вся монашеская жизнь матери Марии. В раздел «О монашестве и аскетизме» вошли работы матери Марии, ставшие плодом размышлений над вопросами, особенно волновавшими ее сразу после пострига: о современном монашестве, стоящем перед новыми вызовами времени, о том, как сегодня нужно понимать монашеские обеты, о необходимости создания новой формы монашества — монашества в миру, не прячущегося за стенами монастыря как в «духовном санатории», а разделяющего все беды и страдания мира; об особенностях современного понимания аскетизма, нацеленного не на самоспасение человека, но на спасение ближнего.
В этот блок вошла одна из ключевых для всего богословского творчества матери Марии статья «Мистика человекообщения» (1936) о том, что путь к Богу лежит через любовь к человеку, что подлинное общение может стать таинством, открывающим в человеке образ Божий.
В это издание, как и во все книги серии, вошли письма и дневниковые записи Елизаветы Юрьевны Скобцовой выбранного периода — времени сразу после пострига, периода создания ее первого парижского общежития на Вилла де Сакс. Раздел также дополнен двумя мемуарными очерками об о. Александре Ельчанинове, написанными в связи с безвременной кончиной пастыря в 1934 г. Все детали биографии матери Марии, связанные с первыми годами ее монашеской деятельности, подробно отражены в Хронике жизни и творчества. К основному корпусу текстов примыкают два Приложения: первое («Другие редакции и варианты. Наброски») позволяет проникнуть в творческую лабораторию автора и проследить за созреванием ее богословской мысли на примере незавершенных набросков (таких как текст «Злое чудо») или еще не самостоятельных текстов, таких как «Православное почитание Богоматери», ее конспект книги прот. Сергия Булгакова «Купина неопалимая», который в дальнейшем станет основой для разработки ее собственных богословских воззрений о Богоматери и материнстве. Во второе Приложение («Дополнительные материалы») вошли тексты, позволяющие полнее представить жизнь и деятельность матери Марии в 1932–1936 гг.: воспоминания о ее поездке в 1932 г. в Прибалтику и о ее первом общежитии на Вилла де Сакс, а также документы, позволяющее объемнее представить контекст некоторых ее богословских статей (протокол семинара о. Сергия Булгакова, в котором отражены реплики матери Марии, или запись ее выступления в обществе «Круг»). Такие материалы позволят читателю лучше понять публикуемые тексты и полнее представить яркую и многогранную личность их автора. <...>


РЕЦЕНЗИИ

Виктор Леонидов

Издана новая книга произведений матери Марии (Скобцовой)

Источник: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 18.03.2023

Вышел в свет новый том произведений матери Марии «Путь: Публицистические очерки; Богословские и религиозно-философские сочинения; Воспоминания, письма, записные книжки» (составление Т.В.Викторовой, Н.В.Ликвинцевой, научная редакция, вступительная статья и примечания Н.В.Ликвинцевой. М: Русский путь; Париж, YMCA-Press, 2022. 286 с.).

Имя матери Марии (Елизаветы Юрьевны Скобцовой, в первом браке Кузьминой-Караваевой; 1891–1945) давно стало легендой. Поэтесса Серебряного века, знакомая Александра Блока, подруга Алексея Толстого, она даже принимала участие в движении эсеров, за что чуть не была расстреляна деникинцами. Потом, в эмиграции, Елизавета Юрьевна стала одной из самых видных фигур в деле сохранения православной веры в изгнании и приняла постриг.

В историю мать Мария вошла как мученица, как святая. В фашистском концлагере, немного не дожив до Великой Победы, она добровольно пошла в газовую камеру вместо женщины с ребенком.

Елизавета Юрьевна была необыкновенно одаренным человеком. Писала замечательные стихи (недаром ее ценил Блок), великолепно владела словом. И еще стала одним из самых выдающихся богословов русского изгнания.

Во всем этом можно еще раз убедиться, взяв в руки новую книгу очерков и религиозных произведений матери Марии, которая совсем недавно увидела свет под эгидой московского издательства «Русский путь» и парижского издательства «YMCA-Press». Подготовили книгу к печати, проведя огромную и поистине ювелирную археографическую и научно-справочную работу, Татьяна Викторова и Наталья Ликвинцева.

Причем надо отметить, что это уже третья книга матери Марии, выпущенная «Русским путем» при участии «YMCA-Press». В 2012 году увидел свет ее сборник мемуарных очерков «Встречи с Блоком», а в 2019 году — «Россия и эмиграция», где были опубликованы «Жития святых» и ряд других религиозно-философских очерков.

Итак, новая книга матери Марии «Путь» открывается циклом очерков «Русская география Франции» и «Прибалтика», которые Елизавета Юрьевна публиковала в газете «Последние новости». По поручению Русского студенческого христианского движения она объездила всю Францию и страны Балтии, чтобы узнать, как на самом деле живут изгнанники из России.

«Собственно, если есть такое бесспорное и повсеместное достижение русских эмигрантов, если есть нечто, в чем они оказались безупречными, — то это именно в отношении труда. Русские работают везде, и везде работают прекрасно. <…> Часто, смотря на русских рабочих, каких-нибудь старых интеллигенток на фабриках или молодых пареньков в шоферах, — диву даешься, откуда эта непреклонность в труде, откуда трудовая выдержка?» — писала она (с. 46–47).

Эти очерки — бесценный источник по истории социальной жизни и быта русской эмиграции. «Мать Мария описывает, ярко и внятно, различные социальные страты беженского общества: рабочих сталелитейных заводов Лотарингии или шелковых фабрик Лиона, бездомных Ниццы, обитателей беженского лагеря Виктора Гюго в Марселе, вокзальных служащих в Клермон-Ферране, русских детей Южина, студентов Страсбурга или Нанси», — пишет Н.В.Ликвинцева (с. 12).

Богословские и религиозные работы матери Марии, составляющие сердцевину книги, заинтересуют тех, кто изучает историю религии и вопросы православной веры. Особенное внимание наверняка привлекут статьи, посвященные синтезу православной и светской культуры, богословскому анализу творчества, статьи о почитании Богородицы и о призвании людей следовать во всем примеру Богоматери. Много размышляла Елизавета Юрьевна и о проблемах монашества, монашеского аскетизма и монашества в миру. Эта тема была особенно близка ей, потому что она ежедневно стремилась помочь русским изгнанникам, а не пряталась за стенами монастыря.

Еще можно познакомиться с записными книжкам матери Марии и ее короткими дневниковыми записями.

Словом, вас ждет встреча с произведениями женщины необычайного ума и необыкновенно светлой души.


В. Леонидов

Святая в жизни и после смерти. Неизвестное наследие матери Марии (Кузьминой-Караваевой)

НГ - Ex-libris, 26.04.2023

В самом начале перестройки я успел побывать в Ярославле у вернувшегося после войны из Франции в СССР протоиерея, сына царского адмирала Бориса Старка. Передать чудо этой беседы, конечно, невозможно. В своем очень маленьком домике он мне рассказывал о русских эмигрантах и Париже. Речь зашла о фильме Сергея Колосова «Мать Мария», где главную роль сыграла Людмила Касаткина.

«Мать Мария была совершенно не такая, – говорил отец Борис. – В фильме это красавица, элегантная, обаятельная. В жизни сутулилась, все время курила и носила с собой мешок, с которым каждый вечер ходила на рынок и выпрашивала у торговцев овощи для русских больниц и ночлежек. Потом приносила продукты нуждающимся и, подобрав подол, начинала мыть полы».

Эта удивительная женщина, добровольно пошедшая в нацистском концлагере в газовую камеру вместо другой узницы, стала одним из символов русской и мировой трагедии ХХ века. Поэтесса Серебряного века, подруга Александра Блока и Алексея Толстого, участница партии эсеров, едва не расстрелянная деникинцами, она покинула Россию после Гражданской войны, чтобы служить Богу и обездоленным соотечественникам.

Она была удивительно одаренной. Писала стихи, великолепно владела словом. Ее очерки публиковались в различных эмигрантских изданиях. И еще она мучительно пыталась постичь смысл православной веры, размышляя над ее основными принципами и положениями.

В этом еще раз можно убедиться, взяв в руки большой том произведений матери Марии «Путь», вышедший под эгидой московского издательства «Русский путь» и парижского YMCA-PRESS. Это уже третья книга ее произведений, выпущенная ими. Издание подготовили к печати Татьяна Викторова и Наталья Ликвинцева.

16 марта 1932 года в храме Сергиевского подворья в Париже Елизавета Юрьевна Скобцова (Кузьмина-Караваева), незадолго до этого похоронившая дочь, приняла монашеский постриг. Накануне она написала поистине «цветаевские» строки: «В рубаху белую одета…/ О, внутренний мой человек,/ Сейчас еще – Елизавета,/ А завтра буду – имя рек».

В своей новой жизни мать Мария стремилась еще больше реализовать себя в своем служении людям и вере. Прежде всего перед нами вырисовывается фигура женщины, воплотившей принципы милосердия. Смысл ее жизни, ее существования был в помощи тем, кому она была необходима. Особенно больным и нищим соотечественникам.

Мы читаем яркие, образные репортажи о жизни русских, которые она публиковала в газете «Последние новости», когда, будучи разъездным секретарем Русского студенческого христианского движения, моталась по разным областям Франции и Прибалтики, чтобы выяснить, как там живут российские изгнанники. Это необыкновенно ценный материал по истории эмиграции.

«Часто, смотря на русских рабочих, каких-нибудь старых интеллигенток на фабриках или молодых пареньков в шоферах – диву даешься, откуда эта непреклонность в труде, откуда трудовая выдержка?.. Русские работают везде, и везде прекрасно… И работают все – старики, молодые, женщины, мужчины, работавшие раньше, бывшие раньше белоручками, интеллигентные, неинтеллигентные, здоровые, больные», – пишет она.

Ну и, конечно, для тех, кто глубоко погружен в проблемы богословия, настоящим откровением станут статьи матери Марии, представленные в книге. Здесь и размышления о православном почитании Богородицы, о смысле человеческого творчества как подражании Христу. Вы можете познакомиться с одной из ключевых статей «Мистика человекообщения», где говорится о любви как единственно верной дороге к Богу.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ