Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Николай Краснов — русский зодчий Сербии: 1864–1939: Каталог выставки / [общ. ред. М.Милошевича и В.Москвина; предисл. М.Медановича, Р.Радженович и Дж. Боровняк; вступ. ст. Драг. Ацовича]: [На рус. и сербск. яз.] 

Николай Краснов — русский зодчий Сербии: 1864–1939: Каталог выставки / [общ. ред. М.Милошевича и В.Москвина; предисл. М.Медановича, Р.Радженович и Дж. Боровняк; вступ. ст. Драг. Ацовича]: [На рус. и сербск. яз.] 

Год выпуска 2014
Число страниц: 144
Переплет: твердый
Иллюстрации: цв.
ISBN: 978-5-98854-051-9
Оценить (Нет голосов)
Нет в продаже

Описание

Каталог документальной выставки работ Н.П.Краснова (1864–1939) представляет масштабную и плодотворную деятельность архитектора в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (Югославии) — стране, ставшей второй родиной для множества русских эмигрантов.

СОДЕРЖАНИЕ

М. Медакович, Р. Радженович, Дж. Боровняк
Слово авторов выставки

Драг. Ацович
Николай Краснов, архитектор


КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ


ДОКУМЕНТЫ

Изгнанничество (Валлетта, Мальта)

Королевство СХС (Королевство Югославия) 
Деятельность Николая Краснова на Архитектурном отделении Министерства строительства КЮ

АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА, 
ФОТОГРАФИЯ, АКВАРЕЛЬ

Монументальные объекты

Утилитарные объекты

Дворцовая резиденциальная архитектура

Убранство интерьеров и ритуальная атрибутика в дни траура и похорон короля Александра I Карагеоргиевича

Другие общественные объекты

Урбанистические решения

Религиозные объекты

Мемориальные объекты

Восстановление  памятников народной архитектуры

ФАЛЕРИСТИКА

РАЗНОЕ

Список аббревиатур


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


Документальная выставка «Николай Краснов — русский зодчий Сербии», приуроченная к 150-летию со дня рождения архитектора Н.П.Краснова (5 декабря / 23 ноября 1864, с. Хонятино, Московская губерния, Россия – 8 декабря 1939, Белград, Королевство Югославия), — повод познакомить как профессионалов, так и широкую общественность с масштабной и плодотворной деятельностью мастера в Королевстве СХС (с 1929 — Королевство Югославия). Выставка состоялась благодаря успешному и долгосрочному сотрудничеству Архива Югославии (Белград) и Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына (Москва). Проект реализован с использованием фондов Исторического архива Белграда (документальный раздел выставки), государственных учреждений культуры и личных собраний, хранящих в своих запасниках материалы, относящиеся к архитектурно-проектной деятельности Краснова. Это Архив Сербской академии наук и искусств, Музей Сербской православной церкви, Музей науки и техники, Народная библиотека Сербии, Фонд короля Петра I, а также коллекция Милоша Юришича и семейный архив архитектора Йездимира Денича, сотрудничавшего с Н.П.Красновым.

Главная цель выставки — дать представление о масштабе архитектурного таланта и многообразии творческого наследия мастера. Концептуальные эскизы и станковые произведения, проектные материалы как осуществленных, так и нереализованных замыслов свидетельствуют о широком диапазоне Краснова-архитектора, работавшего в различных видах и жанрах зодчества. Это дизайн среды и отдельные элементы городского пространства (парк в Ужице); репрезентативные объекты и монументальные здания правительственных учреждений (Государственный совет и Главный контроль Королевства Югославия, Министерство финансов, Министерство лесного, горнорудного, сельского и водного хозяйств, Дом народной скупщины, или Парламента, Государственный архив Югославии); памятники гражданской архитектуры более скромных размеров, но имевшие не менее важное значение в культурном, образовательном и экономическом развитии Королевства (театр «Манеж» в Белграде, гимназии в Ужице и Белом Поле, Народная школа в Св. Николи, таможни в Прахово и Джевджелии, Почта и телеграф в Панчево, Русский сокольский дом в Белграде и Дом свободных каменщиков, обустройство Курзала в Бане Ковилячи); это религиозные объекты (церковь Ружицы в Белграде, иконостас для монастыря Св. Романа и проекты колоколов, предназначенных для храмов как дар короля Александра I и королевы Марии Карагеоргиевичей); дворцовые резиденции (Королевский дворец на Дедине, мавзолей и задужбина династии Карагеоргиевичей на Опленце); утилитарные объекты (мост короля Александра I Объединителя); мемориальные памятники, посвященные сербским воинам и жертвам Первой мировой войны (мавзолеи на сербском воинском кладбище в Зейтинлике в Солуни и на острове Видо, проекты мемориалов в Грбавче, Тиране, Эльбасане и Скадаре, памятники заслуженным героям Отечества, народным посланникам и командующим и мемориальные сооружения над водными источниками, к разработке которых архитектор относился с особым вниманием и пиететом. Студийную работу Краснов сочетал с работой на местности, если в процессе творчества возникала необходимость обращения к национальной традиционной архитектуре (об этом свидетельствуют фотографии и эскизы сербских домашних хозяйств, сделанные в Центральной и Южной Сербии: Деспотовац, Ягодина, Алексинац, Ниш, Медведжа) или же решались задачи эксплуатации городских фортификационных сооружений (благоустройство Белградской крепости и Петроварадинской крепости в Новом Саде). Существенная часть творчества Краснова связана с фалеристикой и геральдикой (эскизы ордена Югославской короны, сербская версия ордена Святого Андрея Первозванного, брошь для королевы Марии в виде двуглавого орла; геральдические сюжеты на фасадах зданий). Нередко, в процессе работы над крупными заказами, Краснов привлекался к подготовке проектной документации по комплексному решению репрезентативных интерьеров, равно как и экстерьеров важнейших, как правило расположенных в столице, объектов.

Благодаря тщательному отбору более чем из ста проектов (с сопроводительной документацией, строительными дневниками и фотоархивами) в экспозиции выставки удалось представить практически все видовое многообразие объектов, проектированием которых занимался Краснов, что позволило сгруппировать экспонаты по типологическому принципу. В качестве дополнения к окончательным проектам даны многочисленные чертежи и эскизы, конкурсные работы, концептуальные разработки, фотографии зданий, технические описания документов с подробными инструкциями по строительству. Особое место на выставке занимают личные документы Краснова — заявления и письма, написанные в период изгнания в 1919 году на Мальте в Валлетте; оригинальные эскизы с изображением святого Георгия — предложения по декору королевского обеденного сервиза и столовых приборов (вплоть до схемы вышивки на салфетках); монументальные шаблоны для мозаичного убранства мавзолея на Опленце, ранее законсервированные и теперь, спустя почти сто лет, представленные зрителям (впервые они экспонировались в течение недели в Русском доме в Белграде в мае 2014). Как уже говорилось, на выставке представлены архивные материалы из фондов крупнейших государственных специализированных институций. В Архиве Югославии это фонд Министерства строительства Королевства Югославия с коллекцией планов и фонд Королевского двора Югославии; в Историческом архиве Белграда — фонды Администрации Белграда, Общины Белграда и Мэрии Белграда, собрание архивов, фотографий, коллекция проектной документации, личные фонды Светомира Лазича, Мите С. Петровича; в Архиве Сербской академии наук и искусств — Наследие Николая Краснова; в Музее Сербской православной церкви — Наследие архитектора Петра Поповича; а также собрания: Отделения архитектуры при Музее науки и техники, Народной библиотеки Сербии (Графическая карта) и Фонда Задужбины короля Петра I (Фонд короля Петра I).

Широкому кругу зрителей (специалистам и любителям) представлены на обозрение оригинальные произведения Краснова, а следовательно, и возможность приобщиться к процессу их создания, начиная от выбора автором размера листа, материала и техники, цветового решения и заканчивая виртуозной проработкой деталей, что было свойственно только одному академику архитектуры — Николаю Краснову и чем он владел в совершенстве. Значительная часть включенных в состав выставки архивных материалов экспонируется впервые. <...>