Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Александр Солженицын: Из-под глыб: Рукописи, документы, фотографии: К 95-летию со дня рождения: [Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина, 9 декабря 2013 – 9 февраля 2014] / Министерство культуры РФ; ГМИИ им. А.С.Пушкина; Архив А.И.Солженицына.

Александр Солженицын: Из-под глыб: Рукописи, документы, фотографии: К 95-летию со дня рождения: [Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина, 9 декабря 2013 – 9 февраля 2014] / Министерство культуры РФ; ГМИИ им. А.С.Пушкина; Архив А.И.Солженицына.

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2013
Число страниц: 372
Переплет: твердый
Иллюстрации: 412 цв. ил.
ISBN: 978-5-85887-431-7
Размер: 275×193×39 мм
Вес: 1320 г.
Теги: рекомендуем, Солженицын
Голосов: 8, Рейтинг: 3.96
1400 р.
Оставить отзыв

Описание

В альбоме представлены материалы выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина к 95‑летию со дня рождения А.И.Солженицына — рукописи, документы, фотографии и личные вещи из архива писателя в Троице-Лыкове. Иллюстрации и описания экспонатов дополняют аннотации, раскрывающие обстоятельства появления того или иного документа или рукописи в жизни автора. Солженицын, возможно, один из последних писателей, оставивших колоссальный рукописный архив, и первая в России выставка, по определению автора ее концепции Н.Д.Солженицыной, — «своего рода биография в рукописях», сам вид и обстоятельства создания которых «делают их памятниками трудному веку России и подвигу его летописца».
Уникальные свидетельства времени дают возможность соприкосновения с «крутыми изломами» жизни Солженицына: «после безотцовских детства и юности — война, фронт; с 26 лет — тюрьмы, лагеря, ссылка; смертельная болезнь; жизнь провинциального учителя, таящего свое писательство; взлет известности с публикацией „Одного дня Ивана Денисовича“ и почти немедленно — стена, преградившая путь его следующим книгам; открытое инакомыслие, „бодание“ с властями; охота КГБ за его рукописями; взрыв „Архипелага“, изгнание из СССР; короткая жизнь в Европе и долгая — на вермонтских холмах; возвращение на родину в 1990‑х»…
Альбом получил серебряную награду на конкурсе дизайна книги «Жар-книга» – 2014.



ИЛЛЮСТРАЦИИ

Источник: Конкурс «Жар-книга»: http://www.zharkniga.ru/2014/ru/short/aleksandr-solzheniczyin-iz-pod-glyib
Источник: Конкурс «Жар-книга»: http://www.zharkniga.ru/2014/ru/short/aleksandr-solzheniczyin-iz-pod-glyib
Источник: Конкурс «Жар-книга»: http://www.zharkniga.ru/2014/ru/short/aleksandr-solzheniczyin-iz-pod-glyib
Источник: Конкурс «Жар-книга»: http://www.zharkniga.ru/2014/ru/short/aleksandr-solzheniczyin-iz-pod-glyib

СОДЕРЖАНИЕ


    И.Антонова. Наш низкий поклон
    Н.Солженицына. «Всем, кому не хватило жизни об этом рассказать…»
    [Фото-введение]

А   Детство. Юность. Студенчество. 1918–1941

А-1 Свидетельство о рождении И.С.Солженицына, отца писателя. Запись о вступлении в брак
А-2 Выпись из метрической книги о смерти И.С.Солженицына
А-3 Полное cобрание сочинений М.Ю.Лермонтова
А-4 Повесть «Синяя стрела». Рукопись
А-5 Рассказ «Страна пирамид». Рукопись
А-6 Рукописный журнал «XX век»
А-7 Рукописный журнал «Литературная газета»
А-8 Грамота ученика 7-го класса фабрично-заводской семилетки № 15
А-9 Приглашение участнику городского смотра юных талантов
А-10 Аттестат о присвоении звания переводчика
А-11 Исторические выписки для будущей эпопеи «Красное Колесо»
А-12 Поэма «Эварист Галуа». Рукопись
А-13 Рассказ «Цыганенок». Рукопись
А-14 Диплом об окончании Ростовского-на-Дону государственного университета
А-15 Чернильница
        [Фотографии]
 
Б   Война. Лагерь. Ссылка. 1941–1956

Б-1 Справка (заверенная копия) курсанта 3-го Ленинградского артиллерийского училища
Б-2 Тезисы доклада «Битва за Ростов»
Б-3 Удостоверение личности старшего лейтенанта / капитана
Б-4 Ордер на арест и анкета арестованного
Б-5 Конспекты по истории философии
Б-6 Повесть «Люби революцию». Рукопись. Фрагмент
Б-7 «Август Четырнадцатого». Начальные главы. Рукопись
Б-8 «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Том 2
Б-9 Выписки из «Толкового словаря» В.И.Даля
Б-10 Пьеса «Пир победителей». Авторская машинопись
Б-11 Фотоальбом «Ссылка, возвращение в Россию»
Б-12 Эссе «Протрём глаза!». Рукопись
Б-13 Справка с работы с указанием зарплаты учителя
Б-14 Справка об освобождении и снятии судимости
Б-15 Определение Военной коллегии Верховного суда СССР об отмене постановления Особого совещания при НКВД СССР от 7 июля 1945. Справка о прекращении дела
Б-16 Лагерный блокнот и четки для повторения стихов
Б-17 Лагерная телогрейка и нашивки с номером «Щ-262»
        [Фотографии]

В   «Писатель-подпольщик». Первые публикации. 1956–1966

В-1 Контрольные задачи по физике для учеников Мезиновской средней школы
В-2 «Крохотки». Машинопись
В-3 Тетрадь путешествий. Рукопись
В-4 Киносценарий «Знают истину танки». Авторская машинопись
В-5 Рассказ «Щ-854 (Один день одного зэка)». Авторская машинопись
В-6 Роман «В круге первом». Авторская машинопись
В-7 Письмо дворнику Спиридону и его ответ
В-8 «Один день Ивана Денисовича». Отдельный оттиск журнала «Новый мир»
В-9 «Один день Ивана Денисовича». Издания «Роман-газеты» и «Советского писателя»
В-10 Сборник стихотворений Анны Ахматовой
В-11 Открытка А.Т.Твардовского. «Теркин на том свете»
В-12 Рассказ «Не стоит село без праведника». Машинопись
В-13 Рассказ «Случай на станции Кречетовка». Машинопись
В-14 Письмо К.И.Чуковского
В-15 Письмо Д.Д.Шостаковича
В-16 Рассказ «Захар-Калита». Рукопись
В-17 С.М.Ивашев-Мусатов. Замок святого Грааля
В-18 Самодельный сборник новомирских публикаций А.И.Солженицына
В-19 Полевая сумка, конторка, пишущая машинка, столик
        [Фотографии]
 
Г   Под запретом. Изгнание из СССР. 1966–1974

Г-1 Повесть «Раковый корпус». Рукопись
Г-2 Рукописный русско-эстонский разговорник
Г-3 «Архипелаг ГУЛАГ». Рукопись
Г-4 «Бодался телёнок с дубом». Рукопись
Г-5 Телеграмма М.Л.Ростроповича
Г-6 Телеграмма Г.Бёлля и ответ А.И.Солженицына
Г-7 Повесть «Раковый корпус». Самиздат
Г-8 Роман «В круге первом». Самиздат
Г-9 Регалии лауреата Нобелевской премии по литературе
Г-10 Журнал «Новый мир» с вырезанным «Одним днем Ивана Денисовича»
Г-11 Пьеса «Олень и шалашовка». Самиздат
Г-12 «Архипелаг ГУЛАГ». Первое издание
Г-13 «Архипелаг ГУЛАГ». Самиздат
Г-14 А.Т.Зверев. Портрет А.И.Солженицына
Г-15 Р.Л.Габриадзе. Александр Солженицын
Г-16 Кусок тюремного хлеба
       [Фотографии]

Д   В изгнании. 1974–1994

Д-1 Картотека «Красного Колеса». Фрагмент
Д-2 «Красное Колесо». Рукопись
Д-3 «Красное Колесо». Фрагмент предпоследней редакции
Д-4 Дневник «Р-17». Рукопись
Д-5 Библиография «Красного Колеса»
Д-6 «Русский словарь языкового расширения». «Последний круг». Рукопись. Фрагмент
Д-7 «Русский словарь языкового расширения». Машинопись. Фрагмент
Д-8 «Вермонтское» собрание сочинений А.И.Солженицына в 20 томах
Д-9 Контрольные работы по математике для занятий с сыновьями
Д-10 В.Д.Поленов. Картина из частного собрания (б/назв.). Фоторепродукция
Д-11 Г.Д.Гликман. Матрёнин двор
Д-12 Лупа
Д-13 Пенал-«сапожок»
Д-14 Очки и очешник
        [Фотографии]

Е   Вновь в России. 1994–2008

Е-1 «Архипелаг ГУЛАГ». Первая публикация на родине
Е-2 «Как нам обустроить Россию?». Спецвыпуск «Комсомольской правды»
Е-3 Рассказ «Абрикосовое варенье». Рукопись
Е-4 Рассказ «На краях». Фрагмент промежуточной редакции
Е-5 «Литературная коллекция». Рукописи. Фрагменты
Е-6 «По минуте в день»
Е-7 Крохотка «Колокольня». Рукопись
Е-8 «Россия в обвале»
Е-9 Собрание сочинений А.И.Солженицына в 30 томах
Е-10 Фамильные предметы: распятие, барометр, ножницы, подстаканник, стопочка, ложки
        [Фотографии]


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ

Наш низкий поклон

Эта выставка, посвященная жизни и творчеству Александра Исаевича Солженицына, — наш низкий поклон великому русскому писателю за его страдания, за страстное сопротивление лжи и насилию, за душевную отвагу, за веру в человека, за веру в силу искусства, добра и красоты.

Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «Искусство растепляет даже захоложенную, затемненную душу к высокому духовному опыту. Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, — такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению. Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь — не себя, — увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. И только душа занывает…» И дальше: может быть, «не обмолвкою, но пророчеством написано у Достоевского: „Мир спасет красота“?»

В поисках контекста творчеству Солженицына в пространстве мирового искусства, каким является наш Музей, мы поддержали предположение Наталии Дмитриевны Солженицыной о возможности показать на выставке офорты Рембрандта, репродукции которых постоянно живут на стенах в их доме. Пожалуй, в еще большей степени, чем в живописи, в офортах великого голландца звучит тема народа.

Офорты должны были привлечь особое внимание писателя пронзительным видением реальности, правды бытия и вместе с тем предельной одухотворенностью. Черное и белое, свет и тень в немыслимой сложности их градаций — метафора самой жизни в ее единстве и противоречиях, между «да» и «нет». Носители заблуждения и истины, они идут по жизни рядом, как в офорте Рембрандта «Христос и книжники» (1654).

Творчество и судьба Александра Солженицына оказались на центральной линии развития истории и культуры России XX столетия. Революции, мировые войны, смены режимов — все поразило как мишень его ум и сердце и нашло бескомпромиссное отражение в его творчестве. В страшных испытаниях, выпавших на долю писателя — война, арест, тюрьма, лагерь, ссылка, изгнание — росла его невероятная слава, всемирное признание.

Знакомство с биографией Александра Исаевича до начала Отечественной войны поражает совпадением ее с путями многих его современников. Одаренный юноша, учась на физико-математическом факультете Ростовского университета, поступил на заочное искусствоведческое отделение МИФЛИ — знаменитого в Москве Института философии, литературы и истории, в котором я имела счастье учиться. Здесь он писал курсовые работы о Рембрандте, Сурикове, Кипренском.

Александр Исаевич был увлечен симфонической и фортепианной музыкой. Как не вспомнить незабываемый концерт Владимира Софроницкого в Зале Чайковского зимой 1942 года, на котором мы сидели в валенках, платках, варежках (в зале не топили) и плакали от счастья, от красоты музыки великого Шопена. А спектакли Художественного театра — «Дни Турбиных», «Вишневый сад»… Это общее достояние поколения в полной мере принадлежало писателю. Оно не исчезло, оно мощно заявило себя в творчестве Солженицына.

Самая большая утрата для художника на пути «хождения по мукам» — это разочарование, слом системы ценностей, в которые верил. Но Солженицын выдержал этот удар судьбы. Он не стал представителем, по его выражению, «телячьей молодежи», он сохранил веру в жизнь, в созидательное начало. На этом пути рядом с ним были великие художники — Данте, Рембрандт, Бетховен, Толстой, Достоевский.


Ирина Антонова,
Президент Государственного музея
изобразительных искусств имени А.С.Пушкина


«Всем, кому не хватило жизни об этом рассказать…»

Этим Посвящением открывается «Архипелаг ГУЛАГ».Таким посвящением могла бы открываться почти каждая книга Александра Солженицына.
Не была ли таким посвящением и вся его жизнь?


Он родился в декабре 1918, когда в России уже бушевала Гражданская война. И прожил поистине «не календарный — настоящий Двадцатый Век».

Всеизвестны крутые изломы жизни Солженицына: после безотцовских детства и юности — война, фронт; с 26 лет — тюрьмы, лагеря, ссылка; смертельная болезнь; жизнь провинциального учителя, таящего свое писательство; взлет известности с публикацией «Одного дня Ивана Денисовича» и почти немедленно — стена, преградившая путь его следующим книгам; открытое инакомыслие, «бодание» с властями; охота КГБ за его рукописями; взрыв «Архипелага», изгнание из СССР; короткая жизнь в Европе и долгая — на вермонтских холмах; возвращение на родину в 1990-х.

На таких изломах, где не раз и не в шутку на кону была жизнь, неизбежны потери «бумажные»: рукописей, писем, документов, дневников — и тому не приходится удивляться. Что удивительно, так это — как много всe-таки сохранилось.

Сам вид этих рукописей, обстоятельства, в которых они создавались, делают их памятниками трудному веку России и подвигу его летописца. Этапы высвобождения из-под жизненных обвалов, из-под завалов давящей лжи, подъем шаг за шагом из принудительных провалов исторической памяти зримо выступают на выставке — «Александр Солженицын: Из-под глыб». Это первый в России представительный показ архива писателя, и мы видим глубокий и радостный смысл в том, что он развернут в стенах сокровищницы мирового культурного наследия — Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.


С приходом компьютерной эры меняются «орудия труда» писателей, композиторов, даже простых сочинителей писем. Писчее перо становится анахронизмом. Александр Солженицын, вероятно, один из последних писателей, оставивших РУКОПИСНЫЙ архив, притом колоссальный. Все его произведения, начиная с детских опусов в школьных тетрадках и кончая заметками, сделанными в день смерти, написаны от руки. Исключение составляют лишь поздние публицистические работы и письма-ответы незнакомым корреспондентам, которые он печатал на пишущей машинке (письма близким людям — писал пером). Притом что машинкой владел виртуозно: в конспиративные годы, стремясь уменьшать объем хранимого, сам перепечатывал рукописи своих книг, без полей, строчка к строчке, с двух сторон листа, не оставляя свободным ни квадратного сантиметра бумаги (что делает эти авторские перепечатки уникальными рукотворными свидетельствами времени).

Достаточно известен жанр — БИОГРАФИЯ В ФОТОГРАФИЯХ. Предлагаемая выставка — это своего рода БИОГРАФИЯ В РУКОПИСЯХ.

Творческая биография Солженицына неотделима от его частной и общественной жизни, и потому, выстроив сохранившиеся рукописи и документы в удобные для осмотра и восприятия шесть разделов, мы не удивились, обнаружив, что этапы жизни Солженицына естественно и точно «подчинились» тому же разделению.

В каталоге рукописи и документы расположены в хронологическом порядке; в конце каждого раздела помещены относящиеся к этому периоду личные вещи, предметы, если они сохранились: например, чернильница юного писателя в первом разделе, лагерная телогрейка — во втором, пишущая машинка — в третьем и т.д. Сверх описания каждый экспонат снабжен аннотацией, раскрывающей обстоятельства появления этого документа или рукописи в жизни автора. <...>


Наталия Солженицына