Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Савицкий П.Н. Научные задачи евразийства: Статьи и письма / Петр Савицкий; сост., вступ. ст. К.Б.Ермишиной; подгот. текста, примеч. О.Т.Ермишина и К.Б.Ермишиной.

Савицкий П.Н. Научные задачи евразийства: Статьи и письма / Петр Савицкий; сост., вступ. ст. К.Б.Ермишиной; подгот. текста, примеч. О.Т.Ермишина и К.Б.Ермишиной.

Автор(ы): Савицкий П.Н.
Год выпуска 2018
Число страниц: 680
Переплет: твердый
Иллюстрации: есть
ISBN: 978-5-98854-064-9 (ДРЗ), 978-5-98454-046-9 (Викмо-М)
Размер: 232×176×27 мм
Оценить (Нет голосов)
840 р.

Описание

Петр Николаевич Савицкий (1895–1968) — экономист, географ, публицист, поэт, один из основателей евразийства, руководитель Пражской евразийской группы. В издании собраны статьи, которые показывают разностороннюю научную деятельность П.Н.Савицкого, его литературные, экономические и исторические интересы. Вторая часть издания включает впервые публикуемые письма П.Н.Савицкого к П.П.Сувчинскому, дающие представление о личности автора и его участии в евразийском движении. В приложении помещены избранные письма П.П.Сувчинского к П.Н.Савицкому. Книга адресована всем, кого интересуют идейные течения русской эмиграции ХХ в. 


СОДЕРЖАНИЕ


К.Б. Ермишина
Петр Николаевич Савицкий: жизненный и творческий путь

Статьи

<О любви>
Идея Родины в советской поэзии
Хозяйство и вера
Метафизика хозяйства
Великороссия и Украина в русской культуре
«Житие» протопопа Аввакума как географический первоисточник
Научные задачи евразийства
Власть организационной идеи
Периодизация истории русских открытий
«Подъем» и «депрессия» в древнерусской истории
Кто и что делает русскую культуру «провинциальной»?
Ритмы монгольского века
Гибель и воссоздание неоценимых сокровищ
Россия и эмиграция

Письма к П.П. Сувчинскому
(1921–1930, 1957–1958)

1921
1922
1923
1924
1925
1926
1927
1928
1929
1930
1957
1958

Приложение 
Избранные письма П.П. Сувчинского к П.Н. Савицкому (1922–1925, 1957)


Примечания
Указатель имен



ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


П.Н. Савицкий (1895–1968) больше известен как один из основоположников, а затем единственный лидер (после 1930 г.) евразийского движения. Интерес к евразийству и П.Н. Савицкому стабильно высок, однако до сих пор его творчество нуждается в изучении. Научные интересы П.Н. Савицкого были весьма разнообразны, кроме работ на евразийские темы, он писал по вопросам литературы, зодчества, географии, философии, истории, статистики, экономики, политики, лингвистики, в последние годы опубликовал сборник стихов. Евразийскую концепцию Савицкого невозможно понять и оценить вне контекста написанных им работ на другие темы. Савицкий считал, что евразийство как мировоззрение, отражающее целостный взгляд на мир, призвано вместить и синтезировать многие науки. Мысль о синтезе различных наук, стремление к целостному мировоззрению являются характерной чертой русской философской мысли — от славянофилов, с их призывом к соборности и цельному разуму, до «последнего» советского философа А.Ф. Лосева, с его стремлением к увязке диалектики, музыки, математики в органическое, мифопоэтическое мировосприятие. Эта особенность русской философской мысли отражает национальную черту, о которой говорил Ф.М. Достоевский, — вселенскую открытость, способность вместить чужие культуры и сделать их достижения достоянием своего внутреннего мира. 
Савицкий в этом отношении продолжает линию «вселенской открытости» и поиска цельности, характерной для русской цивилизации, конкретизируя свои интересы в области познания Евразии — срединного материка, средоточия мировых культурных, экономических и политических возможностей. Все, о чем он писал, прямо или косвенно относится к «россиеведению» (термин Савицкого), вдохновляется пафосом веры и любви к родине, высоким патриотизмом и верой в возможности своего народа. Возможно поэтому евразийство Савицкого востребовано сегодня в среде тех, кто пытается найти «русскую идею», которая у Савицкого, имея многосторонние описания, в конце концов сводилась к глубокой и преданной любви к своему отечеству. В отличие от многочисленных недовольных Россией интеллектуалов всех времен, он предпочитал не критиковать ее, не высмеивать ее мнимые или действительные недостатки, не воздыхать об отсутствии тех или иных явлений эталонного Запада (конституция, революция, коммунизм, фабрики, демократия, материальное благополучие, технический прогресс, права личности, высокие технологии и т.д.), но любить то, что исторически сложилось в цветущем многообразии. В этом смысле Савицкий был счастливым человеком, умевшим любить свою родину, ценить ее природные, национальные и культурные богатства, верить в ее потенциал. 
Говоря о Савицком как о патриоте, нужно помнить, что он понимал свою родину как Евразию, пространство, включающее Украину на западе, Сибирь и Дальний Восток на окраинных рубежах, подчеркивая цельность страны понятиями «доуральская» и «зауральская» Россия. По вопросу о культурно-исторической цельности России в среде евразийцев существовали различные мнения. Так, например, Н.С. Трубецкой говорил об искусственном насаждении украинской культуры Петром I, благодаря  чему произошла европеизация России и потеря своего национального лица: «Царь Петр поставил себе целью европеизировать русскую культуру. Ясно, что для выполнения этой задачи могла быть пригодна только западнорусская, украинская редакция русской культуры  <…> Поэтому Петр <…> великорусскую редакцию русской культуры постарался совсем искоренить». Д.П. Святополк-Мирский говорил о необходимости преодоления того языка, который сложился после реформ Петра I, когда книжным языком русской культуры стал не московский, а киевский его вариант, подпавший под польские западные влияния. Савицкий, наоборот, считал что подлинно великой державой и империей, имеющей блестящее будущее, Россия становится с того судьбоносного исторического момента, когда Московская и Киевская Русь обретают единство, будучи до этого на несколько веков разделены. Приобретенный в разъединении опыт дал стране мощный и благотворный культурный синтез. В статьях Савицкого 30-х гг. тема единой и нераздельной России-Евразии звучит особенно ярко, он подчеркивает религиозное единство русской нации, опираясь главным образом на памятники архитектуры как свидетельства единства традиции. Все сказанное позволяет увидеть в Савицком, родившемся в Черниговской губернии, патриота неразделенной Руси-России-Евразии, сердце которого вмещало все исторические и культурные пространства его необъятной родины. <...>