Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Выпуск 10. Николай Метнер: Вопросы биографии и творчества / Сост. и науч. ред. Т.А.Королькова, Т.Ю.Масловская, С.Р.Федякин.

Выпуск 10. Николай Метнер: Вопросы биографии и творчества / Сост. и науч. ред. Т.А.Королькова, Т.Ю.Масловская, С.Р.Федякин.

Год выпуска 2009
Число страниц: 240
Иллюстрации: есть
ISBN: 978-5-98854-020-5, 978-5-85887-329-7
Размер: 209х140х12 мм
Вес: 260 г.
Оценить (Нет голосов)
Нет в продаже
Оставить отзыв

Описание

В основе сборника, объединившего работы исследователей из России, Германии, Италии, Украины, Швеции и США, лежат материалы международной научной конференции «Семья Метнеров и культура Серебряного века», проходившей в Москве с 23 по 26 апреля 2002 г. под эгидой Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» и приуроченной к 50-летию со дня смерти Н.К.Метнера.
Настоящий сборник — это не только дань памяти Н.К.Метнеру и отчасти его окружению, но и попытка заново переосмыслить творчество композитора. Исследования затрагивают широкий круг тем — самые общие вопросы, касающиеся места и роли Метнера в культуре своего времени, проблемы сочетания русской и германской культуры в формировании и творческом самоопределении композитора, толкование  музыкального мира Метнера современниками, отдельные стороны его творчества. Ряд материалов посвящен брату композитора Э.К.Метнеру.

СОДЕРЖАНИЕ


От составителей

ИССЛЕДОВАНИЯ

К.В.Зенкин. Николай Метнер в музыкальном мире своего времени
          
Е.А.Кондратьев. Система музыкальных смыслов Николая Метнера   

Александр Шваб. Национальные черты в творчестве Николая Метнера. К проблеме этнического определения и самоопределения композитора       

Христоф Фламм. Семья Метнеров и культура Серебряного века. Примечания к сонатам Николая Метнера       

С.Р.Федякин. Метнер и его время. Литературно-музыкальные параллели       

Н.А.Швец. Поэзия Пушкина в художественных воззрениях и творчестве Николая Метнера   

Люциан Шивец. Лирика Гейне в космосе Метнера. Некоторые замечания к ор. 12 Николая Метнера       

В.И.Постовалова. А.Ф.Лосев и Н.К.Метнер: духовная встреча в мире музыкального бытия   

Магнус Юнггрен. Иван Ильин пишет Николаю Метнеру

И.О.Рахленко. Николай Метнер и Эдна Айлз. Творческие контакты       

Амината Аленская. Духовное завещание Николая Метнера. «Муза и мода» в свете понятий традиционной метафизической мысли Востока   

Г.В.Нефедьев. Жизнетворчество Эмилия Метнера. К мифологии русского символизма   


МАТЕРИАЛЫ
АРХИВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ И ВОСПОМИНАНИЯ

Н.В.Безручко. Наследие Н.К.Метнера в собрании Российского государственного архива фонодокументов       

Письмо Н.К.Метнера к Ф.А.Степуну о творческом «вероисповедании» Э.К.Метнера (Публ. М.Вахтеля)

Эмилий Метнер и Андрей Белый. Беседа Е.А.Тахо-Годи с Э.А.Макаевым (Публ. Е.А.Тахо-Годи)


ИЛЛЮСТРАЦИИ


Портрет Н.К.Метнера работы М.В.Добужинского (1935) Н.К.Метнер. 1920-е гг. Н.К.Метнер. 1942/1943 ?


ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ


В основе настоящего сборника лежат материалы международной научной конференции «Семья Метнеров и культура Серебряного века», которая проходила в Москве с 23 по 26 апреля 2002 г. под эгидой Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» и была приурочена к 50-летию со дня смерти Николая Карловича Метнера. Вряд ли можно считать случайным, что идею проведения конференции поддержали Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки (ГЦММК), Московская консерватория им. П.И.Чайковского, Академия музыки им.Гнесиных, Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева» и Культурно-просветительское общество «Лосевские беседы».
Творчество братьев Метнеров — одно из ярких явлений русской культуры первой половины ХХ в. Старший брат, Эмилий Карлович Метнер (1872–1936), сыграл значительную роль в истории русского символизма. Он был одним из основателей (наряду с Андреем Белым и Львом Эллисом) издательства «Мусагет», как музыкальный критик и философ много способствовал осуществлению русско-немецкого диалога в области литературы и музыки. Творческое наследие Эмилия Метнера стало достоянием и русской, и немецкой культуры. Средний брат, Александр Карлович Метнер (1877–1961), альтист, дирижер и композитор, оставил заметный след в истории русского театра. Младший брат, Николай Карлович Метнер (1879/80–1951), — один из выдающихся композиторов, появившихся на рубеже XIX–XX вв. Его имя звучало в одном ряду с именами С.В.Рахманинова и А.Н.Скрябина.
Среди композиторов-современников Николай Метнер занял совершенно особое место. Он не только вполне намеренно противостоял в собственной музыке многочисленным гармоническим новшествам, но и попытался обосновать свою позицию в книге «Муза и мода», где показал глубокое понимание основ музыкального языка и проявил себя подлинным мыслителем. Современники увидели в этом литературном труде композитора «одну из самых замечательных попыток подвести к уразумению тайн музыки» (П.М.Бицилли).
Своим творчеством, «аскетическим» по выразительным средствам, Метнер показал неисчерпаемость европейской музыкальной традиции. Но современники композитора за его «старомодностью» не всегда могли разглядеть настоящего и глубокого художника. Этим во многом объясняется тот недостаток внимания к музыке Метнера, который сопутствовал ему всю жизнь. И по сей день творчество композитора все еще остается недостаточно оцененным.
Настоящий сборник — это не только дань памяти Николаю Карловичу Метнеру и отчасти его окружению, но и попытка заново переосмыслить творчество композитора. Здесь затронуты и самые общие вопросы, которые касаются места и роли Метнера в культуре своего времени, и проблема сочетания русской и германской культуры в формировании и творческом самоопределении композитора, и толкование музыкального мира Метнера его современниками. Есть статьи, посвященные отдельным сторонам творчества композитора, есть и отдел «Приложения». Неслучайно и соседство имени Эмилия Карловича Метнера рядом с именем брата: многим в своем творческом самоопределении Николай Метнер обязан именно ему.
Один из современников композитора, музыкальный критик Леонид Сабанеев, однажды заметил, что Метнер был «глубочайшим образом одинок в музыкальном мире и как-то чужд ему», что он обречен был дать «музыку для немногих» и что его не «бурная, широкая слава», но «почетная известность» в какой-то мере отводит музыку Метнера от «опасности вульгаризации». С этими наблюдениями трудно не согласиться. И тем не менее настоящий сборник объединил исследователей из России, Германии, Италии, Украины, Швеции и США, что, несомненно, говорит о постепенном расширении круга почитателей композитора.   


РЕЦЕНЗИИ

Анна Кузнецова
«Знамя» №7, 2010 г. 

Десятый выпуск серии составили материалы международной научной конференции 2002 года «Семья Метнеров и культура Серебряного века».
Николай Карлович Метнер (1879/80—1951), русский композитор немецкого происхождения, писал в основном фортепианные сонаты и сказки — его авторский музыкальный жанр. У него была своя философия музыки, следуя которой он не признавал безудержного новаторства, сделавшего славу его современнику А.Скрябину. Наиболее интересные материалы в сборнике посвящены брату композитора Эмилию Карловичу, одной из самых важных для понимания философской базы Серебряного века фигур. Это «Жизнетворчество Эмилия Метнера. К мифологии русского символизма» (Г.В.Нефедьев) из раздела «Исследования», Письмо Н.К.Метнера к Ф.А.Степуну о творческом «вероисповедании» Э.К.Метнера (публикация М.Вахтеля) из раздела «Материалы. Архивные публикации и воспоминания» и др.