Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная  Интернет-магазин  Религия, богословие, философия
Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №191. II–2006. (Выходит два раза в год).

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №191. II–2006. (Выходит два раза в год).

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2006
Число страниц: 368
Переплет: мягкий
Иллюстрации: есть
Размер: 209х135х16
Вес: 380 г.
Голосов: 4, Рейтинг: 3.45
350 р.

Описание

Старейший русский православный журнал, объединяющий богословие, религиозную философию, литературу и общественные вопросы, в разные годы выходил под редакцией: И.Лаговского, Н.Зернова, Г.Федотова, В.В.Зеньковского, Л.Н.Липеровского, А.Н.Киселева, И.В.Морозова. Укорененный в православии, журнал открыт и к диалогу с западным христианством. Совместно с издательством «Русский путь» выходит с 2000 года.



СОДЕРЖАНИЕ


Духовное наследие митрополита Евлогия (К 60-летию кончины) — Никита Струве

БОГОСЛОВИЕ. ФИЛОСОФИЯ


Движение любви — митр. Гор Ливанских Георгий (Ходр)
Проблемы проповеди Евангелия в контексте современной церковной жизни в России — свящ. Георгий Кочетков
О свободе и власти в Церкви (Письмо частному лицу) — протопресв. Александр Шмеман
Перевод Псалтири (Псалмы 91–105) — Георгий Федотов  
Возрождение мистики любви в экзистенциальном тринитарианизме Мережковского — о. Михаил Аксенов  
Алексей Лосев: жизнь заряжена смыслом — Семен Гальперин
Заметки по теории прогресса — прот. Василий Зеньковский

СУДЬБЫ ЦЕРКВИ

Из истории церковных взаимоотношений в эмиграции между Синодальной и Западной Церквями

Письма протопресвитера Г. Шавельского к митрополиту Евлогию — публикация проф. А.Нивьера
Отклик на попытку примирения между митрополитом Евлогием и Карловацким Синодом (август 1936) — генерал А.Деникин
Свидание митрополита Владимира и митрополита Анастасия (1950 г.) — прот. В.Зеньковский
По поводу письма Н.А.Струве — протоиерей Петр Перекрестов
Ответ протоиерею Петру Перекрестову — Н.А.Струве

Проблемы настоящего дня

Обращение к владыке Иннокентию
Интервью епископа Василия (Сергиевского) религиозной программе Русской службы «Вера и век» — Фаина Янова
Письмо Элизабет Бер-Сижель — Серафиму Ребиндеру
Письмо в редакцию «Русской мысли» — В.Ю.Макаров
Письмо митрополита Антония Сурожского Никите Струве  
 
В России

Благодатный смысл слова «благословение» следует различать от дисциплинарного (Ответ на открытое письмо председателю Миссионерского отдела Тверской епархии протоиерею Александру Шабанову) — свящ. Павел Адельгейм
Открытое письмо В.И.Лавренову — прот. Александр Шабанов

ИЗ АРХИВА

К 125-летию В.В.Зеньковского

Письма В.В.Зеньковского о. Сергию Булгакову — публикация Никиты Струве
Открытка В.В.Зеньковского о. Александру Ельчанинову
 
К 125-летию со дня рождения о. Александра Ельчанинова

Три письма о. Сергия Булгакова о. Александру Ельчанинову
Три письма о. Сергия Булгакова Т.В.Ельчаниновой

К 125-летию со дня рождения Б.К.Зайцева и 60-летию со дня кончины митрополита Евлогия

Вечная книга — Б.К.Зайцев
Митрополит Евлогий — Б.К.Зайцев
Из переписки Б.К.Зайцева и митрополита Евлогия
Письмо Б.Зайцева П.Ф.Андерсону

ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ

О Шарле Пеги — Никита Струве
Тяжесть и благодать (фрагменты из книги) — Симона Вейль

ИЗ ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ

70 лет русской эмиграции (глава из книги) — Никита Струве

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 80-ЛЕТИЮ «ВЕСТНИКА РХД» (декабрь 2005 г.)

Точка опоры — Поместный Собор 1917 года — свящ. Павел Адельгейм
Тема христианского единства в «Вестнике РХД» вчера и сегодня — В.Никитин
В.В.Зеньковский об идее православной культуры и задачах РСХД — О.Т.Ермишин
Еще о невидимках — Ольга Седакова
К вопросу о рождении «творческой иконописи» (На примере чехословацких работ Ю.Рейтлингер) — Юлия Янчаркова
О праздновании «Вестника» в Париже — Кирилл Соллогуб
Анкета в связи с 80-летним юбилеем «Вестника»

В МИРЕ КНИГ

Переписка отчаявшихся: из европейской «пустыни» в «красную» Мекку — Павел Проценко
«Таинство детства. Беседы с архимандритом Виктором (Мамонтовым)» — Александр Медведев
Художественное наследие сестры Иоанны (Ю.Н.Рейтлингер) — А.М.Копировский

ПАМЯТИ УШЕДШИХ


Памяти протоиерея Виктора Соколова — Ольга Раевская-Хьюз   
Памяти М.Р.Гизетти — Ольга Раевская-Хьюз
Сроки жизни людской — времени быстрей... (Памяти Б.Алимова) — Михаил Бузник

ХРОНИКА

«YMCA-Press» и «Русский путь» в Хельсинки, Вильнюсе, Владивостоке, Баку и Пекине
Конференция «Лев Толстой и Русская Православная Церковь» — Н.В.Ликвинцева


Духовное наследие митрополита Евлогия

(к 60-летию его кончины)

Чем больше проходит времени, тем ярче вырисовывается образ митрополита Евлогия как одного из самых значительных иерархов ХХ столетия наряду со светоносным патриархом Тихоном, с которым его связывала общность мировоззрения и отчасти судьбы: Евлогий следовал Тихону на посту ректора Холмской семинарии, на епископской кафедре города Люблина. Затем их пути географически расходятся. Тихон назначается в Америку, где закладывает основы Поместной Православной Церкви, Евлогий в пограничную Холмскую епархию, где защищает местное население от натисков поляков и униатов. После Собора 17-го года, где их объединяет общее стремление обновить застоявшуюся синодальную структуру Церкви, Октябрьская революция забрасывает Евлогия за пределы России. Патриарх Тихон дважды назначает Евлогия, сначала во главе Западно-европейских русских Церквей, затем и во главе всей Зарубежной Церкви, чем митр. Евлогий не посмеет воспользоваться, предчувствуя решительную оппозицию карловацкого синода. Помимо личного доверия и уверенности, что митр.Евлогий будет держать Церковь вне политики, патриарх надеялся, что Евлогий продолжит в Европе начатое им самим в Америке дело укоренения Православия вне пределов России.
Духовное наследие митр. Евлогия значительно, и напрасно Священный Синод Московской Патриархии в недавнем сообщении сводит его к одному из последних актов его жизни, принятому под наплывом патриотических чувств и ностальгии по родине: воссоединению с Москвой (в чем, не лишне напомнить, он через несколько месяцев, перед смертью, раскаялся: «Обманули меня...»). Наследие митр. Евлогия касается не только разных областей церковной жизни, но и самой ее сущности. Более чем актуальны остаются высказанные им сто лет назад настойчивые призывы к реформе богослужения, в частности: читать в церквах Слово Божие, особенно псалмы, по-русски, всячески приблизить переводы песнопений к живому русскому языку, опускать в чине частных таинств некоторые устаревшие молитвы, упрощать чрезмерную помпезность архиерейских служб и т.п. К этим пожеланиям следовало бы всей Русской Церкви сегодня прислушаться. Но самое существенное в наследии митр. Евлогия, это его универсальное видение Православия, которое он разделял с патриархом Тихоном. Православие не религия одной нации или одного племени, оно предназначено для всей вселенной. Это предполагает не слишком тесную зависимость от национальной принадлежности, вместо горделивого обособления братское отношение к инославным, вместо запертости в себе и самодостаточности открытость к мирской культуре (митр.Евлогий находил больше света в русской литературе, чем в семинарском обучении), предполагает, и это главнее всего, стояние за свободу. Свобода в Церкви, свобода Церкви была главным пафосом всей проповеди, всего делания митр. Евлогия. Заключительная глава его «Воспоминаний» — настоящий акафист, гимн свободе в духе апостола Павла, одно из важнейших вероучительных исповеданий нашего времени. Прислушаемся к тому, что сам митр. Евлогий считал завещанием всей своей жизни: «...в рамках церковных догматов и канонов свобода Церкви есть основная стихия, голос Божий, звучащий в ней: можно ли его связывать, заглушать? Внешняя связанность и подавление этого голоса ведет к духовному рабству. В церковной жизни появляется боязнь свободы слова, мысли, духовного творчества, наблюдается уклон к фарисейскому законничеству, к культу формы и буквы — все это признак увядшей церковной свободы, рабства, а Церковь Христова — существо, полное жизни, вечно юное, цветущее, плодоносящее». Трижды запрещенный (раз Москвой в 1930 г., дважды «карловцами» в 1927 г. и в 1936 г.), митр.Евлогий не только провозглашал церковную свободу, но оберегал ее от самых разных посягательств и страдал за нее. Под его управлением его округ был на редкость плодоносящим, творческим, полным жизни. Вот этому наследию, а не второстепенным юрисдикционным вопросам (разумеется в пределах канонических Церквей), мы должны быть ревниво верны.

Никита Струве