Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Шмеман Александр, протопресвитер. Основы русской культуры: Беседы, 1970–1971 / протопресвитер Александр Шмеман; [предисл. С.А. Шмемана; вступ. ст. М.А. Васильевой, А.А. Тесли; сост., подгот. текста и коммент. М.А. Васильевой].

Шмеман Александр, протопресвитер. Основы русской культуры: Беседы, 1970–1971 / протопресвитер Александр Шмеман; [предисл. С.А. Шмемана; вступ. ст. М.А. Васильевой, А.А. Тесли; сост., подгот. текста и коммент. М.А. Васильевой].

Автор(ы): Шмеман А., прот.
Год выпуска 2021
Число страниц: 248
Переплет: твердый
Иллюстрации: есть
ISBN: 978-5-85887- 532-1 (Русский путь), 978-5-7429-1410-5 (Изд-во ПСТГУ)
Размер: 198×136×118 мм
Вес: 340 г.
Голосов: 1, Рейтинг: 3.3
Нет в продаже

Описание

Цикл радиобесед «Основы русской культуры» (1970–1971) выдающегося церковного деятеля и богослова протопресвитера Александра Шмемана (1921–1983) публикуется полностью впервые. Занимающий особое место в наследии Шмемана радиоцикл охватывает большое историческое пространство, выстраивая панораму русской культуры от эпохи введения христианства в Киевской Руси до ХХ века. Беседы представляют попытку анализа многосложных узлов и неразрешимых антиномий русской культуры, приведших к тектоническим социальным сломам в начале ХХ века, к «революции — как обрыву личной и национальной судьбы» сразу нескольких поколений, к исчезновению «дореволюционной России» как культурной цивилизации, к трагедии Русского исхода, частью которого был и сам Александр Шмеман, — родившийся в эмиграции, но осознававший себя «безусловно русским».
Издание сопровождено предисловием сына священника, вступительной статьей, повествующей об эдиционной истории текста и связанных с ней архивных и текстологических разысканиях, а также обширными комментариями. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей русской культуры.


СОДЕРЖАНИЕ



С. Шмеман. Предисловие 

М. Васильева, А. Тесля. Скрипт, простой и сложный 


ОСНОВЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Беседа 1. Спор о культуре в СССР: Протест 

Беседа 2. Спор о культуре в Советском Союзе 

Беседа 3. «Культура» в русском самосознании 

Беседа 4. Парадоксы русского культурного развития: Максимализм 

Беседа 5. Парадоксы русского культурного развития: Минимализм 

Беседа 6. Парадоксы русского культурного развития: Утопизм 

Беседа 7. «Взрыв» русского культурного самосознания в XIX веке (1) 

Беседа 8. «Взрыв» русского культурного самосознания в XIX веке (2) 

Беседа 9. «Взрыв» русского культурного самосознания в XIX веке (3) 

Беседа 10. Отрицание культуры во имя прагматизма 

Беседа 11. Отрицание культуры во имя религии 

Беседа 12. Отрицание культуры во имя социальной утопии 

Беседа 13. Толстой и культура

Беседа 14. Достоевский и русская культура 

Беседа 15. Культурное самосознание «начала века» (1) 

Беседа 16. Культурное самосознание «начала века» (2) 

Беседа 17. Уход от нравственных основ культуры 

Беседа 18. Первая реакция на революцию 

Беседа 19. Порабощение культуры 

Беседа 20. Творческое сопротивление <(1)>

Беседа 21. Творческое сопротивление (2) 

Беседа 22. Творческое сопротивление (3) 

Беседа 23. Прошлое и традиции 

Беседа 24. Запад 

Беседа 25. Технология и наука 

Беседа 26. Социальные темы 

Беседа 27. Религиозные темы 

Беседа 28. На распутье 

Беседа 29. На пути к синтезу (1) 

Беседа 30. На пути к синтезу (2) 

Беседа 31. Заключение 

Комментарии 

Указатель имен



РЕЦЕЦНЗИИ


Андрей Мартынов

Парадокс русской культуры. Шмеман

МОСКВА, 28 июля 2022, 20:49 — REGNUM

Парадокс отечественного общества: многие великие творения доходили до читателей по частям. Первое издание в Советском Союзе «Мастера и Маргариты» было купировано цензурой. А у издателей в русском зарубежье при публикации не оказалось всей рукописи романа «Мы» Евгения Замятина.

Но, как известно, рукописи не горят. И сейчас мы имеем без каких-либо сокращений — и «закатный роман» Булгакова, и программный роман Замятина.

Не стал исключением в этом ряду и протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983). В 1970–1971 гг. он записал на радиостанции «Свобода» (СМИ, выполняющее функции иностранного агента) цикл лекций. В архиве радио они не сохранились, и первоначальные публикации (сначала в Ежегоднике дома русского зарубежья, а затем отдельным изданием, о котором писалось тут) делались по сохранившимся фрагментам, отложившимся в частных архивах друзей священника, с которыми он делился текстом. Нынешнее первое полное издание «Основ русской культуры» позволяет вновь поразмышлять об одном из программных сочинений знаменитого богослова.

Для Шмемана культура является базовым понятием, воплощением вечности, так как именно она преодолевает раздробленность и временное. Лежащие в ее основе христианские ценности в отечественной истории изначально воспринимались интуитивно, а в дальнейшем нередко сквозь призму секулярных практик. Но при этом сохранялась их сущность (даже при внешнем атеистическом или богоборческом отрицании). Как подчеркивал автор, «в русской культуре на всем ее протяжении мы не найдем хулы на мир, на человека, на жизнь» (ведь критике подвергались конкретные люди или явления).

Отец Александр рассматривал различные, как правило, взаимно противоположные тенденции, характерные для отечественного социума: тягу к минимализму и стремление к максимализму, прагматизм и утопические настроения. Среди них он особенно выделял такие вопросы, как наука, вопросы социального устройства общества, и религию.

Впрочем, в восприятии мыслителя эти противоречия не были критичными. Возможность их преодоления священник видел в еще одной тенденции, характерной для русской культуры — стремлении к всеединству.

Тем самым Шмеман возвращал современную ему культуру к идеям русского религиозного возрождения. В итоге получилось то ли новое «вечное возвращение» в традиции Ницше, то ли не менее новый вариант «всемирной отзывчивости» Достоевского. Думается, любой из этих вариантов более чем достоин.