Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №200. II–2012

Вестник русского христианского движения: Журнал / Отв. ред. Н.А.Струве. — Париж: №200. II–2012

Издательство: Русский путь
Год выпуска 2012
Число страниц: 244
Иллюстрации: ч/б
ISBN: ISSN 0767-7294
Размер: 210×140×17 мм
Вес: 360 г.
Голосов: 6, Рейтинг: 3.58
350 р.

Описание

В юбилейный 200-й выпуск «Вестника РХД» вошла статья матери Марии (Скобцовой) «О суде Соломона и о материнстве», доклады Л.Крошкиной, Н.Ликвинцевой, Т.Викторовой о матери Марии, переписка о. Сергия Булгакова и Александры Оболенской, продолжение работы Симоны Вейль «Любовь к религиозной обрядности», письмо митр. Антония (Храповицкого) епископу Печерскому Иоанну (Булину), отрывки из писем А.И.Солженицына и прот. А.Шмемана Н.А.Струве, письма архимандрита Исаакия епископу Сергию Пражскому, публикация Ольги Седаковой, посвященная памяти поэтессы Елены Шварц, статья Н.А.Струве «Пушкин — русский Моцарт?» и др.



СОДЕРЖАНИЕ


Прославление Ивана Аркадьевича Лаговского — Никита Струве
200-й выпуск «Вестника РХД» — Никита Струве

БОГОСЛОВИЕ, ФИЛОСОФИЯ

«Эпистолярное богословие». Из переписки отца Сергия Булгакова и Александры Оболенской
«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» — свящ. Михаил Шполянский
Таинство веры в Церковь — свящ. Георгий Кочетков
Язык как материя таинства — свящ. Владимир Зелинский
Любовь к религиозной обрядности — Симона Вейль

                  К 130-летию со дня рождения матери Марии
О суде Соломона и о материнстве — мать Мария (Скобцова) (публикация и вступление Н.Ермолаевой)
Настоящее и будущее Церкви в пророческом видении матери Марии — Лидия Крошкина
Церковь жертв: свидетельство матери Марии — Наталья Ликвинцева
«Религиозное свободное творчество»: историоcoфия матери Марии и «Православное дело» на пороге третьего тысячелетия — Татьяна Викторова

Русский католик — священник Всеволод Рошко — Сергей Бычков

ВЕСТНИК 60 И 30 ЛЕТ НАЗАД

Из писем матери Евдокии Н.А.Струве
Из писем А.И.Солженицына Н.А.Струве о «Вестнике»
Из писем прот. Александра Шмемана Никите Алексеевичу Струве

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ЭМИГРАЦИИ

Отец Лев Жилле (перевод и комментарии отца Игнатия Крекшина)Оливье Клеман
Письма из Казахстана: архимандрит Исаакий — епископу Сергию Пражскому — Ольга Раевская-Хьюз
Письмо митрополита Антония (Храповицкого) — епископу Печерскому Иоанну (Булину) — Александр Клементьев

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Поздние стансы — Юрий Кублановский
Стихи — Михаил Бузник
Елена Шварц. Вторая годовщина — Ольга Седакова
Небесный побег Гёльдерлина — Светлана Носова
О новом русском переводе «Освобожденного Иерусалима» — Роман Дубровкин
Пушкин — русский Моцарт? — Никита Струве
Музыка в доме отца Павла Флоренского — Ольга Никитина (Трубачева)

ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКВИ

По поводу «Обращения Высшего церковного совета Русской Православной Церкви» от 3 апреля 2012 г. — Никита Струве

IN MEMORIAM

Памяти Регины Сергеевны Калашовой (1939–2012) — Татьяна Викторова

В МИРЕ КНИГ

Философов Д.В. Критические статьи и заметки — В.Ефимов
Перекличка через «железный занавес». Письма Е.Герцык, В.Гриневич, Л.Бердяевой
В.Б.Кудрявцев. Периодические и непериодические коллективные издания русского зарубежья (1918–1941)
Монах Восточной Церкви. «Иисус очами простой веры» — свящ. Владимир Зелинский    

ХРОНИКА

День памяти матери Марии — Мария Лавренова


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ


Юбилейные даты или числа по своей сути имеют двоякое значение: они отмечают протяженность, а тем самым жизнеспособность и пользу того или иного явления. На самом деле «Вестник» старше своих двухсот номеров: он возник по почину Н.Зернова в Париже в 1925 году и в эмиграции, за рубежом, он, несомненно, старейший русский толстый журнал, по длительности жизни не имеющий себе равных. Из-за войны, охватившей Европу, он прекратил свое существование в 1939 году и возобновился через 10 лет, в 1949 году, сначала в Германии (стараниями о.Алексея Киселева), затем в Париже (по инициативе И.В.Морозова). «Вестник» может гордиться, что в 1920–1930-е годы имел своими редакторами выдающегося мыслителя Г.П.Федотова, св.новомученика Ивана Аркадьевича Лаговского и крупного философа и церковного деятеля В.В.Зеньковского, оставшегося в редакционной коллегии, уже в сане священника, и после войны.
Когда в 1950 году мне, тогда студенту, предложили заняться журналом, я был удивлен, что выходящий пять-шесть раз в год на тридцати страницах «Вестник» не имеет последовательной нумерации. Подсчитав вышедшие после войны номера, я установил сквозную нумерацию: первый выпуск 1953 года уже носил номер 26...
«Вестник» существует после войны больше шестидесяти лет (а с его возникновения и целых 85) и достиг 200-го номера (а если учесть довоенное время, приближается к 300-му).
В первое послевоенное пятнадцатилетие усилия редакции были направлены на то, чтобы воссоздать журнал согласно главным установкам Движения, сочетающим полную верность Откровению и Церкви с необходимым духом универсализма, с открытостью к культуре в разных ее проявлениях, с интересом
и братской любовью к другим христианским вероисповеданиям. Тогда еще были живы могикане первой эмиграции, оживилось, окрепло Движение, в Церкви появилось новое поколение деятелей, исследователей. Наиболее яркие из них затем уехали в Америку, где открывалось более широкое церковное поприще, но не порвали со своей западной «родиной», что позволило уже в 1954 году выпускать журнал под двойным географическим обозначением: Париж — Нью-Йорк. Отец Александр Шмеман стал его ценнейшим постоянным сотрудником.
«Вестнику» была суждена, с начала 1960-х годов, очень важная для его судьбы встреча с пробуждающейся подпольной Советской Россией, в частности с ее верующей молодежью, жаждущей свободы и христианского осмысления жизни и судеб России. Тайными путями он стал проникать в Россию, пользоваться там успехом, в частности среди молодежи, собравшейся вокруг о.Александра Меня, оттуда стали приходить отклики, заметки, статьи, чаще всего без подписи, или ценнейшие архивные материалы. Зазвучал, возвышаясь над всеми, пророческий голос Солженицына, оказавшегося ревностным читателем «Вестника», а затем ставшего и его требовательным, но деятельным сотрудником. В 97-м номере «Вестника», насчитывающем уже 170 страниц, появились четыре больших этюда разных авторов, написанных в СССР о прошлом, настоящем и будущем России. Они всколыхнули Солженицына своим слишком отрицательным отношением к российской истории, и он решил ответить им сборником статей по примеру «Вех», но сборник этот дался не без труда и вышел в Париже только в 1974 году, после высылки Солженицына, под названием «Из-под глыб».
Такой живой и внутренний диалог с Россией позволил расширить географический спектр журнала, и к Парижу — Нью-Йорку на обложке прибавилась Москва, а по предложению Солженицына «Вестник» опустил в своем заглавии слово «студенческий», мало соответствующее реальности. Так начались годы исторического участия в судьбах России. Когда вернулась свобода, «Вестник» стал тиражироваться в Москве, сначала в недолговечном «Христианском издательстве», а затем в «Русском пути». Однако, печатаясь в России, он продолжал и продолжает целиком составляться в Париже, хотя российских авторов уже теперь больше, чем западных. <..>