Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Янгиров Р.М. Хроника кинематографической жизни русского зарубежья: в 2 т.  /  Рашит Янгиров; [предисл., подгот. текста З.М.Зевиной; справочн. аппарат З.М.Зевиной, Т.П.Сухман]. Т.1: 1918–1929. Т.2: 1930–1980.

Янгиров Р.М. Хроника кинематографической жизни русского зарубежья: в 2 т. / Рашит Янгиров; [предисл., подгот. текста З.М.Зевиной; справочн. аппарат З.М.Зевиной, Т.П.Сухман]. Т.1: 1918–1929. Т.2: 1930–1980.

Автор(ы): Янгиров Р.М.
Издательство: Книжница / Русский путь
Год выпуска 2010
Число страниц: 544, 640
Переплет: твердый
Иллюстрации: вкл. 32 с.
ISBN: 978-5-903081-04-2 (Книжница), 978-5-85887-385-3 (РП)
Размер: 243×170×60 мм
Вес: 1760 г.
Голосов: 1, Рейтинг: 2.93
980 р.
Оставить отзыв

Описание

Настоящая «Хроника...» — это итог многолетней исследовательской деятельности известного историка кино Р.М.Янгирова (1952–2008). Работа основана на уникальных, впервые вводимых источниках — главным образом на периодике и мемуарной литературе. «Хроника...» повествует об участии русских кинематографистов-эмигрантов в зарубежном кинопроцессе, о связях русских кинематографистов с культурой своего времени; о том, как воспринимала русская эмиграция фильмы с участием своих соотечественников, а также советские фильмы; о том, как воспринимались фильмы с участием русских эмигрантов в советской России и т.д. Работа освещает жизнь русских кинематографистов-эмигрантов во всех основных местах проживания русской диаспоры за рубежом (Европа, Америка, Азия).
В первый том «Хроники...» включены материалы о периоде немого кинематографа — 1918–1929 гг. Второй том охватывает период 1930–1980 гг. Основной объем тома составляют материалы, относящиеся к 1930-м гг. Также в томе представлена информация и о более поздних событиях — периода Второй мировой войны и послевоенного времени. Книга иллюстрирована уникальными материалами из архива Р.М.Янгирова.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ Т.1


З.М.Зевина. Предисловие

Р.М.Янгиров. [Хроника кинематографической жизни русского зарубежья]   

1918
1919
1920
1921
1922
1923
1924
1925
1926
1927
1928
1929

 

СОДЕРЖАНИЕ Т.2


1930
1931
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947–1980

Фильмография
 I. Зарубежные и русские дореволюционные фильмы
II. Советские фильмы, демонстрировавшиеся за рубежом

Источники

Указатель имен


ИЛЛЮСТРАЦИИ




ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


Известный историк кино и литературы Рашит Янгиров (1954–2008) с конца 1980-х гг. одним из первых в России занялся изучением русского эмигрантского кино. Он написал и опубликовал ряд научных работ на эту тему. Основой для части работ послужила эмигрантская периодика, которую Янгиров собирал в библиотеках и архивах многих стран. Постепенно накопленный им материал сложился в корпус документов, обладающих самостоятельной исторической ценностью. Так появилась идея настоящего издания — «Хроники кинематографической жизни русского зарубежья».Большая часть книги была готова, но, к сожалению, смерть помешала автору довести дело до конца. Неизвестно, смог бы он, по природе своей перфекционист, в принципе считать работу над такой сложной книгой завершенной. Во всяком случае, он до последних дней жизни продолжал уточнять и дополнять «Хронику...». Рашит где только мог искал непрочитанные газеты, находил источники, неизвестные не только исследователям, но подчас и современникам «той жизни». Возможно, он действительно обнаружил бы то, что еще расширило бы географию собранных им данных. Он знал, где, как и что искать. Но того, что есть, беспрецедентно много. Время от времени Рашит публиковал эти материалы — по годам, по периодам, по отдельным темам, выкладывал их в Интернете, потом бесконечно добавлял к собранному новые записи.
При подготовке издания одной из первых задач было составить окончательный, максимально полный текст «Хроники...» — прежде всего из файлов, во множестве находящихся в его компьютере, а также из его публикаций на эту тему. В результате можно сказать, что уязвимым периодом с точки зрения насыщенности остался, например, период послевоенный и далее. Объясняется это несколькими причинами: растворенностью русских кинодеятелей в общем кинематографическом потоке, подчас растекшихся по странам, удаленных от крупных кинематографий; меньшим интересом прессы к кинематографистам-эмигрантам (да их уже не очень-то и числили по этому разряду), наконец, «естественным убытием». А главное — прекращением работы автора над книгой. Мы, наверное, могли бы поискать в справочниках еще какие-то даты, а то и упоминания о людях, работавших и живших в зарубежье, но решили оставить все как есть. Перед читателем — книга Рашита Янгирова, им задуманная и выполненная работа. Другие исследователи могут ее продолжить.


РЕЦЕНЗИИ

Порядок слов. 08.04.2015



Виктор Леонидов
Кино в изгнании

Фонд «Русский мир», 18.01.2012 г.

Ницца. Бракосочетание Ивана Мозжухина с датской киноактрисой Агнесс Петерсон, ставшей третьей женой артиста. Из интервью невесты: «Сама не знаю, как это случилось. Никому и в голову не приходило, что «Казанова» способен жениться. Он, наверное, и сам от себя не ждал этого. Вы представляете себе «Казанову» женатым? …И вот на днях он при посторонних — в целой компании друзей — приносит мне и предлагает подписать какой-то документ на русском языке. Я по-русски не знаю, и ему пришлось пояснить мне, что это брачный контракт…Венчаемся мы по греко-католическому обряду, со всеми церемониями. И я буду венчаться в роскошном русском сарафане. И все знакомые фильмовые артисты будут гостями на нашей свадьбе».

Париж. Из интервью Фёдора Шаляпина о звуковом кино: «Фильму предстоят большие перспективы, чем всем другим видам искусства, вместе взятым. В фильме, только в фильме можно создать ещё нечто новое, нечто прочное. Артисты отворачиваются от говорящего фильма: он для них слишком нов и поэтому слишком опасен. Меня же привлекают именно опасности, безграничные возможности. Говорящий фильм — коллективное искусство, красочное и пластичное, как театр, но более неограниченное, не скованное никакими техническими затруднениями, освобождённое от проблемы инсценировки, избавленное от антрактов…»

Нью-Йорк, Cameo Theatre. Показ короткометражного звукового фильма «Изба» с участием исполнительницы народных песен Нины Тарасовой…Картина имеет большой успех и вполне гармонирует с главной, идущей одновременно с ней советской картиной «Каторга».

Нью-Йорк. Доклад Владимира Зворыкина о принципах работы телевидения в зале Общества русской культуры. Учёный-инженер работает в лаборатории компании RКО и изобрёл «электрический глаз» — иконскоп… Присутствовавшие на лекции устроили русскому учёному овацию…Телевидение в том виде, в каком оно есть сейчас, обязано нашему русскому изобретателю, профессору В.К.Зворыкину.


Перед вами — цитаты из русских газет и журналов, выходивших в Европе и Америке в 20–30-х годах. Ныне забытый листок «Бессарабская почта» и солидное нью-йоркское «Новое русское слово», парижские «Последние новости» и еженедельник «Русский Берлин». Объединяет их одно. Все они издавались русскими эмигрантами, и часть полос посвящалась новостям в мире русского кинематографа. Именно эти сведения, как крупинки золота на огромных рудниках, собирал по всему свету Рашит Янгиров.
Когда говорят: «Один в поле не воин», мне, как пример, что иногда бывает и по-другому, вспоминается Рашит Марванович. Лучший, наверное, специалист по истории кинематографа русского зарубежья, блестящий знаток культуры, он в библиотеках Праги и Лондона, Нью-Йорка и Парижа, Москвы и Санкт-Петербурга сутками просматривал издания, выходившие по всему земному шару и «выхватывал» любые сведения, касавшиеся истории российского кино за пределами России. Объявления о премьерах, интервью актёров, заметки о возникновениях новых киностудий, сообщения о ходе съёмок тщательно фиксировались им, чтобы потом заиграть в статьях, книгах, докладах и лекциях, которые его приглашали читать лучшие зарубежные университеты. Причём сначала материал накапливался как вспомогательный, необходимый для воссоздания полного состава участников той или иной картины. Однако впоследствии сведения стали складываться невероятной по своему масштабу и уже вполне самостоятельной картиной.
Незадолго до ранней и какой-то, если можно так сказать, несправедливой кончины Янгиров взял в руки свою блистательную книгу очерков по истории эмигрантского кино «Рабы немого», вышедшую в московском издательстве «Русский путь». Однако у него, работавшего яростно и неостановимо, осталось очень много недоделанного. И прежде всего, огромная «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья».
Этот немыслимый массив выписок и конспектов был уже им оформлен, но значительный раздел так и остался неподготовленным. И за воплощение замысла в жизнь и доведение его до конца взялась вдова Рашита Марвановича Зоя Зевина.
И вот два больших, очень привлекательно оформленных тома, также изданных в «Русском пути». Первый — «Хроника» за 1918-1929 гг. Второй охватывает период с 1930 по 1980 г. Во вторую книгу вошли фильмография зарубежных и русских дореволюционных лент, а также список советских картин, демонстрировавшихся за рубежом. Кроме того, создатели такого серьёзного труда, естественно, не могли не включить указатель имён к обоим томам.
Итак, всё это огромное полотно открывается сообщением «Театральной газеты» от 13 февраля 1918 г. о приглашении группы русских артистов во главе с Иваном Мозжухиным и Верой Холодной в Голливуд и заканчивается некрологом «Нового русского слова» за 6 апреля 1980 года о кончине Ольги Чеховой.
Премьера в Париже фильма «Дети карнавала», поставленного Иваном Мозжухиным и начало съёмок в Голливуде эпопеи «Воскресение» по роману Льва Толстого, показ в Марселе ленты «Женский грабёж в Марокко» с участием легендарного Григория Хмары и статья о жизни в Ялте парализованного Александра Ханжонкова, опубликованная в газете «Голос Крыма» в 1943 году. Демонстрация документальной ленты «Голгофа русского народа, или от Двуглавого орла к Красному знамени» в Нью-Йорке и запрет показа в Румынии ленты «Тарас Бульба», снятой в Германии. Широчайшая мозаика самых различных событий более чем за полвека в мире другого русского кино, которого столько лет как бы и не существовало на родной земле, ибо слишком долго само слово «эмигрант» приравнивалось к понятию «враг народа».
Экранное творчество, пережив возраст младенческого лепета и юношеской задорной фантастики, скоро вступит в пору зрелого проникновенного строительства. Каждый народ в эту будущую сокровищницу человеческого духа внесёт свою лепту. Так верится, так хочется, чтобы русская лепта оказалась самой ценной.
Этими мыслями делился ещё в 1925 году с корреспондентом берлинского журнала «Кинотворчество» режиссёр Александр Санин, соратник Станиславского и Дягилева, снявший один из самых знаменитых первых советских фильмов «Поликушка». Пришла пора, и мы впервые можем столь полно понять эту «лепту», масштаб и значение этого огромного сверкающего мира — русского кинематографа в изгнании. Планеты, которую во многом нам возвратил своим фантастическим трудом Рашит Янгиров.


Памятник русскому кино
Радио «Свобода», передача «Мифы и репутации», 11 декабря 2011 г.

Иван Толстой: В московском издательстве «Русский путь» (которое 6 декабря отметило свое 20-летие) только что вышел долгожданный двухтомник «Хроника кинематографической жизни русского Зарубежья». Это труд великолепного специалиста, историка кино и эмигрантской литературы Рашита Янгирова. Автор не дожил до выхода издания. Рашит Марванович Янгиров скончался в 2008 году в возрасте 54-х лет. Работу над двумя объемистыми томами завершила его вдова Зоя Зевина.
Что включал Рашит в понятие русского Зарубежья? Ведь вне России жили и участвовали в создании фильмов (и снимались в них) не только эмигранты, но и просто заграничные русские, давно обитавшие в Европе, и советские граждане, и будущие возвращенцы, и множество других категорий? С этого вопроса началась наша беседа в Москве с Зоей Зевиной.
Читать далее


Виктор Леонидов
Синема изгнания
В издательстве «Русский путь» вышла хроника русского зарубежного кино

«Российская газета» (Федеральный выпуск) N5691 от 30 января 2012 г.

Иногда казалось, что он заменяет собой целые научно-исследовательские институты. Автор множества статей, опубликованных в различных странах мира, лектор, которого приглашали в лучшие зарубежные университеты, человек с непререкаемым научным авторитетом. Особенно среди историков кино. Рашит Марванович Янгиров.
Уроженец Уфы, выпускник истфака МГУ, он сутками просиживал в архивах и библиотеках у нас и за границей, просматривая сотни газет и журналов и выискивая сведения о кинематографе русского зарубежья. Все — сообщения о съемках фильмов, интервью актеров и режиссеров, заметки о светской жизни звезд — становилось предметом его внимания.
Он прожил всего 56 лет, так и не успев закончить одно из своих главных дел — «Хронику кинематографической жизни русского зарубежья». Этот огромный труд завершила и довела до издания вдова Янгирова Зоя Зевина.
Итак, два больших тома, только что вышедших в московском издательстве «Русский путь». Первый охватывает период с 1918 по 1929 г., второй — с 1930 по 1980-й.
Перед нами огромное полотно, связанное с жизнью кинематографа русской эмиграции и продвижению на экраны Запада советского кино. Начинается все с сообщения о приглашении Ивана Мозжухина и Веры Холодной для съемок в Голливуде, опубликованного в листке «Театральная жизнь» 13 февраля 1918 г. и заканчивается некрологом Ольге Чеховой, появившимся в русской нью-йоркской газете «Новое русское слово» 6 апреля 1980 г.
Здесь и репортажи со съемочных площадок Европы и Америки, и беседы с Шаляпиным, Мозжухиным, Хмарой, актерами, художниками, кинопродюсерами и актрисами, извещения о проведении недель русского кино в разных странах и в разные года, статьи о бесконечных премьерах в мире, которого слишком долго мы не знали, потому что он часто значился по списку «врагов народа». Бездонной планеты российского изгнания.
Кто сейчас помнит, кроме специалистов, имена режиссеров Александра Санина или Вячеслава Туржанского. Или декоратора и кинохудожника Андрея Андреева, в конце концов вернувшегося в СССР. Или актера, родственника великого художника, Григория Григорьевича Ге и великого мастера кино Александра Волкова, поставившего легендарный фильм «Белый дьявол» по повести Толстого «Хаджи-Мурат». Деяния этих и сотен других, еще менее известных мастеров киноэкрана, возвращаются к нам в двухтомнике «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья».
Основой работы послужила в основном периодика. Газеты и журналы на русском, которые выходили за пределами России. Знаменитые парижские «Последние новости» и всеми забытый «Бессарабский листок», харбинский «Луч» и берлинское «Время» и множество других изданий составили этот масштабный труд.


  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ